0
1708
Газета Вооружения Интернет-версия

18.08.2000 00:00:00

Утилизация атомоходов - проблема разрешимая

Тэги: утилизация, АПЛ, флот, атомоход


Еще три года назад проблема утилизации выведенных из боевого состава ВМФ РФ атомных подводных лодок (АПЛ) выглядела для России практически неразрешимой, разрастаясь в размерах как раковая опухоль и угрожая экологическими катастрофами прибрежным странам Северо-Западной Европы и Дальневосточного региона, прежде всего самой России и Японии. Количество списанных АПЛ стремительно росло, а денег на дорогостоящую операцию по их разделке на металлом у государства не было.

Как это нередко случается, мешал укоренившийся стереотип мышления доатомной эры: переданные после постройки на судостроительных заводах Минсудпрома СССР в боевой состав ВМФ АПЛ осваивались военными моряками, несли боевую службу, поддерживали международную стабильность в Мировом океане все годы холодной войны, ходили вокруг света, на экватор и Северный полюс, а после окончания установленного срока своей службы оставались на балансе флота. Но в отличие от старых кораблей с обычными (неядерными) главными двигательными установками, полузатопленные корпуса которых окружают судоремонтные заводы (СРЗ) ВМФ на всех флотах, АПЛ так бросать нельзя.

Ведь энергетические установки атомных подлодок содержат отработанное ядерное топливо (ОЯТ); жидкие и твердые радиоактивные отходы (ЖРО и ТРО) накопившиеся в конструктивных элементах паропроизводительных установок (ППУ): парогенераторах, циркуляционных насосах, фильтрах, трубопроводах и т.д., расположенных в отсеке ядерных реакторов (ОЯР). Попадание морской воды в ОЯР при его негерметичности может повлечь радиоактивное заражение окружающей акватории и побережья. Для поддержания списанных АПЛ в безопасном состоянии на них содержатся сокращенные экипажи, на корабли поступают электроэнергия, пар, воздух высокого давления и вода для обеспечения их живучести. Всего в настоящее время из боевого состава ВМФ РФ выведено 183 АПЛ первого и второго поколения, но только с 65 из них выгружено ОЯТ, а 113 АПЛ так и стоят с загруженными ядерными реакторами.

СРЗ ВМФ необходимой инфраструктуры для полной и своевременной утилизации отслуживших свое АПЛ не имеют, так как озабоченные достижением ракетно-ядерного паритета в гонке вооружений с США (у них построено 186 АПЛ, у нас - 248) руководители СССР денег на это в нужном количестве не выделяли. Минсудпром, Минобороны (ВМФ), Минсредмаш (предшественник нынешнего Минатома) СССР как будто забыли о завершающем этапе жизненного цикла АПЛ. Не озаботила их данной проблемой и Академия наук СССР, которая отвечала за научное обоснование строительства и эксплуатации отечественного атомного флота. Экономический кризис последнего десятилетия и совершенно недостаточное финансирование военного ведомства, в том числе и ВМФ, а также массовый вывод из боевого состава флота ракетных подводных лодок стратегического назначения в соответствии с подписанным в 1990 г. договором СНВ-1, многократно усугубили проблему. Ни сил, ни средств для ее решения флот не имел и не имеет. Если в ближайшие десять лет списанными АПЛ не займутся, то около четверти из них затонут прямо у причалов со всеми вытекающими последствиями. Самое тяжелое положение сложилось на Дальнем Востоке, где находится 63 старых АПЛ (из них 49 с ОЯТ), в том числе 39 на СРЗ "Звезда", три в бухте Постовая города Советская Гавань и семь на Камчатке.

В 1998 г. постановлением правительства РФ # 518 "О мерах по ускорению утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, выведенных из состава ВМФ, и экологической реабилитации радиационноопасных объектов ВМФ" координация и руководство этой работой было передано от ВМФ Министерству по атомной энергии РФ (Минатому РФ), который в качестве государственного заказчика организовал кооперацию научных и промышленных объединений по ликвидации российских АПЛ, заканчивающих свой век.

В июле с.г. в конференц-зале подмосковной гостиницы "Holiday Inn" закончил свою работу международный семинар "FEESS-2000", организованный Минатомом РФ, Ассоциацией делового сотрудничества в области передовых комплексных технологий "Аспект" и посвященный проблемам утилизации списанных атомных подводных лодок в Дальневосточном регионе России. Важность и масштабы рассматриваемой проблемы определили высокое представительство участников семинара: заместитель министра по атомной энергии РФ Валерий Лебедев, генеральный секретарь Российско-японского комитета по сотрудничеству в области сокращения ядерных вооружений доктор Тошиюки Каваками (Япония), президент отделения LMET корпорации "Локхид-Мартин" доктор Джоуэл Вайс (США), руководители крупнейших судоремонтных предприятий России, отечественных научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро - проектантов АПЛ и их ЯЭУ, ответственные лица из Минэкономики, Минобороны РФ, Российской академии наук и других заинтересованных организаций. Кроме того, приехали представители Великобритании, Франции, Норвегии, Финляндии и Австрии.

В ходе семинара удалось прийти к единому выводу, что ликвидация старых атомных подлодок в России является, возможно, единственным примером успешной международной кооперации государственных и частных, научных и производственных организаций в решении вопросов, влияющих на экологическую безопасность двух густонаселенных регионов мира. Если в 1998 г. было утилизировано всего четыре АПЛ, то в 1999 г. - восемь, в 2000 г. по плану должны разделать уже 18 лодок, а в 2001 г. - 21!

Часть этих АПЛ утилизированы за счет государственного бюджета России. Правительство США выделило деньги для ликвидации ракетных АПЛ, выведенных из состава ВМФ по договору СНВ-1 (программа Нанна-Лугара - 500 млн. долл.), правительство Японии нашло 120 млн. долл. для таких же операций с АПЛ Тихоокеанского флота. Здесь положение особенно тревожное, так как среди 49 атомных подлодок с не выгруженным ОЯТ есть три, на которых были аварии ЯЭУ. Их надо захоронить в долговременном укрытии типа "Саркофаг". Однако средств пока все-таки не хватает. Чтобы придерживаться научно обоснованного графика утилизации, необходимо привлечь инвестиции частных компаний и фирм, в том числе и иностранных.

Сложность проблемы потребовала создания государственной концепции ее решения. В общем плане схема разделки АПЛ включает несколько этапов: вывод АПЛ из боевого состава флота; подготовка ее к выгрузке ОЯТ; выгрузка ОЯТ и перевоз его в хранилище на берегу; вырезка реакторного отсека из корпуса АПЛ; транспортировка ОЯТ на производственное объединение (ПО) "Маяк" Челябинской области для его переработки; транспортировка реакторного отсека в региональные пункты длительного хранения, выдержка там в течение 50-70 лет и его последующая утилизация. Нетоксичные носовая и кормовая оконечности АПЛ идут на металлолом по обычной технологии. В США блоки реакторных отсеков с АПЛ хранятся в пустыне на охраняемой базе Хэнфорд штат Вашингтон под открытым небом в обвалованном виде, что в суровом российском климате недопустимо.

Отечественная технология утилизации АПЛ создана Государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро (ГУП НИПТБ) "Онега". Однако еще не все ее этапы нашли научное и особенно практическое разрешение. Требует дальнейшего развития инфраструктура разделки АПЛ на СРЗ "Звезда", СРЗ ВМФ в бухте Чажма и на Камчатке в Дальневосточном регионе, а также на СРЗ "Звездочка" и "Нерпа", СРЗ ВМФ в Полярном и в Росте на северо-западе России. В стадии проработки находятся задачи организации временного хранения одноотсечных блоков реакторных отсеков и контейнеров с выгруженным ОЯТ на на заводских площадках. Пока нет региональных хранилищ и средств транспортировки одноотсечных реакторных блоков (ОРБ). После выгрузки ОЯТ они временно хранятся на плаву в виде трехотсечных блоков, где носовой и кормовой смежные с реакторным отсеки АПЛ выполняют роль понтонов в течение 10-12 лет. Затем они или утонут, или им необходим регулярный доковый ремонт, что обойдется дороже содержания ОРБ в региональном береговом хранилище.

Следует обеспечить СРЗ, где извлекают ОЯТ, потребным количеством транспортных контейнеров типа ТК-18 и средствами их доставки до железнодорожных станций, куда за ними приходит единственный в стране специальный поезд с ПО "Маяк". Для этого надо модернизировать участок железной дороги от города Большой Камень, где расположен СРЗ "Звезда", до станции Смоляниново, чтобы она могла выдержать специальные платформы ТК-18 с полезной нагрузкой 120 тонн каждая. Возможно, придется усовершенствовать и несколько других участков Транссибирской магистрали. Во всех пунктах перегрузки понадобится соответствующее крановое хозяйство, чтобы контейнеры не падали, как это случилось недавно с баллистической ракетой в бухте Конюшково при выгрузке ее из транспортного судна. В нынешнем году за счет инвестиций Норвегии построен еще один железнодорожный спецсостав для транспортировки ОЯТ на ПО "Маяк", где придется запустить вторую линию переработки ядерных отходов. В общем, трудностей еще немало, но все они находятся под контролем головного исполнителя - Государственного унитарного предприятия Научно-исследовательский и конструкторский институт энергетики (ГУП НИКИЭТ) Минатома РФ, где тщательно учитываются максимальная экономическая эффективность и обеспечение экологической безопасности на всех этапах утилизации АПЛ. Лишь бы все подкреплялось бесперебойным финансовым и законодательным обеспечением.

Уже успешно испытаны на СРЗ "Звезда" плавучий завод по переработке жидких радиоактивных отходов по японской технологии, носящий красивое имя "Ландыш" производительностью до 7 тыс. тонн ЖРО в год и аналогичная американская установка "Мурманская инициатива" на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске производительностью до 4500 тонн ЖРО и ТРО в год. В сентябре 2000 г. начнется их полномасштабная эксплуатация. Всего на полную утилизацию всех 127 АПЛ (из них 113 с ОЯТ и 14 без него) требуется около 1 млрд. долл. Кроме того, необходима поддержка федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, и тогда до окончания 2007 г. при нынешней организации работ эта тяжелейшая для России проблема может быть полностью разрешена.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков: Почему именно Нарышкин решил объясниться с обществом по вопросу об оппозиции

Константин Ремчуков: Почему именно Нарышкин решил объясниться с обществом по вопросу об оппозиции

0
256
Дорогой газ доказывает европейцам важность "Северного потока – 2"

Дорогой газ доказывает европейцам важность "Северного потока – 2"

Ольга Соловьева

"Газпром" не торопится с закачкой топлива в подземные хранилища в Евросоюзе

0
340
Власти вернули пенсионерам менее сотой доли их взносов

Власти вернули пенсионерам менее сотой доли их взносов

Михаил Сергеев

Вместо индексации граждане получили символическую доплату

0
335
Товарищам-вкладчикам правительство добавило 10 миллиардов рублей

Товарищам-вкладчикам правительство добавило 10 миллиардов рублей

Анатолий Комраков

Расцвет промышленных технологий поддержит Фонд фондов

0
283

Другие новости

Загрузка...