За многие годы работы в ВВС сложилась работоспособная комплексная структура, в состав которой входят:
- Управление заказов и поставок AT и В, которое осуществляет организацию и руководство всем процессом создания и испытаний AT и В, концентрирует усилия всех участвующих в этом деле подразделений и является исполнительным органом для реализации соответствующих решений Главного командования ВВС;
- военные представительства ВВС на предприятиях промышленности, призванные осуществлять многоуровневый конкретный контроль создания авиационных образцов и их серийного производства;
- ЦНИИ Минобороны - головной научно-исследовательский институт ВВС, который осуществляет разработку предложений в авиационные разделы федеральной программы вооружения, обосновывает облики перспективных авиационных комплексов и обеспечивает военно-научное сопровождение работ в промышленности по их созданию;
- ГЛИЦ Минобороны - головной летно-испытательный центр ВВС, проводящий испытания авиационных комплексов, в том числе и на их боевое применение;
- ГНИИ Минобороны - головной институт ВВС по исследованию, обоснованию и оценке надежности и эксплуатационных характеристик авиационной техники и вооружения.
Объединенная вертикалью прямого подчинения главному командованию ВВС, эта система обеспечивает выполнение функций генерального заказчика Минобороны РФ по авиационной технике. Именно такая структура создает механизм ответственности за ее качество, надежность, боевую эффективность и безопасность полетов, а также охраняет процесс опытного и серийного строительства AT и В от всех форс-мажорных обстоятельств организационно-технического и экономического плана.
60-летний опыт работы управления в составе видовой структуры ВВС подтверждает эффективность такой схемы. Однако в процессе структурной реформы центральных органов Минобороны Управление заказов и поставок AT и В может быть выведено из видовой структуры ВВС и переподчинено напрямую заместителю министра обороны РФ по вооружению. Подобные преобразования, по некоторым данным, осуществляются для реализации идей "единого заказчика Минобороны РФ".
Такое решение непоправимо нарушит устойчивость структуры ВВС как вида ВС, так как для сохранения принципа единоначалия в военном строительстве потребуется аналогичное переподчинение военных представительств, научно-исследовательского и научно-испытательского институтов. Таким образом, разделение административных и оперативных функций, проведенное начиная с уровня Министерства обороны РФ, оставляет за ВВС как за видом Вооруженных сил только задачи эксплуатации техники и ее ремонта.
Следует учесть, что при реализации такой идеи происходит передача ответственности за строительство и перспективы развития авиационной техники от Главного командования ВВС заместителю министра обороны РФ по вооружению, а ответственность за комплексную боеготовность строевых частей авиации (где наличие новой техники является основной составляющей) необходимо будет делить на двоих. Таких ситуаций в армии следует избегать.
В то же время вполне понятно, что сложные технические проблемы (например, задачу создания авиационных комплексов 5-го поколения) ВВС в одиночку могут не решить. Поэтому представляется целесообразным эту и аналогичные работы скомпоновать в специальную программу вооружения по созданию этих высокоприоритетных образцов ВВТ. Подобные документы можно было бы обсуждать и утверждать в Федеральном собрании РФ, придавать им статус закона, защищать приоритетность их финансирования особыми мерами.
Руководителем программы создания (приобретения) таких образцов ВВТ может стать заместитель министра обороны по вооружению или ответственный чиновник его аппарата. Но и в этом случае непосредственным исполнителем всех функции государственного заказчика по авиационному разделу программы целесообразно оставить за управлением заказов и поставок AT и В, действующем в составе ВВС. Для менее значимых тем, как представляется, вообще нет необходимости изменять структуру управления.
Таким образом, Министерство обороны РФ может осуществлять свои административные функции в строительстве ВВТ через виды и рода войск, структуры которых при этом нет необходимости менять кардинально.
Опыт последних 60 лет показывает, что роль заказывающих подразделений в видах и родах войск объективно возрастает, а успех их работы в будущем лежит в неразрывной связи со всеми управленческими и штабными структурами своего вида или рода войск.