0
2802
Газета Вооружения Интернет-версия

02.06.2000 00:00:00

Выживание на поле боя - не иллюзия

Виталий Заколодяжный

Об авторе: Заколодяжный Виталий Павлович - старший научный сотрудник, капитан 1 ранга в отставке


В воскресенье, 7 мая 2000 г., во время разведывательного полета пары самолетов Су-24МР над территорией горной Чечни один из них внезапно пропал с экранов локаторов. Поиски традиционными способами (визуально в предполагаемом районе падения самолета) с применением в течение первых суток нескольких десятков самолетов и вертолетов результата не дали. Затем ухудшилась погода. Подошел очередной циклон с его многослойной низкой облачностью, фронтами, туманами и дождями... Поиски временно прекратились. Летчик и штурман очередного Су-24МР на связь не выходят. Хотелось бы надеяться на благополучное окончание этой истории, но надежды на это мало.

Предыдущий подобный случай произошел вечером 4 октября 1999 г. в 20 км южнее Грозного, когда над территорией, занятой боевиками, был сбит точно такой же воздушный разведчик Су-24МР. Проведенные в светлое время суток интенсивные поиски места падения самолета и возможного приземления пилотов результатов не дали. Как выяснилось позже, пилот самолета погиб, а штурман, старший лейтенант Сергей Смыслов, катапультировался и затем днем и ночью более 20 суток пробирался к своим. Питался чем придется: ягодами, корнями растений. Выбившийся из сил, был захвачен чеченскими боевиками. Местонахождение Смыслова стало известно лишь 26 октября. В результате специальной операции штурман был отбит, но вывезти его сразу не удалось. Смыслову и его освободителям, оставшимся без связи, пришлось пробираться на свою территорию пешком. Лишь 24 ноября (на 50-й день!) их удалось вертолетом вывезти к своим. В свете этой "одиссеи" представляется интересный опыт поисково-спасательных операций в вооруженных силах США.

Целью этих операций является возвращение на свою территорию военнослужащих и лиц гражданского персонала, оказавшихся по разным причинам в отрыве от своих сил на территории противника или недружественного государства. Это могут быть члены экипажей сбитых или совершивших вынужденную посадку самолетов и вертолетов, члены экипажей кораблей, подводных лодок и морских судов, оказавшиеся на спасательных средствах в море либо на побережье противника, военнослужащие, попавшие в окружение или совершившие побег из плена и т.д.

Специальные авиационно-морские поисково-спасательные силы (ПСС) были созданы в США в годы Второй мировой войны. Уже во время войны в Корее (1950-1953) ПСС удалось спасти жизни около 1000 человек, а во Вьетнаме - 4120. Может быть, самое важное даже не количество спасенных, а уверенность военнослужащих в том, что в случае беды они будут спасены, - укрепляет их моральный дух и способствует успешному выполнению боевых задач.

Результативность поисково-спасательной операции (ПСО) зависит не только от успешных действий ПСС, но и от того, насколько грамотно действуют пострадавшие, а также от возможностей аварийно-спасательной техники. В каждом самолете американских ВВС есть аварийный комплект, в который входят запасы пищи, воды, наличных денег, аптечка, разговорник, справочник по выживанию, сигнальные ракеты, пистолет. Члены летных экипажей имеют также индивидуальные радиомаяки и голосовые приемопередатчики.

Размещаемый на пилоте персональный радиомаяк - приемопередатчик PLB-VT (Perconal Locator Beacon - Voice Transceiver), работает в двух режимах. В режиме "радиомаяк" излучается сигнал, который может быть принят не только на поисково-спасательных вертолетах, самолетах, кораблях, но и спутниками российско-американской космической системы поиска и спасения KOCПАС/SARSAT. Во втором режиме ("радиосвязь") осуществляется двусторонний радиообмен с самолетами и кораблями. Предусмотрена поставка в войска 15 тыс. таких устройств.

Аварийный радиомаяк ELT (Emergency Locator Transmitter) устанавливается на катапультируемом кресле. Под действием перегрузки при выстреле последнего из самолета радиомаяк автоматически включается в режим передачи сигнала, который принимается системой КОСПАС/SARSAT. Эта система определяет географические координаты потерпевшего и через 1,5-2 часа аварийная информация поступает в центр ПСС. Оба устройства позволяют однозначно идентифицировать летчика и самолет. Сигналы бедствия обоих устройств передаются в широком диапазоне волн и поэтому применяются только в условиях мирного времени.

В боевых условиях используются аварийные радиосредства с кодированным сигналом. В 1996 г. командование ВВС США заказало 11 тыс. комплектов системы CSEL (Combat Survivor Evader Locater). В состав комплекта входит персональный приемопередатчик AN/PRQ-7, который обеспечивает с чрезвычайно низкой вероятностью перехвата передачу кодированного аварийного сигнала через спутник связи SATCOM на базовую станцию AN/GRC-242 и радиообмен в зоне прямой видимости с самолетами и вертолетами-спасателями.

Для высокоточного определения местоположения пострадавшего в комплекте CSEL используется приемник спутниковой навигационной системы GPS, погрешность которого не превосходит нескольких десятков метров. Пострадавшему рекомендуется, исходя из условий обстановки, применять радиосредства ограниченно, посылая короткие сообщения, чтоб избежать обнаружения и пеленгации противником. Масса приемопередатчика 0,9 кг, емкость батареи рассчитана на 21 сутки непрерывной работы. В мирное время система CSEL может функционировать и на аварийных международных частотах системы КОСПАС/SARSAT.

Приземлившись, пилот включает комплект, который определяет его точное местоположение и сообщает его ПСС. Необходимости в поиске нет. Сразу же после получения сигнала бедствия к летчику направляются поисково-спасательные группы на вертолетах.

Во время косовского конфликта НАТО развернуло более 20 таких групп по периметру Югославии. Именно они спасли пилота бомбардировщика-"невидимки" F-117A, сбитого в ночь на 28 марта 1999 г.

Последующие разработки связаны с микроминиатюризацией аппаратуры. Так, американская фирма JRC International предложила микроприемник JRL-702B спутниковой навигационной системы GPS/НАВСТАР размером с наручные часы. Его габариты, соответственно:

50х56х29 мм и масса 65 г.

Аппаратура CSEL может быть использована не только в ПСО, но и при ведении разведки в тылу противника, в районах кризисов и конфликтов, при уничтожении и выводе из строя объектов на вражеской территории, при освобождении заложников, защите от террористических акций и для проведения операций против любых деструктивных сил (террористов, незаконных вооруженных формирований и т.д.) и поэтому заслуживает особого внимания.

В заключение заметим, что существует отечественная спутниковая навигационная система ГЛОНАСС-КНС аналогичная американской GPS/НАВСТАР. У наших пилотов также есть в аварийном комплекте аптечка и т.п., но, к сожалению, отсутствуют индивидуальные радиосредства "выживания", подобные вышеописанным. Поэтому целесообразно командованию ВВС и армейской авиации срочно разработать спасательные комплекты для экипажей самолетов и вертолетов, участвующих в локальных вооруженных конфликтах (сначала хотя бы для них, учитывая ограниченность финансирования ВС РФ), куда бы, кроме аварийного запаса продовольствия и стрелкового оружия для самообороны, на первой стадии входили бы и приемоиндикаторы отечественной КНС ГЛОНАСС, и спасательные буи системы КОСПАС/SARSAT, а также необходимые средства связи. Соответствующими средствами обнаружения этих сигналов должны быть оборудованы и поисково-спасательные силы. В дальнейшем нужна разработка специализированных автоматических систем, подобных американским, и обеспечение ими экипажей всех самолетов и вертолетов всех видов и родов ВС РФ, включая корабельную авиацию.

Все-таки самое ценное в нашей авиации - это люди: пилоты, штурманы, бортмеханики. Служба в авиации опасна и в мирное время, а уж тем более во время войны. Поэтому организация гарантированного спасения экипажей летательных аппаратов в любых условиях обстановки должна быть первейшей заботой командования всех степеней.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1885
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2857
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2233
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2225

Другие новости