0
1446
Газета Вооружения Интернет-версия

31.08.2001 00:00:00

Минный лабиринт

Тэги: конвенция, ппм, мина


В 1980 году в результате многолетних переговоров в Женеве была принята Конвенция "О запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие". К Конвенции прилагалось три протокола, в том числе Протокол II "О запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств". Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР и вступила в действие для нашей страны 2 декабря 1982 г.

В соответствии с положениями Конвенции через 15 лет возможен пересмотр ее действия. По инициативе Международного Комитета Красного Креста (МККК) в 1993 г. началась серия консультаций и симпозиумов по противопехотным минам (ППМ). По этому же вопросу была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН.

ВОЕННАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ МИННОЙ ПРОБЛЕМЫ

Переговоры проходили в сложной и напряженной обстановке. Это объясняется специфичностью минного оружия, его возросшей значимостью в общем арсенале средств вооруженной борьбы, высокой эффективностью в комплексном огневом поражении противника, простотой применения и низкой стоимостью. Особенности геополитического положения России, наличие протяженных и незаселенных участков государственной границы и морского побережья, а также важных объектов, требующих прикрытия минами, в сочетании с их высокими боевыми качествами создают военную (или военно-политическую) составляющую минной проблемы.

Военные доктрины большинства государств, в том числе и России, требуют применения мин во всех видах боевых действий, и особенно в обороне. В ходе переговоров возникли споры в отношении боевой эффективности ППМ и высказывались предложения о замене их другими, альтернативными средствами. Был проведен экспертный опрос 37 ведущих специалистов из развитых стран мира, который показал, что в настоящее время ППМ заменить нечем (табл. 1). Необходим поиск новых физических принципов, конструктивных решений по созданию альтернативных средств, что потребует определенного времени и затрат. Расчеты, проведенные специалистами США и России, показывают, что отказ от применения мин приведет к снижению эффективности огневых средств обороны на 20-30% и увеличит потери обороняющихся войск на 20-25%. Для охраны важных объектов потребуется привлечение в 2-3 раза большего количества сил и средств, чем с применением ППМ. Как показывает опыт прикрытия минами опасных участков границы (Таджикистан, Чечня, Грузия), их применение исключает или существенно затрудняет проникновение через рубеж террористических групп, доставку наркотиков, повышает устойчивость обороны пограничных застав.

Переговоры показали, что чисто военные аспекты важны и должны в достаточной мере учитываться. Но не менее важной является гуманитарная составляющая минной проблемы. По данным ООН и МККК, в настоящее время в 64 странах мира установлено свыше 110 млн. мин. Ежегодно разминируется от 100 до 300 тыс. мин, а заново устанавливается более 1 млн. Стоимость работ по обезвреживанию 110 млн. мин оценивается в 33 млрд. долл. Вычислено, что стоимость одной ППМ составляет от 3 до 30 долл., а затраты на ее разминирование - от 300 до 1000 долл.

Еженедельно в мире происходит от 600 до 800 подрывов на минах. Гибнут и получают увечья в основном гражданские люди, особенно женщины и дети. Почти 30% лиц, пострадавших от мин, подвергаются ампутации. В развивающихся странах стоимость хирургической и ортопедической помощи в расчете на одного человека с ампутированной конечностью составляет более 3 тыс. долл. Если учесть, что в мире зарегистрировано 250 тыс. таких пострадавших, то расходы на их содержание превышают 750 млн. долл. Наибольшую остроту эта проблема приобрела в Камбодже, Афганистане, Никарагуа, Анголе и других странах (табл. 2). Аналогичное положение сложилось и в Чечне, где только за 1995-1996 гг. подразделениями инженерных войск было обезврежено 540 тыс. различных взрывоопасных предметов.

Обе составляющие минной проблемы важны, и в ходе переговоров ведется поиск разумного баланса военных и гуманитарных аспектов, не допускающих при этом ущемления интересов национальной безопасности России.

КРАЕУГОЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ

Анализ поднимаемых в ходе переговоров вопросов, мнения делегаций различных государств позволяют сформулировать наиболее важные, краеугольные моменты, возможные тенденции и направления дальнейших переговоров по минной проблеме.

Главная тенденция заключается в том, что принятие и вступление в силу Дополненного Протокола II означает начало постепенного запрещения ППМ как вида оружия. Это объективная реальность, и с ней нужно считаться. Оттавская Конвенция, принятая в 1997 г., подтвердила это. Уже более 100 стран мира отказались от производства и применения ППМ. Правда, в этот круг не вошли самые главные "минные" державы: США, Китай, Россия, Индия, Пакистан, Израиль и др. Поэтому эффективность Оттавской Конвенции о полном запрещении производства и применения ППМ, а также уничтожении всех их запасов в 4-летний срок является достаточно низкой. По всей видимости, через каждые 5 лет будут проводиться новые переговоры по ППМ, ужесточающие условия применения, передачи, производства и хранения мин.

Вторая тенденция опасна тем, что целый ряд стран-участников переговоров настаивал на почти автоматическом переносе ограничений и запрещений, предусмотренных Протоколом, на все остальные типы мин (противотанковые, противотранспортные, комбинированного действия и т.п.). Это может привести к значительному снижению оборонного потенциала нашей страны, особенно с учетом ее геополитического, экономического, финансового и социального положений.

Третья тенденция сводится к тому, чтобы лишить мину преимуществ, присущих только ей, как специальному боеприпасу. Речь идет о запрете элементов неизвлекаемости и необезвреживаемости. После этого мины становятся практически безвредными. Несколько делегаций высказались за запрет сейсмических датчиков цели, в которых мы видим неплохую перспективу. Ряд специалистов полагает необходимым ограждать и обозначать все минные поля (или даже каждую мину). В этом случае теряется внезапность применения мин, и их боевая эффективность сводится к нулю.

Четвертая тенденция "высвечивалась" на протяжении всех переговоров. Она предложена делегацией США и предполагала полный и всеобъемлющий контроль за разработкой, производством, хранением, применением и уничтожением (утилизацией) мин. Причем предусматривались выезды групп международных экспертов на места (по типу контроля ядерных вооружений).

Пятая тенденция предполагает скорейший переход к минам нового поколения, на электронных схемах и с микропроцессорами. Это повысит их стоимость в сотни раз и может дать толчок к применению самодельных взрывных устройств, особенно незаконными вооруженными формированиями.

Шестая тенденция предусматривает разработку и производство средств поражения на новых физических принципах, альтернативных ППМ. Имеются в виду электризуемые устройства, средства с использованием пены, временно ослепляющие и оглушающие средства. Их разработка идет во всех развитых странах, в том числе и в России, но требует времени и денежных средств.

Можно выделить и седьмую тенденцию, смысл которой сводится к активизации усилий международного сообщества в разминировании установленных мин. По инициативе ООН в июле 1995 г. в Женеве состоялась Международная конференция по расчистке минных полей. Разработана комплексная программа по разминированию и создан специальный фонд, в который должны поступать средства от государственных фондов. К сожалению, денежных средств в этот фонд пока поступило недостаточно. Не удалось добиться консолидации усилий развитых стран по разработке принципиально новых средств поиска и уничтожения мин. Для целей разминирования применяются состоящие на вооружении армий стран мира установки и заряды разминирования. Однако для достижения требуемой надежности в большинстве случаев поиск мин осуществляется вручную, с помощью миноискателей и собак минно-розыскной службы.

В рамках переговоров на базе одного из учебных центров 2-го армейского корпуса (Швейцария) было проведено тактико-специальное учение инженерной роты резервистов по установке управляемых мин и разминированию. Показанные приемы и способы незначительно отличаются от общепринятых в мире.

ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ МИННОГО ОРУЖИЯ И ЕГО УТИЛИЗАЦИИ

Все эти и другие тенденции создают проблемы в развитии минного оружия, планировании утилизации устаревших образцов, определении требуемых объемов и боевой эффективности новых боеприпасов, которые не позволили бы снизить степень участия инженерных войск в комплексном огневом поражении противника. Большие трудности возникают и возникнут при утилизации ППМ. Здесь нужно учитывать и транспортные расходы, и разработку новых технологий утилизации, и обеспечение экологической безопасности. В условиях ограниченного финансирования проводимой военной реформы эти вопросы выходят на первый план среди других проблем, решаемых инженерными войсками.

Первоначально предполагалось Дополненный Протокол II принять на Международной конференции в Вене в сентябре-октябре 1995 г. Однако по целому ряду военно-политических и технических вопросов консенсус не был достигнут и конференция практически "сорвалась". Для делегаций России, Китая, Индии, Пакистана и других государств неприемлем полный запрет ППМ (предложено Германией, Францией, Бельгией, Канадой и др.). Мы выступили также против навязываемой системы контроля, включающей инспекции на местах. Не удалось прийти к единству взглядов по ряду технических вопросов.

По решению Генерального секретаря ООН переговоры были продолжены в Женеве в январе и апреле-мае 1996 г. и завершились единогласным принятием Дополненного Протокола II Женевской Конвенции (1980 г.) 3 мая 1996 г., который разрабатывался при активном участии Российской Федерации. Благодаря предпринятым усилиям и тесному сотрудничеству с делегациями Китая, Индии, Пакистана, США, Великобритании и других стран все принципиальные формулировки и положения Протокола приняты в основном в предложенной Россией редакции или с поправками российской стороны. Установлен переходный период (9 лет), в течение которого будет производиться плановая утилизация устаревших типов мин и разрабатываться качественно новые боеприпасы и средства, альтернативные ППМ. При этом не потребуются дополнительные (внеплановые) затраты. Новый Протокол разрешает применение всех ППМ, находящихся на вооружении Российской армии. В целом этот Протокол является очередным шагом в "гуманизации" применения оружия.

В настоящее время подготовлен пакет документов и направлен в Государственную Думу для ратификации Дополненного Протокола II Женевской Конвенции (1980 г.). Его скорейшая ратификация даст возможность представителям России на продолжающихся переговорах находиться не в ранге наблюдателей, а активно влиять на разрабатываемые документы в интересах нашего государства.

Таблица 1

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ХАРАКТЕРИСТИКАМ ППМ И АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИМ СРЕДСТВ

ПОКАЗАТЕЛИ

ППМ

Проволочные заграждения

Рвы

Импровизированные устройства

Водные заграждения

Огонь наземных средств

Воздушное воздействие

Новые средства (инфразвук, пена)

Время задержки

2

2

2

2

2

2

2

1

Изменение направления движения в требуемую сторону

2

2

2

2

2

2

2

1

Разрыв боевых порядков

2

2

2

2

2

2

2

1

Потери

2

0

0

2

0

2

2

-

Отвлечение ресурсов

2

1

2

2

1

1

2

-

Защита своих войск

2

1

1

2

1

2

2

1

Защита (усиление) других объектов

2

2

2

2

2

2

2

1

Внезапность

2

0

0

2

0

2

2

2

Повышение эффективности других огневых средств

2

1

1

2

1

2

2

1

Низкая стоимость материала

1

1

2

1

1

0

0

0

Минимальное количество личного состава для установки

1

0

0

0

1

1

0

-

Минимальное время установки

1

0

0

0

0

0

1

-

Гибкость на поле боя

2

0

0

2

0

2

2

2

Надежность в достижении целей

2

2

2

1

0

1

1

-

Психологическое воздействие

2

0

0

2

0

1

1

1

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

Достижение военных целей

2

1

1

2

1

1

1

-

Военная эффективность

2

1

1

1

1

1

0

-

Отсутствие последствий (проблем)

0

2

2

0

1

1

0

-

Примечания:

Опросу подверглось 37 ведущих специалистов из США, Великобритании, Германии, Франции, Израиля, РФ, ЮАР, Индии, а также представители НАТО, и др.

Суждения экспертов сводились к следующему:

0 - слабо

1 - разумно

2 - хорошо

- - нет информации (или мнения)

Таблица 2

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО СТРАНАМ, НАИБОЛЕЕ ПОСТРАДАВШИМ ОТ МИН (ПО ДАННЫМ МККК)

СТРАНА

НАСЕЛЕНИЕ (млн. чел.)

КОЛИЧЕСТВО МИН (млн. шт.)

КОЛИЧЕСТВО МИН НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ (шт.)

КОЛИЧЕСТВО ИНВАЛИДОВ (потерявших конечность, тыс. человек)

Афганистан

22,10

10,0

0,450

35

Ангола

10,00

15,0

1,470

30

Камбоджа

9,60

10,0

1,040

25

Хорватия

4,80

6,0

1,250

нет данных

Ирак

19,75

10,0

0,510

20

Судан

27, 25

1,0

0,040

5

Вьетнам

70,90

3,5

0,050

60

Босния-Герцеговина

4,40

6,0

1,360

нет данных


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
621
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
732
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1022
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
674

Другие новости