-Геннадий Сергеевич, возглавляемый вами Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева проектировал и строил разные типы патрульных самолетов. Какой из возможных путей развития морской противолодочной авиации вы считаете оптимальным?
- Лучше, чем амфибийная авиация в борьбе с подводными силами любого противника, ничего нет. Самолет-амфибия может решать задачи, которые не под силу обычным самолетам и применять средства, которых у сухопутных машин нет.
- Вы имеете в виду опускаемую гидроакустическую станцию?
- Да. Она на порядки повышает потенциал поиска подлодок.
Кроме того, у самолета-амфибии выше мобильность - он может, обследовав одну акваторию, перелететь в любой другой район, сесть на воду и продолжить поиск. Его можно оснастить теми же гидроакустическими средствами, которые есть у надводных кораблей, что опять-таки на порядок поднимет эффективность противолодочных мероприятий при меньшей стоимости решения задачи.
- Но созданный на вашем предприятии противолодочный А-40 - очень большой, а значит, и дорогой самолет. Может ли Бе-200 строиться в противолодочном варианте для отечественных ВС?
- Когда Бе-200 задумывался, использовать его для решения военных задач не предполагалось. Однако ныне многие эксперты справедливо подметили большие, так сказать, ратные перспективы этой машины.
Это прежде всего патрулирование 200-мильной зоны и борьба с экономическими правонарушениями в ней, такими, как незаконный лов рыбы и контрабанда. Существующие авиасредства не приводнятся в зоне нарушения, высадив досмотровую бригаду. Бе-200 все это способен делать, и потенциальные заказчики на патрульный вариант самолета уже есть.
Есть потребность и в противолодочном варианте Бе-200. Подчеркну, что Россия может построить такую машину самостоятельно, без импортных комплектующих.
- А как относится к строительству противолодочного варианта Бе-200 российский ВМФ?
- Данный вопрос не ко мне. Но, как представляется, руководство авиации ВМФ понимает, что флоту нужны гидросамолеты.
Конечно, для флота, который стремится расширить зону своих действий, больше подходит А-40. По сравнению с Бе-200 он имеет существенно большую дальность полета, может дозаправляться в воздухе, барражировать в удаленном районе. Но и Бе-200 с несколько меньшим радиусом действия тоже способен решить много задач при защите морских рубежей страны. Очень важно, что и та и другая машины в состоянии вести гидроакустический поиск, находясь на поверхности моря или океана.
- Можно ли оснастить Бе-200 аппаратурой дозаправки топливом в полете?
- ТАНТК имени Бериева без труда сделает это для любого заказчика, тем более для российского Министерства обороны.
- Удастся ли решить вопросы размещения на Бе-200 поискового оборудования и вооружения?
- У самолета-амфибии Бе-200 восемь отсеков, которых вполне достаточно для того, чтобы взять на борт все необходимое для выполнения широкого круга задач.