Реформа
ВСТУПАЮЩИЙ в силу 26 апреля 2002 г. новый Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" кардинальным образом отличается от своего предшественника по многим показателям и отражает принципиально новый этап в процессе приватизации государственной собственности. В связи с обсуждением и процедурой принятия закона, много говорилось о новых подходах к выбору объектов приватизации, о новых многочисленных способах приватизации.
Однако целый ряд менее заметных изменений, внесенных в приватизационное законодательство, очень серьезно повлияет на процессы реформирования предприятий, прежде всего в ОПК, как имеющем на сегодняшний день наибольший по размерам государственный сектор.
Первым таким изменением является полное отстранение от принятия решений по приватизации трудового коллектива предприятия. В действующем законе, в пункте 5 статьи 15 предусматривалось, что решения о приватизации принимались с учетом решений общих собраний работников, преобразуемых в открытые акционерные общества государственных унитарных предприятий, а также мнений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В новом законе трудовой коллектив в принятии решений о приватизации не участвует, а органы власти субъектов Федерации и федеральные государственные унитарные предприятия вправе направлять в правительство РФ свои предложения о приватизации федерального имущества в очередном финансовом году.
Это изменение формально существенно упрощает принятие государством решений по приватизации, но на деле может создать дополнительные трудности при утверждении годового прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. Работа с предприятиями и регионами по новому закону не упрощается, а переходит в несколько иную плоскость.
Вторым важным изменением стала отмена понятия "закрепленные в государственной собственности акции". Это понятие уже давно потеряло практический смысл, так как после изменений в действующем законе о приватизации от 23 июня 1999 г. # 116-ФЗ статус "закрепленных" и "находящихся в государственной собственности" акций практически сравнялся.
А после выхода постановления правительства РФ от 22 января 2001 г. # 47 потерял смысл и перечень стратегических акционерных обществ, так как по продаже государственных пакетов всех трех видов стало требоваться практически одинаковое решение правительства.
Поэтому отмена статуса "закрепленных" в государственной собственности акций, также как и утверждение перечня стратегических акционерных обществ президентом РФ, возвращает новой классификации государственных пакетов утраченный смысл. Теперь решения по стратегическим пакетам будет принимать президент, а по всем остальным - правительство. Это, кстати, соответствует сложившейся практике создания интегрированных структур в ОПК, которые формируются только на основе указов президента.
Из других позитивных моментов нового закона необходимо отметить введение механизма отчуждения земельных участков одновременно с приватизацией зданий и сооружений. Это дает возможность создать в процессе приватизации единый имущественный комплекс, что, безусловно, поднимет его рыночную стоимость и инвестиционную привлекательность.
Как негативный момент следует расценить отмену возможности проведения конкурса по продаже пакетов акций с инвестиционными условиями.
Наиболее важными и принципиальными для решения проблем интеграции являются статья 25 "Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ" и статья 26 "Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления".
Установленный в статье 25 порядок практически достраивает механизм создания холдингов с государственным участием. Теперь внесение принадлежащих государству пакетов акций в уставный капитал холдинговой компании осуществляется в порядке, установленном этой статьей. Дополнительным условием для создания холдингов в ОПК являются требования, установленные Указом президента РФ от 23 октября 2000 г. # 1768 (в части минимального размера пакета акций холдинговой компании, переходящего в государственную собственность). Созданный холдинг (являющийся, по сути, объединением основного и дочерних обществ) в своей деятельности по основным проблемам взаимодействия может руководствоваться статьей 6 "Дочерние и зависимые общества" Федерального закона "Об акционерных обществах".
Для создания холдингов необходимо широкое преобразование государственных предприятий в ОАО, в том числе, со 100-процентным закреплением акций в госсобственности и увеличение размеров принадлежащих государству пакетов в акционерных обществах, вступающих в холдинг.
Нерешенным вопросом при участии государства в создании холдинга является невозможность учреждения государством холдинговой компании, являющейся акционерным обществом. Государство должно вносить свою долю в уставный капитал уже существующего акционерного общества, которое будет выполнять функции холдинговой компании.
Для решения вопросов нормального функционирования холдингов целесообразно доработать и принять закон "О холдингах". При этом необходимо отметить, что альтернативное предложение о включении соответствующей главы в Закон "Об акционерных обществах" в нынешних обстоятельствах неприемлемо. Дело в том, что правовое положение наиболее интересных для государства с точки зрения создания холдингов акционерных обществ с размером государственного пакета акций более 25% определяется не только Законом "Об акционерных обществах", но и законодательством о приватизации. Поэтому включение холдингов в Закон "Об акционерных обществах" будет возможно только после переработки его в единый закон для всех АО, независимо от доли государственного участия.
Статья 26 нового закона открывает пути для совершенствования процедуры доверительного управления, совершенно недостаточно используемого в хозяйственной практике. В законе вводится принципиально новый стимул для доверительного управляющего - возможность приобретения пакета акций из числа находящихся в доверительном управлении после его завершения. Причем договор купли-продажи заключается с победителем конкурса на право доверительного управления одновременно с договором доверительного управления. Такой порядок стимулирует доверительного управляющего на повышение капитализации акций акционерного общества. Его учет позволит более качественно определить порядок передачи госпакетов в доверительное управление, цели доверительного управления и повысить его эффективность. Дальнейшее развитие вопросы доверительного управления могут получить в рамках обсуждаемого в Государственной Думе законопроекта "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ".
Как видно из вышеизложенного, новый закон позволяет решить целый ряд вопросов по интеграции предприятий и организаций. Надо надеяться, что практика его применения это подтвердит и ускорит принятие других, не менее важных правовых актов.