-Валерий Александровч, постановлением правительства России # 518 от 25 мая 1998 года на Министерство по атомной энергии России возложена ответственность за утилизацию атомных подводных лодок (АПЛ). С какими проблемами пришлось столкнуться Минатому во время передачи списанных АПЛ российского ВМФ в ваше ведомство?
- В вашем вопросе кроется ошибка. Постановлением # 518 Минатом назначен государственным заказчиком - координатором работ по утилизации надводных и подводных кораблей с атомными энергетическими установками на борту. Поэтому мы только организуем работу.
Когда вы говорите о том, что Минатом принял у Министерства обороны России атомные подводные лодки, это абсолютно неправильно. Минатом не принимает и не принимал ни одного корабля. Передача идет от ВМФ непосредственно на заводы Государственного агентства по судостроению, которые занимаются утилизацией АПЛ. В нашей стране за это отвечают три предприятия: "Звезда" на Дальнем Востоке, "Звездочка" в Северодвинске, СНП "Нерпа" в Мурманской области и судоремонтные заводы, находящиеся в ведении ВМФ России. Передача идет только через Министерство государственного имущества.
При этом составляется акт передачи имущества от воинской части, владеющей кораблем, заводу, в котором обязательно описывается, что это за корабль, в каком состоянии он поступает на предприятие. Только после этого начинается демилитаризация боевого корабля, выгрузка отработанного ядерного топлива, его отправка на дальнейшую переработку на химкомбинат "Маяк" в Челябинскую область.
В этом процессе на наше министерство возложена ответственность за координацию работ. Контроль за тем, чтобы не было лишних трат государственных денег, чтобы решались любые возникающие в рамках утилизации вопросы и прежде всего те, что связаны с большим количеством высвобождающихся жидких радиоактивных отходов: воды первого контура реактора, воды биологической защиты, спецпрачечной и еще многое другое. Всего у нас пять типов различных вод, подлежащих переработке.
Вместе с жидкими появляются и твердые радиоактивные отходы. Естественно, их просто так не выбросишь. Надо иметь технологию переработки, утилизации и превращения отходов в безопасное состояние для окружающей среды, в котором их можно поместить на длительное и безопасное хранение. Поэтому нашему министерству как специалисту в этой сфере согласно постановлению # 518 и предписывается освободить ВМФ от не свойственной для него функции утилизации АПЛ. Что и было сделано.
- Но ведь Минобороны России получало специальные деньги от правительства страны на проведение утилизации военного имущества, в том числе и АПЛ. А как сегодня обстоят дела у Минатома?
- В любом случае что Министерство обороны, что ВМФ, что Минатом получают деньги из одного государственного "кармана" - бюджета страны. Этих денег всегда было немного, поэтому утилизация шла вяло. Когда же мы стали государственным заказчиком по проведению утилизации атомных подводных лодок, то стали выделять собственные средства из прибыли по так называемым контрактам "ВОУ-НОУ". Если говорить конкретно, то государственных денег на эти нужды выделено около 160 млн. руб., а всего на эту программу тратится 1 млрд. 220 млн. руб. Разница как раз покрыта за счет контрактов "ВОУ-НОУ". Но это только первая часть нашей работы.
Сегодня мы пытаемся минимизировать те затраты, которые возникают при утилизации АПЛ: строго контролируем расценки на те или иные виды работ, проверяем механизм продажи высвобождающегося металлолома, следим за возвратностью средств от его продажи, чтобы эти деньги возвращались исключительно на утилизацию АПЛ. Ведь после вырезки трехотсечного блока (реактор и два смежных с ним отсека) металл - носовая и кормовая часть подводной лодки - должен продаваться и окупать работу по вырезке реакторного блока. Многие заводы вполне успешно с этим справляются, частично окупая свою работу. У нас был спор с руководством предприятий на эту тему - достаточно ли будет этих денег на покрытие затрат. Практика показала, что да. И в этом году общая сумма возвратных денег составляет около 200 млн. руб. По нашему мнению, это очень существенный результат.
- То есть вы хотите сказать, что после перехода функций государственного заказчика на проведение утилизации АПЛ в руки Минатома утилизация атомных кораблей стала экономически выгодным мероприятием?
- Нет. Экономически рентабельной эта работа никогда не будет. Например, в тех же США при утилизации одной АПЛ возвратные средства составляют не более 20% от вложенных в работу денег. У нас этот показатель практически такой же. К тому же, к сожалению, многие корабли на утилизацию приходят разграбленными. Сегодня в стране такая ситуация, что воруют все, что только можно.
Наш подход заключается в том, чтобы посмотреть на эту проблему со всех сторон. Во-первых, не создавать излишние мощности по переработке. То есть развивать инфраструктуру,как бы координируя проблему в целом. Второе: решить очень сложную проблему обращения с высвобождающимся радиоактивным топливом. Можно построить на одном заводе мощности для выгрузки, причалы, но там не будет механизмов по разгрузке, площадей для хранения.
Раньше эту процедуру проводили исключительно военные моряки, и не у причала, а с помощью специальных плавучих мастерских ПМ326. Нам пришлось их отремонтировать, потому что пошла массовая утилизация АПЛ. Только в этом году мы смогли выгрузить топливо из 18 атомоходов, в 1998 году их было 9, в 1997 году - всего 4. Идет наращивание темпов, но надо оптимизировать этот процесс, ведь мы можем легко сегодня его поднять и до 30 лодок в год. За два года разгрузить все списанные из состава ВМФ АПЛ, а что потом? Корабли не будут сниматься с вооружения бесконечно, и получится, что мы затратим огромные деньги впустую. Нам нужно найти какой-то оптимум в деле утилизации АПЛ. Ученые Минатома как раз и занимаются этим, определяют, что и на каком уровне развивать, чтобы каждый вложенный в это дело рубль если не принес прибыль, то хотя бы окупился.
После выгрузки из лодки отработанного радиоактивного топлива его сразу же нужно поместить в специальные транспортные контейнеры. Нужно знать, сколько их потребуется. Дальше топливо нужно перевезти на переработку. Был один специальный эшелон для такой транспортировки. В сентябре этого года с помощью Норвегии мы запустили второй состав. Еще нужно четко знать, сколько свободных ячеек для контейнеров в специальном хранилище на производственном объединении "Маяк". Ведь если не перерабатывать топливо, а только его накапливать в хранилищах, то скоро все свободные ячейки будут заняты, и придется снова приостанавливать утилизацию.
Чтобы этого не произошло, мы ведем реконструкцию производственных мощностей на "Маяке". С учетом уже ведущихся работ мы можем перерабатывать до 9 т радиоактивного топлива в год. В 2001 году сможем еще больше, но опять возникает вопрос: сколько нужно перерабатывать оптимально, чтобы через пару лет не встать без сырья?
- Каким, по вашим подсчетам, будет оптимальное количество утилизируемых в год кораблей с ядерными энергетическими установками?
- Я думаю, что эта цифра будет колебаться от 20 до 25 АПЛ в год. Причем 25 - это максимум. Для этого нам потребуются два эшелона для вывоза отходов и мощность "Маяка" где-то в 14-15 т отходов в год. При таких показателях мы, Минатом и главный разработчик концепции утилизации радиоактивных отходов НИКИЭТ, надеемся управиться в 6-7 лет. В течение 2-3 лет мы как бы набираем, оптимизируемся на уровне 25 лодок в год, останавливаемся, а дальше идет спад производства. Объясняется это довольно прозаически - у России больше не будет такого количества списанных атомоходов. Поэтому сегодня мы считаем, что лучше немного растянуть сроки утилизации и тем самым снизить общие затраты на ее проведение. Тем более что еще предстоит определить, какие именно лодки необходимо утилизировать в первую очередь, а какие еще могут постоять в пунктах "отстоя" списанных кораблей.
- Когда говорят об общем количестве выведенных или утилизированных кораблей, смешивают в единое целое несколько их классов. За утилизацию стратегических АПЛ платят США по программе "Совместного уменьшения угрозы" (программа "Нанна-Лугара"). В 2000 г. на "Звездочке" утилизировали 5 стратегических АПЛ. На Севере России сегодня находятся всего 135 выведенных из боевого состава флота субмарин. Получается, что за свои средства Россия должна утилизировать более 100 многоцелевых лодок. Эти расходы ложатся на плечи Минатома?
- Платит за утилизацию государство, и мы в том числе. Мы, конечно, понимаем, что сегодня необходимо увеличивать финансирование. Американцы завершили финансирование процесса утилизации стратегических АПЛ, а по многоцелевым кораблям мы только начинаем вести переговоры. Сегодня мы только закончили готовить документы по этому вопросу. Они находятся на рассмотрении правительства России, с тем чтобы затем быть переданными для изучения американской стороне. Все бумаги будут отправлены в Агентство по уменьшению угрозы, возглавляемое генералом Томасом Кенингом, чтобы американская сторона могла принять решение о том, что и эти корабли представляют экологическую угрозу. Мы рассчитываем, что США, возможно, примут участие в утилизации и этих кораблей. Пока такая договоренность о предоставлении помощи имеется, но мы сначала должны предоставить материалы. Только после этого будет начат процесс переговоров о начале утилизации многоцелевых АПЛ.
- Двенадцать АПЛ, которые были разделаны на "Звездочке" в этом году, - это многоцелевые корабли?
- Это число складывается из 5 стратегических и 7 многоцелевых АПЛ.
- Но ведь именно многоцелевые лодки сегодня представляют наибольшую опасность. Многие из этих кораблей находятся в отстое 20-30 лет┘
- Вы правы. В основном все списанные многоцелевые АПЛ - это корабли 1-го и 2-го поколений. На их фоне стратегические атомоходы очень молоды. Но их мы вынуждены резать в первую очередь только из-за выполнения договорных обязательств по СНВ-1 и СНВ-2. Но я надеюсь, что наши предложения по утилизации многоцелевых АПЛ найдут поддержку в США.
- Если ситуация сложится так, что США не захотят помогать России в этом деле, в Минатоме уже посчитали, сколько средств тогда придется вложить нашей стране в их утилизацию?
- Чтобы ускорить этот процесс, нам нужно вложить в сегодняшних ценах порядка 2 млрд. руб. в год. Это укладывается в наши планы по утилизации 25 АПЛ в год. Хотя сегодня существует еще одно "но". Все расчеты были проведены до повышения закупочных цен на нефть. Соответственно вырастут цены на транспортные услуги, и как следствие этого - затраты судостроительных заводов на проведение утилизации кораблей, транспортировку на "Маяк" отработанного радиоактивного топлива. Этот момент может внести серьезные коррективы в наши планы.
- Существует ли сегодня окончательное решение, что делать с вырезанными реакторными отсеками АПЛ? Был проект строительства хранилища для них сначала под Мурманском, потом на архипелаге Новая Земля┘
- Пока идет проработка этого вопроса, существует несколько рабочих вариантов, в том числе и строительство могильника под Мурманском. Руководство ГНПЗ "Звездочка" тоже составило техническое задание, согласовало с администрацией Архангельской области размещение временной площадки для хранения реакторных отсеков на территории предприятия. Мы посмотрели это место, оно вполне подходит, и это выгодно экономически, потому что в ходе утилизации списанных АПЛ завод будет тратить меньше денег на содержание и хранение реакторных отсеков.
О глобальном же решении этой проблемы пока говорить рано. Поймите, для нас эта задача новая, и нужно проводить целый спектр научно-исследовательских работ. Мы должны предусмотреть самые невероятные варианты развития ситуации с этими отсеками, чтобы в конечном итоге с уверенностью говорить о том, что именно принятое решение будет гарантировать полную экологическую безопасность длительного хранения реакторных отсеков. Пока мы с уверенностью можем говорить только о варианте хранения реакторных отсеков до 50 лет.
Материал подготовлен Национальной информационной службой "Страна.RU".