0
3156
Газета Вооружения Интернет-версия

04.02.2000 00:00:00

Высокоточные ракеты заменяют ядерные


Американская ядерная подводная лодка вырывается из глубины океана.
Фото пресс-службы ВМС США
АНАЛИЗ событий нескольких последних лет позволяет выявить закономерность в стратегии США по отношению к существующей системе договоров по контролю над вооружениями. Характерной чертой этой стратегии является постепенное размывание договорно-правового режима, созданного в период холодной войны, поскольку он не соответствует современным представлениям США о новых геополитических реалиях. Наглядными примерами проявления этой стратегии являются: отказ США от переговоров по СНВ-3; широкомасштабное наступление на Договор по ПРО; военная операция НАТО в Югославии весной 1999 г. в обход решения Совета Безопасности ООН; провал ратификации Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Более того, в последнее время все чаще в американских СМИ раздаются призывы пересмотреть всю систему договоров по СНВ.

Существуют веские основания предполагать, что в ближайшем будущем США начнут оказывать давление на Россию с целью внести изменения в действующий Договор СНВ-1 либо настаивать на такой трактовке его положений, которая будет более удобна для осуществления планов по модернизации стратегических сил.

К такому выводу подталкивает анализ доступной информации о планах переоборудования американских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) в носители крылатых ракет морского базирования (КРМБ) большой дальности и платформы для доставки сил специального назначения.

Как известно, в США построено 18 лодок типа "Огайо", причем последняя была введена в строй в сентябре 1997 г. Каждая ПЛАРБ имеет 24 пусковые установки (ПУ) для размещения баллистических ракет (БРПЛ) типа "Трайдент". Первые 8 лодок типа "Огайо" оснащены ракетами "Трайдент-1" (C-4) с дальностью более 8 тыс. км, а последующие 10 - ракетами "Трайдент-2" (D-5) с дальностью до 11 тыс. км. Согласно договору СНВ-1, на БРПЛ "Трайдент II" может размещаться не более восьми разделяющихся головных частей индивидуального наведения (РГЧ ИН). Однако ракета была испытана с 10 боезарядами, и, по мнению российских специалистов, способна нести до 14 РГЧ ИН.

В связи с тем что закупка БРПЛ "Трайдент-1" была прекращена в 1984 г. и сроки службы этих ракет истекают к 2005 г., существуют планы перевооружения в 2000-2005 гг. четырех лодок типа "Огайо" (с пятой по восьмую) ракетами "Трайдент-2".

В отношении первых четырех лодок данной серии планы пока не определенные, и принятие окончательного решения зависит от ряда факторов, основными из которых являются ядерная политика США, стоимость поддержания ядерных сил, сокращение стратегических вооружений и развертывание неядерной системы сдерживания на основе высокоточного оружия.

Документом, определяющим основные положения ядерной политики США, "Nuclear Posture Review" (NPR), установлено, что для обеспечения национальной безопасности достаточно 14 ПЛАРБ. В случае вступления Договора СНВ-2 в силу БРПЛ должны быть разгружены таким образом, чтобы на них в совокупности было развернуто до 1750 боезарядов. Соединенные Штаты также не должны предпринимать односторонних шагов по сокращению своего ядерного арсенала ниже уровня, обозначенного Договором СНВ-2. Согласно NPR, США необходимо сохранить способность практически удвоить количество развернутых боезарядов в сжатые сроки, если процесс взаимных сокращений СНВ будет сорван или если к власти в России придет правительство, "враждебное" по отношению к Соединенным Штатам.

Однако в 1997 г. конгресс США принял закон, обязывающий администрацию поддерживать стратегические ядерные вооружения США на уровне Договора СНВ-1 до тех пор, пока Россия не ратифицирует СНВ-2. Этот закон пока формально не позволяет осуществить планы по снижению количества ПЛАРБ. Между тем сроки эксплуатации четырех ПЛАРБ (SSBN-726 "Огайо" и SSBN-727 "Мичиган", SSBN-728 "Флорида" и SSBN-729 "Джорджия") истекают в 2002-2003 гг. С другой стороны, продление срока службы этих четырех лодок для поддержания уровня СНВ-1 неизбежно приведет к увеличению затрат на оборону. Кроме переоснащения ракетами "Трайдент-2", потребуется также средний ремонт лодок и перезарядка их реакторов. По оценкам бюджетного управления конгресса, общие дополнительные затраты, связанные с модернизацией этих четырех ПЛАРБ и увеличением сроков их эксплуатации, составят с 1999 по 2008 г. около 7 млрд. долл.

Величина предполагаемых расходов послужила стимулом к тому, что в военно-морских силах США начали изучать вопрос о возможности односторонних сокращений стратегических вооружений морского базирования. В частности, недавно начальник штаба ВМС США адмирал Джонсон заявил на слушаниях в комитете по вооружениям сената, что ВМС требуется иметь 14 ПЛАРБ, так как, по его мнению, этот уровень является достаточным. Освободившиеся таким образом ресурсы можно использовать для решения других задач. Несомненно, к такому шагу подтолкнуло и мнение американских аналитиков о неспособности России поддерживать свои стратегические силы даже на уровне СНВ-2.

Но, кроме экономии бюджетных денег, есть и другие мотивы, обуславливающие интерес США к сокращению ПЛАРБ типа "Огайо". Наиболее сильным стремлением США, по-видимому, является создание альтернативной неядерной системы сдерживания на основе использования высокоточного оружия в качестве приоритетной меры силового давления на потенциальных противников. Важное место в решении этой задачи отводится крылатым ракетам морского базирования типа "Томагавк".

К настоящему времени США имеют около 90 надводных кораблей и более 50 атомных подводных лодок, способных нести КРМБ большой дальности типа "Томагавк". Перспективные КРМБ этого типа даже в неядерном оснащении будут способны перенацеливаться в полете и поражать цели на расстоянии до 2700 км. Размещение КРМБ на ПЛАРБ типа "Огайо" могло бы существенно усилить эту группировку, поскольку одна такая лодка, вооруженная 154 КРМБ, будет способна заменять до 8 многоцелевых ПЛА или до 3-4 эсминцев типа "Спрюенс". Следует также отметить, что в отличие от надводных кораблей подводные лодки способны действовать в одиночку и могут атаковать цели совершенно внезапно для противника.

К идее переоборудования ПЛАРБ проявили интерес и силы специального назначения США (Special Operations Command - SOCOM). Как известно, одна из двух бывших ПЛАРБ (SSN-645 "Джеймс К. Полк"), использовавшихся SOCOM, выведена из боевого состава в 1999 г., а вторую (SSN-642 "Камехамеха") - планируется вывести в октябре

2001 г. в связи с истечением срока эксплуатации. Таким образом, появление новых носителей для проведения диверсионных операций позволило бы существенно повысить возможности сил специального назначения. Существующие проекты предполагают переоборудование от 2 до 6 из 24 пусковых установок подводных лодок в камеры, приспособленные для размещения мини-ПЛ типа ASDS (Advanced Swimmer Delivery System), спасательных плотов и оборудования для сил спецназа. На переоборудованной лодке можно было бы также разместить группу спецназа численностью в 66 человек на постоянной основе, причем возможно временно устанавливать дополнительные койки в каютах для 102 человек.

Предполагается, что переоборудованные подводные лодки типа "Огайо", обладающие возможностями длительного и скрытного патрулирования под водой, вооруженные обычным высокоточным оружием и способные нести мини-ПЛ, смогут сочетать нанесение точечных ударов до 2-3 тыс. км в глубь территории противника и действия сил специального назначения. Использование четырех лодок дало бы возможность США контролировать кризисные районы постоянно, причем две из них могли бы находиться там в каждый момент времени. Срок службы таких ПЛ возможен до 2023-2026 гг.

Идея переоборудования ПЛАРБ типа "Огайо" в носители КРМБ обсуждается в военных и промышленных кругах США уже в течение четырех лет. В декабре 1997 г. комиссия, созданная конгрессом, - национальный совет обороны - выработала заключение о целесообразности "переоборудования одной или более из четырех ПЛАРБ, которые будут выведены из состава стратегических сил, для выполнения других задач". При принятии закона о финансировании Министерства обороны на 1999-й финансовый год конгресс США обязал Пентагон провести изучение вопроса о конверсии лодок и представить соответствующие доклады в оборонные комитеты Конгресса к 1 марта 1999 г. Изучение вопроса было поручено ВМС.

В середине апреля 1999 г. в еженедельнике "Jane"s Defense Weekly" появилось сообщение о том, что в ВМС США подготовили доклад по переоборудованию ПЛАРБ, в котором содержится вывод: осуществление этого проекта значительно повысит возможности военно-морских сил. Оснащенные крылатыми ракетами морского базирования атомные подводные лодки могли бы играть решающую роль в подавлении ПВО противника. Скрытно выдвинутые близко к побережью противника и готовые осуществить пуск 154 крылатых ракет в течение шести минут, подобные носители могли бы атаковать широкий диапазон стационарных и мобильных целей. Доклад был в начале лета 1999 г. представлен в конгресс.

Вполне вероятно, что основные дебаты о целесообразности переоборудования ПЛАРБ развернутся уже в первой половине 2000 г., когда будет формироваться оборонный бюджет на последующие годы, поскольку именно в этот период США должны принять решение о дальнейшей судьбе четырех ПЛАРБ типа "Огайо". И существуют свидетельства об основательной подготовке к принятию такого решения. По сообщениям американской прессы, в декабре 1999 г. президенту США было направлено письмо, которое подписали 22 члена палаты представителей конгресса. В нем подчеркивается целесообразность переоборудования ПЛАРБ, если администрация примет решение о сокращении состава морских стратегических сил. Как стало известно в начале января 2000 г., главный финансовый инспектор Пентагона одобрил план бюджета Министерства обороны # 744C, который предусматривает появление новой строки в бюджете ВМС США - "затраты на перезарядку реакторов ПЛА типа "Лос-Анджелес" с целью продления сроков их эксплуатации и на переоборудование ПЛАРБ в носители КРМБ" и выделение суммы в 1,1 млрд. долл. по новой бюджетной строке в течение 2002-2005 гг. По мнению информированных источников в Пентагоне, указанная сумма достаточна для перезарядки реакторов четырех ПЛА типа "Лос-Анджелес" или для переоборудования двух ПЛАРБ. Решение о предназначении этих средств в пользу первого или второго варианта, по-видимому, будет принято окончательно к лету 2000 г., когда будет обсуждаться план бюджета на 2002 г. Тем не менее план бюджета # 744C также предусматривает выделение 35 млн. долл. в 2001 г. исключительно на НИОКР по переоборудованию ПЛАРБ в носители КРМБ.

Решение о переоборудовании ПЛАРБ представляется экономически привлекательным, несмотря на то что существует тенденция роста стоимости проекта по мере проработки вопроса. Согласно оценкам экспертов стоимость переоборудования лодок под носители КРМБ 2,13 млрд. долл., причем кроме этого потребуется 440 млн. долл. для перезарядки реакторов и 3,3 млрд. долл. - для эксплуатации переоборудованных атомных подводных лодок в течение 22 лет.

Следует отметить, что в Соединенных Штатах есть и противники проекта переоборудования ПЛАРБ в носители КРМБ, поскольку такое решение потребует либо увеличения доли военно-морских сил в оборонном бюджете, либо сокращения ассигнований на другие программы ВМС США. В частности, представители ВВС считают, что аналогичные задачи могут выполнять КРВБ в неядерном оснащении, доставляемые стратегическими бомбардировщиками типа B-52H.

В рядах надводного флота также существует оппозиция данному проекту. Являясь более экономичным, план по переоборудованию ПЛАРБ составляет конкуренцию дорогостоящей программе строительства перспективных кораблей типа DD-21, называемых "эсминцами для атаки наземных целей". Корабли этого типа способны нести до 80-120 пусковых установок КРМБ "Томагавк". Однако в этих пусковых установках размещается также оружие ПВО и ПЛО, так что обычно для оснащения КРМБ используется не более 30% от общего количества развернутых ПУ. Средняя стоимость закупки эсминцев типа DD-21 составит около 800 млн. долл., а всего предполагается построить 32 единицы.

К планам по переоборудованию ПЛАРБ неоднозначно относятся и в рядах подводников ВМС США. Необходимо отметить, что они стремятся добиться увеличения бюджетного финансирования конкурирующих программ - строительство новых ПЛА типа "Вирджиния" и увеличение сроков эксплуатации ПЛА типа "Лос-Анджелес". По-видимому, именно внутренним соперничеством представителей различных программ в подводных силах ВМС США и объясняется отсутствие четкого распределения средств по новой статье в плане бюджета Пентагона # 744C.

Следует отметить, что в выводах официальных ведомств США о целесообразности переоборудования ПЛАРБ в носители КРМБ постоянно подчеркиваются существенные препятствия, налагаемые договорами СНВ-1 и СНВ-2. Так, отмечается, что переоборудованные лодки будут и далее засчитываться по этим соглашениям, если перевооружение будет произведено с минимальными затратами - без вырезки пусковых установок БРПЛ или ракетных отсеков ПЛАРБ, как того требуют зафиксированные в договорах процедуры по ликвидации ПУ БРПЛ. Таким образом, за США будет дополнительно засчитываться по меньшей мере 384 боезаряда на подводных лодках (по правилам СНВ-2), хотя фактически они не будут развернуты. Переоборудование ПЛАРБ в носители КРМБ, при котором в соответствии с выработанными в СНВ-1 процедурами по ликвидации будет осуществляться вырезка ПУ БРПЛ или замена ракетных отсеков, потребует дополнительных расходов по меньшей мере в 2 млрд. долл., и таким образом практически удвоит предполагаемые затраты. Тем не менее даже при эксплуатации этих лодок с вырезанными ПУ БРПЛ Россия будет вправе инспектировать шахты переоборудованных подводных лодок на предмет того, не находятся ли там БРПЛ, подпадающие под механизм контроля договорных обязательств.

Специалисты в США также понимают, что реализация плана по переоборудованию ПЛАРБ может потребовать внесения изменений в Договор СНВ-1 и ратификации этих изменений как сенатом США, так и правопреемниками СССР - Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном. В частности, Договор СНВ-1 содержит положения, которые дают Соединенным Штатам право использовать только две ПЛАРБ типа "Бенджамин Франклин" для специальных целей. Однако эти лодки не должны обладать способностью пуска БРПЛ.

Кроме этого, согласно положениям Договора СНВ-1, переоборудованные лодки не могут размещаться в базах ПЛАРБ Бангор и Кингс-Бей. Следовательно, для таких лодок может потребоваться создание специальной инфраструктуры по их содержанию и обслуживанию, что приведет к значительному увеличению финансовых затрат.

Как и в случае с Договором по ПРО, Вашингтон, похоже, вновь готовится к пересмотру действующих соглашений. Следует ли России относиться спокойно к планам США по переоборудованию ПЛАРБ? Ни в коем случае. И дело вовсе не в "супердержавных" амбициях России, которые направлены на отстаивание позиций, унаследованных от СССР. Дело в том, что КРМБ большой дальности до сих пор не являются предметом переговоров по СНВ, на чем настаивает российская сторона. Хотя ядерные боезаряды сняты с КРМБ и находятся в хранилищах, все же они могут быть достаточно быстро развернуты вновь, если будут приняты соответствующие решения. А о том, что КРМБ большой дальности могут быть использованы в качестве оружия первого удара, свидетельствуют перечисленные ниже факты.

В отличие от межбаллистических ракет КРМБ обладают высокой скрытностью, что затрудняет их своевременное обнаружение и борьбу с ними, особенно в условиях применения с подводных лодок, когда заранее предугадать и зафиксировать место и время пуска достаточно сложно.

Дальность и точность КРМБ США (круговое вероятное отклонение достигает 10 м) в ядерном оснащении достаточны для надежного поражения шахтных пусковых установок развернутых МБР практически на всей территории РФ.

Перспективные КРМБ США будут обладать способностью коррекции целеуказания в полете. В то же время в Соединенных Штатах осуществляется проработка программы создания всепогодной системы космического наблюдения, перед которой ставится цель отслеживать подвижные грунтовые ракетные комплексы в реальном масштабе времени.

Таким образом, перспективные КРМБ даже в неядерном оснащении будут представлять угрозу для российских МБР наземного базирования.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1496
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1704
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1808
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4138

Другие новости