РОССИЯ, как ни одна другая страна, обладает огромным опытом исследований в области противоракетной обороны (ПРО) и создания реальных, действующих систем ПРО. За последние 40 лет в нашей стране созданы и испытаны экспериментальный полигонный комплекс ПРО (система "А") и два поколения боевых систем ПРО г. Москвы от стратегических баллистических ракет (системы А-35 и А-135). В эксплуатации находится ныне действующая система ПРО г. Москвы (система А-135).
C окончанием холодной войны роль системы ПРО сводится к отражению одиночных случайных, несанкционированных или террористических запусков баллистических ракет. Кроме того, наличие действующей системы ПРО вносит существенный вклад в обеспечение ядерной безопасности. Снижение стратегического противостояния увеличило опасность ложных тревог из-за возможных ошибок в российской системе предупреждения о ракетном нападении, ослабленной по причине распада СССР.
Понятно, что реагирование на ложную тревогу и даже, может быть, на одиночную случайно запущенную реальную цель ответным ударом стратегических ядерных ракет приведет к мировой катастрофе. Наличие на боевом дежурстве эффективной действующей системы ПРО, какой является система А-135, способной осуществлять перехват одиночных и небольших групп баллистических ракет, существенно повышает порог реагирования, а при определенных условиях может вообще исключить необходимость ответного удара.
Роль системы ПРО А-135, необходимость ее сохранения, совершенствования и развития сегодня еще более возрастают в связи с намерением США создать национальную территориальную систему ПРО.
К сожалению, возможности продолжать совершенствовать и развивать российскую ПРО до такого уровня, чтобы и в будущем ее роль в обеспечении безопасности страны была бы существенной, весьма ограничены. Резкое сокращение финансирования фактически привело к свертыванию ряда существенных направлений развития ПРО. Следствием этого явилось значительное уменьшение численности коллективов разработчиков - главным образом, за счет ухода наиболее молодой и перспективной их части. Тем не менее в будущем с изменением ситуации потребуется интенсификация разработок в данной области, в том числе системы ПРО от нестратегических баллистических ракет.
В связи с этим сегодня актуальной становится задача сохранения имеющихся в данной области технологических достижений. В нынешних условиях единственный способ сохранения технологий - разработка методологических обобщений, аккумулирующих опыт проектирования, создания и испытаний компонентов и систем ПРО. Старшее поколение разработчиков радиолокационных информационных и управляющих систем прекрасно помнит, сколь существенную роль при создании отечественной ПВО сыграла серия книг по радиолокации и управлению, подготовленная и изданная Массачусетским технологическим институтом (США) в 1947 г. (русский перевод - 1951 г.). Примером методологического обобщения, на котором воспитывалось молодое пополнение КБ-1 и смежных предприятий в 60-е гг., явилась прекрасная отечественная книга "НИР-50" , изданная под руководством профессора Нахима Лившица.
Сегодня необходимо создавать подобные методологические обобщения, отражающие современный уровень развития соответствующих технологий. Такая работа позволит в будущем обеспечить быстрое и эффективное вхождение молодых, новых коллективов в проблематику ПРО.
Проведение предлагаемых работ является необходимым условием для обоснованного выбора эффективных технологий преодоления противоракетной обороны, что сейчас рассматривается как наиболее доступный для России ответ в случае решения США о создании так называемой национальной системы ПРО. Экспериментальная проверка таких технологий также потребует наличия соответствующих средств ПРО на полигонах Минобороны.
Целесообразно и своевременно рекомендовать Министерству обороны и Агентству по системам управления открыть соответствующую научно-исследовательскую программу по разработке в головном институте по ПРО и на предприятиях-смежниках методологических обобщений, накопленных технологий проектирования, создания и испытаний компонентов и систем ПРО.