Ковертоплан V-22, совмещающий функции самолета и вертолета, должен обеспечить мобильность морской пехоты США. Фото пресс-службы ВС США |
- бюджет национальной безопасности, включающий как все затраты Министерства обороны, так и расходы Министерства энергетики на создание, совершенствование, производство ядерных боеприпасов, а также финансирование федеральных программ гражданской обороны;
- собственно бюджет Министерства обороны, который включает финансирование программ военного ведомства, а также фонды на содержание военного персонала и видов Вооруженных сил.
Общий запрос бюджетных полномочий по бюджету национальной безопасности составляет 291,1 млрд. долл., что превышает ассигнования, выделенные по этой категории финансирования в 2000 ф.г. и составившие 279,9 млрд. долл. При этом в проекте бюджета на 2001 ф.г. предусматривается на 11% увеличить ассигнования на закупки, что составит 60,3 млрд. долл. по сравнению с 54,2 млрд. долл. в 2000 ф.г.
Однако, как и в прошлом году, палата представителей американского конгресса посчитала предложенную Белым домом сумму недостаточной и своим решением от 30 марта довела военные расходы США до 307 млрд. долл.
АРМИЯ
Впервые с 1992 ф.г. армия США запрашивает на будущий финансовый год свыше 70 млрд. долл., или на 800 млн. долл. больше, чем в 2000 ф.г. Правда, фактическая покупательная способность этих средств с учетом инфляции снижается на 1,5%.
Бюджетный запрос отражает стремление командования сделать армию более мобильной, быстрее реагирующей на возникающие ситуации. В рамках этой концепции до 2005 г. потребуется примерно 13 млрд. долл., а до 2014 г. - 47 млрд. долл.
В бюджетных раскладках на период 2001-2005 гг. из финансирования почти каждой программы, относящейся к науке и технологиям, было выжато все возможное для ускорения разработки перспективной боевой системы FCS (Future Combat System) - семейства наземных машин, потенциально способных выполнять задачи широкого диапазона: бронетанковые операции, разведку, командование и управление, а также противоракетную оборону. Предполагается, что в 2006 г. работы по системе FCS выйдут на этап создания опытного образца и подготовки производства, для чего армия намерена затратить 13 млн. долл.
Для покрытия расходов на перестройку своих сил армия закрыла финансирование следующих шести программ: наземные машины командования и управления; управляемые ракеты для РСЗО MLRS; авиационная компонента системы разведки и радиоэлектронной борьбы "Профет"; ЗУР "Стингер" "блок-2"; тактическая ракета ATACMS "блок-2A"; инженерно-саперная машина "Гризли" и тяжелый мост "Вулверин". Кроме того, пересмотрены в сторону уменьшения планы приобретения самоходных гаубиц "Крусейдер" - с 1138 до 480 единиц.
Долевое распределение финансирования по отдельным категориям бюджета армии США в проекте на 2001 ф.г. выглядит так: закупки - 14%, эксплуатация и МТО - 34%, НИОКР - 8%, содержание военнослужащих - 40%, военное строительство - 2%, жилищное строительство для семей военнослужащих - 2%. Запрашиваемые фонды на основные программы вооружений представлены в таблице.
ФЛОТ
Согласно оценкам проекта бюджета ВМС США на 2001 ф.г., темпы строительства кораблей и закупок авиационной техники не достигнут уровня, необходимого для поддержания в будущем существующих сейчас военно-морских сил.
Ассигнования на 2001 ф.г. для Министерства ВМС, включающего и корпус морской пехоты (КМП), составят 91,9 млрд. долл. Запрашиваемые фонды на закупки увеличены до 25,8 млрд. долл. по сравнению с 20,5 млрд. долл. в 2000 ф.г. Рост достигнут в основном за счет 4 млрд. долл. на следующий авианосец CVN-77.
ВМС стремятся обеспечить финансирование постройки всего восьми новых кораблей вместо 10-12, хотя именно столько нужно для сохранения в будущем флота, насчитывающего более 300 кораблей. Перспектива флота - 268 кораблей, и, даже если ежегодные темпы их строительства повысятся до 12 единиц, ликвидация отставания от потребностей займет 16 лет.
Программы кораблестроения находятся в состоянии финансовой депрессии уже в течение нескольких лет, а вот морская авиация только сейчас оказалась в подобном положении. По оценкам ВМС США, ей необходимо ежегодно приобретать от 150 до 210 новых самолетов для поддержания и в будущем боеспособности 10 регулярных и одного резервного авиакрыльев. До 2005 г. включительно предполагается закупить 795 самолетов и вертолетов, в том числе 128 единиц в следующем финансовом году, 130 - в 2002-м, 173 - в 2003-м, 177 - в 2004-м и 187 - в 2005-м.
Основной авиационной программой ВМС США остаются работы над многоцелевым истребителем F/A-18E/F. Затраты на него и другие программы в сочетании с финансированием создания совместного с ВВС новейшего истребителя-бомбардировщика JSF могут привести к серьезным проблемам в перспективных бюджетных ассигнованиях на морскую авиацию.
АВИАЦИЯ
Согласно заявлениям официальных представителей Пентагона, ВВС США смогут учесть уроки боевых операций в Косово и продолжить уже осуществляемую модернизацию своих сил, если конгресс утвердит представленный президентом Клинтоном проект их бюджета на 2001 ф.г. в сумме 71,2 млрд. долл. (это на 2,8 млрд. долл. больше, чем в 2000 ф.г.). По оценке экспертов, существующие приоритеты в расходовании выделяемых средств сохранятся.
В проекте почти на 1 млрд. долл. - до 9,53 млрд. - увеличивается финансирование закупок. Несмотря на это, затраты на большинство самолетных программ сокращаются. Исключение - истребитель F-22.
Представители ВВС США признают, что проект бюджета в случае его утверждения приведет в будущем к повышению среднего срока эксплуатации американских самолетов. В то же время в отличие от российских американские ВВС до 2008 г., когда в войсках должен появиться первый истребитель JSF, не планируют встать на путь модернизации парка устаревающих тактических машин. По заявлению эксперта Пентагона в области авиации, рано или поздно эта проблема станет актуальной, поскольку темпы производства не изменились, а затраты на программу самолета JSF катастрофически возрастают.
Практически все увеличение финансирования закупок ВВС пойдет на закупку бомб и ракет с точным наведением на цель. Расходы на них увеличатся с 2,8 до 3,7 млрд. долл. Основным стимулом такого решения стали уроки боевых действий в Косово. В частности, 220 млн. долл. запрашиваются на закупку 9098 авиабомб JDAM, оснащенных аппаратурой наведения по сигналам космической навигационной системы НАВСТАР. Для сравнения: в 2000 ф.г. было выделено 190 млн. долл. на 8158 JDAM, в 1999 г. израсходовали 80 млн. долл. на 3778 таких боеприпасов.
Высшим приоритетом ВВС США по-прежнему является программа истребителя F-22. Выделяемые средства (см. таблицу ) пойдут на закупку 10 этого типа и дальнейшие НИОКР. Будет развиваться совместная с ВМС разработка перспективного истребителя-бомбардировщика JSF, который должен стать основным ударным самолетом и заменить состоящие на вооружении истребители F-16.
Несколько уменьшены (с 3,49 до 3,1 млрд. долл.) фонды, запрашиваемые на закупку военно-транспортных самолетов.
НИОКР И ОЦЕНОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
Предполагается, что расходы Министерства обороны США на НИОКР и оценочные испытания (НИОКР/О) будут сокращаться как в 2001 ф.г., так и в дальнейшем. На них в проекте бюджета на 2001 ф.г. Пентагон запрашивает 37,9 млрд. долл., тогда как в 2000 г. выделялось 38,3 млрд. долл. По оценкам экспертов, финансирование НИОКР/О будет следующим (в млрд. долл.): 38,4 в 2002 ф.г., 37,6 в 2003 ф.г., 37,5 в 2004 ф.г., 36,4 в 2005 ф.г. Подобная тенденция вызывает беспокойство у некоторых аналитиков, должностных лиц, промышленников и конгрессменов. Высказывается опасение, что в результате могут пострадать аэрокосмические корпорации и национальная безопасность.
Вот каковы запросы ассигнований на 2001 ф.г. по некоторым основным программам, включенным в категорию финансирования НИОКР/О:
- 48 млн. долл. на программу поисково-разведывательного вертолета RAH-66 "Команч", который представители армии США часто определяют как центр командования и управления в зоне боевых действий с наличием цифровых систем связи;
- 118 млн. долл. на программу ATAS (Advanced Tank Armament System), связанную с технологиями следующего поколения в области оружия для армейских танков M1 "Абрамс";
- 29,6 млн. долл. на работы армии США по перспективным информационным технологиям;
- 63,6 млн. долл. на программу "Вооруженные силы XXI века на уровне верховного командования, бригад и ниже" (Force XXI Battle Command, Brigade and Below), которая связана с пакетом программного обеспечения, являющегося важным фактором для взаимодействия армейских тактических сетей (Tactical Internet);
- 29,4 млн. долл. на программу тактического беспилотного летательного аппарата TUAV (Tactical Unmanned Aerial Vehicle) - первую армейскую программу в области таких БПЛА;
- 305 млн. долл. (рост за год более чем в два раза) на программу "Боевые надводные корабли XXI века" (Surface Combatant-21), связанную с общей техникой корабельных систем и направленную на постройку надводных боевых кораблей нового поколения;
- 34,7 млн. долл. на программу модернизации ПЛАРБ с целью оснащения их крылатыми ракетами (КР);
- 149 млн. долл. на программу лазера воздушного базирования в рамках разработки в ВВС систем ПРО.
ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА
Проект бюджета на 2001 ф.г. предусматривает выделение дополнительных фондов на программу так называемой национальной противоракетной обороны (НПРО) в объеме 2,2 млрд. долл. Общая ее стоимость, судя по первоначальным затратам, составит до 2005 г. включительно - 10,48 млрд. долл., до 2007 г. включительно - свыше 13 млрд. долл.
Увеличение финансирования позволит расширить рассматриваемую ныне конфигурацию системы НПРО (она носит наименование С-1) до уровня "С-1 прайм". В рамках этой конфигурации предполагается развернуть на Аляске к 2007 г. сто противоракет и пять комплексов РЛС раннего обнаружения и предупреждения.
В рамках запрашиваемых на 2001 ф.г. ассигнований предусматривается в ближайшие пять лет истратить 3,6 млрд. долл. на армейскую систему ПРО на ТВД THAAD. Аналогичный проект ВМФ - система NTWD - получит 1,6 млрд. долл. Эксперты отмечают, что между двумя системами ПРО на ТВД продолжается соревнование, которое может закончиться принятием на вооружение одной из них.