0
2740
Газета Вооружения Интернет-версия

17.11.2000 00:00:00

"Стратегический щит" ржавеет

Вольтер Красковский

Об авторе: Вольтер Макарович Красковский - бывший командующий войсками РКО, генерал-полковник авиации в отставке.

Тэги: спрн, рко, косомос, путин


Создание 33 года назад и последующее развитие Войск ракетно-космической обороны (РКО) (до 1993 г. они назывались Войска противоракетной и противокосмической обороны) было обусловлено противостоянием двух сверхдержав - СССР и США, появлением и совершенствованием ракетно-ядерного оружия, постепенным освоением космического пространства как перспективного театра военных действий (ТВД), а в мирное время - как области ведения разведки и противодействия ей.

В 1967 г. в США завершилось создание стратегической триады. В ответ на эти угрозы Советский Союз приступил к разработке систем вооружения для ПРО, предупреждения о ракетном нападении (ПРН), контроля космического пространства (ККП) и противокосмической обороны (ПКО). Специфика решаемых задач предопределила дальнейшее развитие и объединение всех этих систем в единую - РКО. Основным заказчиком вооружения ее было определено Главное командование (Главкомат) Войск ПВО страны.

Единым координационным органом по разработке и производству техники для РКО стало в 1970 г. Центральное научно-производственное объединение, ныне Межгосударственная акционерная корпорация (МАК), "Вымпел".

Длительное время факт существования войск РКО и их предназначение, имя первого командующего Героя социалистического труда генерал-полковника Юрия Вотинцева, как, впрочем, и всех основных должностных лиц нового формирования, а также ученых и конструкторов оставались "тайной за семью печатями". Даже в программе обучения в Военной академии Генерального штаба, где готовились крупные военачальники, о войсках ПРО и ПКО до определенного времени умалчивалось, ограничиваясь общими понятиями.

Войска ракетно-космической обороны призваны решать следующие задачи:

- определение начала ракетного нападения противника и выдача информации о нем высшим органам государственного и военного руководства страны для принятия решения;

- ведение разведки и контроль космического пространства;

- установление факта начала боевых действий в космосе и из космоса;

- оповещение органов военного управления о полетах иностранных разведывательных и других космических аппаратов (КА).

Время убедительно доказало оправданность создания стратегической ракетно-космической обороны, ибо благодаря ее наличию в течение нескольких десятилетий реализуется поддержание стратегического равновесия и предотвращение ядерной войны.

СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

На СПРН возлагаются задачи получения информации предупреждения о ракетном нападении на пункты государственного и военного управления, формирования информации предупреждения для системы ПРО и выдачи данных о космических объектах для системы контроля космического пространства.

В состав СПРН входят две компоненты:

- первый, или космический эшелон из группировки КА-разведчиков, который должен обнаружить ракеты в любом месте нашей планеты и за минимальное время выдать информацию о месте их старта;

- второй эшелон, включающий сеть наземных радиолокационных узлов с использованием РЛС дальнего обнаружения ПРО города Москвы с высокопотенциальными радиолокационными станциями, которые обнаруживают ракеты в полете на дальности до 6000 км.

Выработка данных от всех информационных средств СПРН космического и наземного базирования, от информационных средств ПРО и СККП позволяет своевременно, точно и достоверно установить факт ракетного нападения, государство-агрессор, степень угроз системам боевого управления, стратегическим ядерным силам с тем, чтобы военно-политическое руководство России смогло принять решение об эффективном применении ВС РФ адекватно степени реализованной угрозы.

Система предупреждения о ракетном нападении играет важнейшую роль в поддержании стратегического равновесия и предотвращении ядерной войны. Она призвана обеспечить необходимым запасом времени для принятия решения на удар возмездия. Агрессор должен знать, что, если он поднимет свои ракеты, мы успеем нанести ответно-встречный или ответный удар. При этом наиболее эффективным средством сдерживания является ответно-встречный удар, позволяющий решить задачи сдерживания более экономичным путем при минимальных затратах на перевооружение стратегических ядерных сил (СЯС).

Если же разрушить систему предупреждения о ракетном нападении и минимальный ракетно-ядерный потенциал, необходимый для ответно-встречного удара, то произойдет значительное уменьшение стратегической стабильности и у агрессора может появиться соблазн избежать ответно-встречного удара.

Роль системы ПРН на современном этапе возрастает. Это обусловливается увеличением количества государств-обладателей ядерного оружия и средств его доставки, что приводит к возникновению "разнонаправленных" угроз ракетного нападения для России и происходящей эволюцией в характере и содержании войн и вооруженных конфликтов, когда отчетливо обозначается увеличение пространственного размаха и тяжести последствий вооруженной борьбы, когда возрастает противоборство в воздушно-космической сфере и привычное для нас понятие "театр военных действий" вытесняется понятием "театр войны".

В этих условиях повышается роль стратегических ядерных сил и системы ПРН как основного источника информации о начале ракетно-ядерного удара и освещения космической сферы в интересах обеспечения боевых действий, даже в условиях ведения войны обычными средствами поражения.

Роль и значение СПРН будет нарастать также и по мере сокращения ядерных арсеналов у основных стран, владеющих им, ибо, чем меньше ракет в ударе, тем точнее должны быть данные для принятия решения на нанесение широкомасштабного ответно-встречного удара.

Исходя из установок новой военной доктрины, связанных с ядерным оружием, открытой позиции России относительно ее права на применение ядерного оружия в определенных условиях будет возрастать и роль СПРН как единственного средства или условия определенного порога принятия решения на применение своих СЯС, естественно, в ответ на использование ядерного оружия против нас.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СПРН

В результате распада СССР резко осложнился вопрос поддержания в боеготовном состоянии радиотехнических узлов второго эшелона системы. Радиолокационные станции СПРН оказались на территории первоначально шести государств, затем пяти после демонтажа РЛС в Скрунде:

- Россия (Мурманск, Печора, Иркутск);

- Украина (Мукачево, Севастополь);

- Беларусь (Барановичи);

- Азербайджан (Мингечаур);

- Латвия (Скрунда - РЛС демонтирована в 1999 г.);

- Казахстан (Балхаш).

Подписанное 6 июля 1992 г. главами государств СНГ соглашение, предусматривающее сохранение узлов СПРН в единой системе, полностью своей задачи не решило. Эти объекты стали собственностью тех государств, на чьих территориях они находятся.

В связи с этим возникли серьезные проблемы с финансовым, тыловым и инженерным обеспечением узлов, а также комплектованием их призывным контингентом и офицерским составом. Кроме России и Украины ни одно из перечисленных государств не вкладывает своих средств в обеспечение жизнедеятельности узлов.

Последующие двухсторонние межгосударственные соглашения носят уточняющий порядок обеспечения функционирования РЛС, но не дают гарантии надежной реализации концепции ответно-встречного удара. В России, Казахстане и Беларуси находятся в различной степени готовности еще и вновь создаваемые РЛС, но сроки завершения работ по причине недостаточного финансирования затягиваются.

Большинство действующих средств СПРН создавалось в период 1968-1978 гг. и выработало свой технический ресурс. Определенная работа по продлению ресурса ведется, однако оперативное и качественное ее проведение затруднено недостатком выделенных ассигнований. Вопрос усложняется еще и трудностями размещения заказов на предприятиях-изготовителях, находящихся за пределами России. Нарушен порядок материально-технического обеспечения СПРН и особенно объектов, размещенных за пределами России. Выпуск части аппаратуры и комплектующих изделий, изготавливаемых ранее предприятиями ближнего зарубежья, в настоящее время значительно сокращен.

Возникли трудности и в поддержании боевой техники космического эшелона "УС-КС" и "УС-КМО". Причина в недостаточном финансировании работ по изготовлению космических аппаратов взамен выработавших ресурс.

Выделяемые денежные средства далеки от соответствия объему выполняемых работ по СПРН. А в периоды 1993-1994 гг. и 1996-1998 гг. финансирование капитального строительства вовсе не велось.

По причине низкого уровня оплаты труда в научно-исследовательских, конструкторских организациях и заводах-изготовителях серийной продукции резко увеличился отток высококвалифицированных специалистов. Если так будет продолжаться, это приведет в ближайшее время к разрушению накопленного научно-технического потенциала, распаду научных и производственных коллективов.

Существовавшая ранее система управления работами, несмотря на недостатки, все же соответствовала уровню сложности и важности решаемой задачи. Государство через Межведомственный координационный орган того периода, каким являлась Военно-промышленная комиссия, обеспечивало принятие и исполнение необходимых решений. Сейчас старая система управления процессом совершенствования СПРН, а в целом и РКО, разрушилась. Основной груз работ по системе РКО взяла корпорация "Вымпел", возможности которой значительно уступают прежним.

Видимо, основным направлением совершенствования системы является создание национальной СПРН России при условии выполнения всех международных обязательств, вытекающих из Договора по ограничению ПРО от 1972 г. Это связано с тем, что возможность ответного применения СЯС не должна быть поставлена в зависимость от изменений экономической и политической ситуаций в соседних с Россией государствах.

Изучение динамики изменения времени предупреждения в зависимости от потерь РЛС СПРН, расположенных в ближайшем зарубежье, показывает, что наибольший ущерб СПРН может быть нанесен в случае утраты всех РЛС, находящихся вне территории России. Однако закрытие даже одной станции на территории какого-либо государства приведет к потере наблюдения за большим районом, откуда могут быть нанесены неконтролируемые ракетные удары.

Полное же отсутствие в России СПРН сделает невозможным нанесение ответно-встречного удара по стране-агрессору и резко снизит эффективность ответного удара. Компенсировать эти потери возможно только за счет наращивания СЯС, что в современных экономических условиях и при действии ограничений Договора СНВ-1 и СНВ-2 практически невозможно.

Новый этап развития системы ПРН должен стать продолжением начатой во второй половине 90-х годов разработки перспективных средств системы как первого, так и второго эшелонов. Для первого - это путь разработки КА, обладающих более высокой надежностью, большим ресурсом, лучшей эффективностью и меньшими затратами на запуск. Для второго - это создание РЛС в сокращенные сроки с меньшими затратами на капитальное строительство.

Поэтапные работы развития или модернизации системы ПРН на вышеизложенных принципах позволят создать космическую и наземную группировки радиолокационных узлов, обеспечивающих гарантированную надежность нанесения ответно-встречного удара.

КОНТРОЛЬ КОСМОСА

Силы и средства контроля космического пространства во взаимодействии с информационными средствами СПРН, ПРО и др. выполняют задачи контроля космического пространства и выдачи информации о космической обстановке на пункты управления государственного и военного руководства страны. Системой определяются характеристики и назначение всех космических аппаратов, а также состав орбитальных группировок космических систем России и иностранных государств с их распознаванием и выдачей целеуказаний комплексу ПКО на поражение назначенных космических объектов. Она с высокой степенью надежности обеспечивает обнаружение, распознавание и сопровождение иностранных ИСЗ, проходящих над территорией России в условиях радиомолчания как на высокоэллиптических, так и стационарных орбитах, а также точно прогнозирует сход с орбит отечественных космических объектов (КО) в штатных и в аварийных ситуациях с точным определением времени и места их падения. Система автоматически снимает информацию со средств обнаружения СПРН и ПРО по КО при прекращении существования и схода их с орбит по траекториям БР, чем повышается надежность СПРН и исключается выдача ложной информации предупреждения.

К настоящему времени в нашей стране создан единственный центр контроля космического пространства (ЦККП), оснащенный быстродействующими ЭВМ. ЦККП функционирует в автоматическом режиме, производя обработку информации о КО на высотах до 40 тыс. км. Данные поступают как от средств СПРН, ПРО и других источников, так и от собственных специализированных радиотехнических и оптико-электронных комплексов зондирования космического пространства.

За время принятия на вооружение с 1992 г. ЦККП продемонстрировал высокую эффективность. Так, система контроля космического пространства обнаружила МКК "Шаттл" США, китайские ИСЗ серии "Чиком", обеспечила контроль испытаний противоспутниковой системы "АСАТ" США и первых экспериментов по программе СОИ "Дельта-180". Ею были определены районы падения отечественных КА: "Космос-954" с ядерной установкой в Канаде 24 января 1978 г. в безлюдном месте и КА "Космос-1402" в Атлантическом океане вблизи острова Вознесения 7 февраля 1983 г. В 1985 г., по данным СККП, к многотонной станции "Салют-13", обреченной на падение с непредсказуемыми последствиями, был подведен транспортный корабль "Союз Т-13" с космонавтами Джанибековым и Савиных. Станция была спасена.

В условиях возрастания роли космического пространства в решении военных и мирных задач у СККП появляются новые задачи:

- информационное обеспечение поддержки реализации Россией своих прав по использованию космического пространства;

- информационное обеспечение противодействия средствам космической разведки, в том числе для сохранения мобильной группировки СЯС;

- экологический мониторинг космического пространства;

- контроль за испытаниями и возможным развертыванием элементов системы ПРО космического базирования.

ПРОТИВОКОСМИЧЕСКАЯ ОБОРОНА

Разработка системы ПКО для уничтожения КА противника проводилась по программе "Истребитель спутников" в ЦНИИ "Комета" под руководством академика Анатолия Савина совместно с главным конструктором ЦКБМ Владимиром Челомеем.

К концу 60-х годов был создан специальный автоматизированный комплекс ПКО. Он состоял из наземного командно-вычислительного и измерительного пункта в Подмосковье, специальной стартовой площадки на полигоне Байконур, ракеты-носителя и космического аппарата-перехватчика с радиолокационной и тепловой головками самонаведения с осколочной боевой частью и ИСЗ-мишени для комплекса ПКО "ИС".

В августе 1970 г. по целеуказаниям ЦККП комплекс ПКО "ИС-М" с тепловой головкой наведения впервые в мире поразил аппарат-мишень. СССР опередил США на 15 лет. В последующем на комплексе "ИС-М" была проведена модернизация и 1 июля 1979 г. он был поставлен на боевое дежурство.

18 августа 1983 г. генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов выступил с мирными инициативами и заявил о прекращении испытаний системы ПКО в одностороннем порядке. Между тем в США продолжаются испытания систем противокосмической обороны, и в стратегии национальной безопасности США задаче ПКО придается большое значение. В этой обстановке, когда другие страны не отказываются от этого вида оружия, было бы целесообразно и нам пересмотреть свое отношение к ПКО.

ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА

Первые разработки системы ПРО относятся к 1953-1954 гг., когда стало известно о разработке в США межрегиональных баллистических ракет как средств нанесения ядерных ударов по объектам на территории СССР. Задача создания решалась в КБ-1 под руководством генерального конструктора Григория Кисунько.

В 1959 г. был закончен эскизный проект системы "А" и летом 1960 г. начались ее комплексные испытания. 4 марта 1961 г. впервые в мире противоракетой В-1000 (разработка ОКБ-2, руководимого Петром Грушиным), снаряженной осколочно-фугасной боеголовкой, была уничтожена головная часть баллистической ракеты Р-12, запущенной с полигона Капустин Яр. Успешное завершение испытаний имело не только военно-техническое, но и политическое значение. Американцам удалось достигнуть такого результата лишь через 23 года.

Удачный эксперимент в марте 1961 г. позволил в сжатые сроки (июнь) завершить проектирование системы ПРО А-35, предназначенной для перехвата и сопровождения одной или малых групп боевых ракет с целью обороны Москвы. В 1971 г. система А-35 принята на вооружение.

С оснащением МБР США головными частями, несущими от 3 до 14 боевых блоков наведения с комплектом средств преодоления ПРО, появились новые задачи. Их решила созданная новая система А-135, разработанная под руководством генерального конструктора Анатолия Басистова. Она работает в автоматическом режиме, включая обнаружение целей с поражением боевых блоков МБР с исключением детонации их зарядов.

Система А-135 имеет стратегическое значение. Она совместно с другими стратегическими системами РКО гарантирует ответные действия СЯС.

Боевые возможности системы позволяют:

- парировать угрозу возможного ракетно-ядерного удара малого уровня;

- повысить порог ответного ядерного реагирования;

- обеспечить живучесть объектов высших звеньев управления, в том числе принимающих решения на ответные действия;

- в мирной обстановке или в начальный период безъядерного конфликта обеспечить точной информацией о космических объектах, а также поражение высотных гиперзвуковых целей, атакующих город Москву.

A-135 способна защитить столицу от групп баллистических ракет и их ядерных блоков. Высокая эффективность системы достигнута применением принципиально новых технических решений по организации боевых действий и обеспечению устойчивости ее функционирования в условиях сложнейшей ракетно-космической обстановки, а также при сбоях и отказах в ходе боевой работы отдельных устройств и компонентов.

Из всего состава системы следует особо отметить многофункциональную радиолокационную станцию (МРЛС) "Дон-2Н" для обнаружения, сопровождения целей и наведения на них противоракет. Это уникальный высокопотенциальный радиолокатор сантиметрового диапазона с полусферическим электронным обзором. Станция способна обеспечить работу по целям на внeaтмocфepнoм и атмосферном участках полета и работу по противоракетам в условиях воздействия активных и пассивных помех.

Уникальные характеристики МРЛС позволяют с высокой эффективностью решать задачи обороны Москвы и в перспективе относительно простую адаптацию их к решению новых задач.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ

В последнее время все большее внимание во многих передовых странах приковывается к нестратегической ПРО. Важность этого вопроса объясняется фактором быстрого распространения оружия массового поражения и ракетных средств его доставки. Нестратегические системы ПРО разрабатываются в США, Франции, Англии, Японии. Особенно активно в этом направлении проводятся работы в Соединенных Штатах. Вашингтон намерен создать так называемую ограниченную систему национальной противоракетной обороны, что означает выход из Договора по ПРО от 1972 г., который лежит в основе всей существующей стабильности относительно паритета ядерных возможностей России и США.

К сожалению, в России до сих пор отсутствует концепция ПРО, выраженная в терминах требований к уровню решения боевых задач. Между тем у нас появляются зенитные ракетные системы С-300 различных модификаций, РЛС радиотехнических войск и системы управления зон и районов ПВО, которые во взаимодействии с СПРН могли бы послужить базой для создания ПРО на ТВД в приграничных районах и для защиты важнейших административно-промышленных центров страны.

Тем более что для России соседство со странами, владеющими баллистическими ракетами средней дальности, в геостратегическом плане более опасно, чем для США.

Подводя итоги сказанного о системе ПРО, вправе можно сделать вывод, что новой России досталась в наследство от СССР стратегическая система, полностью оправдавшая себя в условиях существования противоборствующих социально-политических систем.

Практически полное прекращение финансирования работ по ракетно-космической обороне привело к приостановке почти всех действий по поддержанию и особенно дальнейшему совершенствованию всех без исключения систем ПКО. Такое положение стало приводить к утрате нашего лидерства в решении задач РКО.

В значительной мере была ослаблена научно-производственная база. Произошло некоторое отстранение государства от управления процессом в РКО, что усложнило решение ряда задач поддержания боевой готовности сил и средств.

Переподчинение в 1997 г. войск РКО РВСН в определенной мере послужило шагом к их сохранению. РКО обрели нового, более заботливого хозяина в лице Главкомата РВСН, где, учитывая важную роль и значение стратегической системы в трудных условиях, предпринимаются все возможные меры по обеспечению выживания системы РКО. Можно привести примеры ввода в боевой строй новых объектов системы контроля космического пространства на Северном Кавказе и в Таджикистане, модернизации органов боевого управления, оживления работ на недостроенных объектах. Разрабатываются и двусторонние межгосударственные соглашения по обеспечению жизнедеятельности и боеготовности РЛС СПРН. Предпринимаются усилия по урегулированию многих вопросов, направленных на обеспечение национальной независимости в случае создания глобальной системы защиты и т.п.

И все же забота о сохранении и повышении боевых возможностей стратегической системы РКО должна прежде всего ложиться на государство. Одному Главкомату и даже Министерству обороны эти задачи выполнить не под силу.

Президент РФ Владимир Путин предложил создать совместную российско-европейскую систему ПРО. Россия располагает реальным научным и техническим потенциалом, соответствующей испытательной базой и практическими наработками в этой области, которые позволяют в случае принятия политического решения создать европейскую ПРО совместными усилиями стран при основополагающей роли России.

Однако независимо от того, примет ли Европа наше предложение, необходимо разработать и утвердить на уровне президента РФ Федеральную программу работ по системе РКО. Под нее следует выстроить новую (уточненную) кооперацию предприятий на базе МАК "Вымпел" как головной организации. Также необходимо адресное поддержание промышленности, занимающейся созданием систем РКО.

Предлагаемая Федеральная программа должна зафиксировать положение о неделимости всех входящих в РКО систем - СПРН, СККП, ПРО и ПКО - ибо у них общая зона ответственности, общие средства, общий алгоритм и общий потребитель. Ее нельзя растаскивать по частям или по видам ВС. Она должна проектироваться и создаваться как единое целое.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2136
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1383
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1028
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1348

Другие новости