0
888
Газета Вооружения Интернет-версия

17.05.2002 00:00:00

Научиться работать вместе

Леонид Сафронов

Об авторе: Леонид Константинович Сафронов - член президиума Лиги содействия оборонным предприятиям, в недавнем прошлом - заместитель министра промышленности науки и технологий РФ.

Тэги: опк, реформа, промышленность


Мнение

В 2001 ГОДУ в Минпромнауки РФ была завершена разработка трех федеральных целевых программ, которые во многом должны повлиять на судьбу российского оборонно-промышленного комплекса: "Реформирование и развитие ОПК на период 2002-2006 годы", "Национальная технологическая база" и "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники".

Наиболее обсуждаемой частью первого из перечисленных документов являются разделы, связанные с созданием интегрированных структур. Разработчики программы считают, что главное - разработать основные принципы их формирования, сохранить и оптимизировать производственный и научно-технический потенциал, повысить инвестиционную привлекательность.

Предполагалось, что процесс должен начинаться с выбора проектов, являющихся системообразующими для ОПК России (новое поколение подводных лодок, суперкомпьютер, технологии создания сверхбольших интегральных схем и т.п.). Далее должна рассматриваться организационно-финансовая схема реализации проекта, на базе чего выбирается минимально необходимая кооперация. Затем, при необходимости, принимаются меры по финансовому оздоровлению предприятий, входящих в корпорацию, и выбирается головное предприятие.

Попытки уже на первом этапе создать во главе корпорации управляющую компанию (по сути дела, это организационно-финансовая структура, не обладающая ни научными, ни производственными, ни конструкторскими возможностями) приводят сейчас к многолетним задержкам в реализации проектов. Куда важнее найти новые источники финансирования.

В качестве примера можно рассмотреть достаточно известный проект по созданию истребителя пятого поколения. США в проект такого класса (JSF) предполагают вложить 30-35 млрд. долл. Кое-кто в России говорит, что такой проект можно сделать за 4-5 млрд. Им верят, хотя и догадываются, что это "суп из топора". Возможности для экономии, конечно, есть. Россия сейчас существенно отстает от проекта JSF, следовательно, можно воспользоваться кое-какими его результатами, что-то можно использовать из разработок прошлого десятилетия. Видимо, должно хватить 9-10 млрд. долл.

Но где их взять? По самым оптимистичным оценкам, государство ежегодно сможет вкладывать не более 150 млн. долл. Если привлечь часть (10-15%) доходов от экспорта авиационной техники, то "найдется" еще 200-300 млн. Отсюда следует, что менее чем за 25 лет нам самолет не создать. Учитывая, что JSF появится на рынке через 5-6 лет, такой проект не имеет ни экономической, ни военной целесообразности.

Эксперты-экономисты говорят, что необходимо заняться глубокой модернизацией Су-27 и МиГ-29 и сразу перейти к шестому поколению. Специалисты из научно-технической сферы указывают, что в таком случае Россия навсегда потеряет возможность создавать боевую авиационную технику. Противоречия налицо. Однако если реалии не позволяют методом силового сбора средств реализовать проект, то необходимо использовать современные формы ведения крупных программ.

Государство не может найти реальных денег, значит, нужно вложить в проект собственность - как материальную, так и интеллектуальную, и с ее помощью привлечь внутренние и внешние инвестиции. Все факторы здесь взаимосвязаны, поскольку если проект или собственность не будут привлекательны, то не будет и инвестиций. Как это ни парадоксально, но и избыточная собственность может оказаться вредна. Действительно, если государство "вкладывает" в проект три крупных авиационных завода, то грамотный инвестор поймет, что его деньги пойдут на поддержание заводов "на плаву".

Как представляется, можно начать работу с организации относительно небольшого акционерного общества. В качестве своего взноса государство могло бы передать два-три предприятия, предварительно преобразовав их в АО со 100-процентным госкапиталом. Речь, например, может идти о ГосНИИ авиационных систем, КнААПО и Пилотажно-исследовательском центре (ПИЦ). Выбор первого из них - головного института по определению облика боевых авиационных комплексов - убедит инвесторов, что существующий интеллектуальный потенциал будет эффективно использован. КнААПО - бесспорный лидер в производстве авиационных боевых комплексов. ПИЦ обеспечит проведение необходимых испытаний авиатехники на этапах НИР и ОКР.

Первоначальная рыночная капитализация общества может быть оценена в 3-4 млрд. долл. Если сохранить в госсобственности 51% акций, то можно допустить дополнительную эмиссию в те же 3-4 млрд. долл. При такой схеме появляется возможность обеспечить участие в проекте нескольких конструкторских организаций - как российских, так и иностранных. При этом иностранные инвесторы, вложив свои средства в проект и став его совладельцами, останутся "нашим" рынком. Такой путь избрали США, где в создании JSF принимают участие 9 государств.

Если срок реализации проекта оценить в 10 лет, то суммарные инвестиции в 400-500 млн. долл. в год не кажутся нереальными. Таким образом, за 10 лет удается "собрать" для создания российского истребителя нового поколения около 9 млрд. долл. (1,5 млрд. - бюджет, 2,5 млрд. - отчисления от экспорта, 5 млрд. - инвестиции, в том числе через продажу акций), при этом у государства остается более 60% акций.

Создаваемое акционерное общество должно опираться на крупную финансово-экономическую структуру. В таком качестве могло бы выступить ФГУП "Рособоронэкспорт", которое уже сейчас имеет хороший состав квалифицированных управленцев, прочные связи с банковскими структурами России, договорные отношения с большинством российских и зарубежных предприятий. По этому принципу могут формироваться и другие корпоративные структуры.

Зарубежный опыт показал, что государство в сфере промышленной политики должно сохранить за собой контроль за жизненно важными для себя функциями: реализация программ вооружения, федеральных целевых программ, контроль за качеством промышленной продукции, международное военно-техническое сотрудничество, нетарифное регулирование, экспортный контроль и т.п. Необходимо смириться с тем, что государство не в состоянии руководить каждым предприятием, что многоступенчатую структуру управления промышленностью, существовавшую в СССР (Совмин, Госплан, ВПК, отраслевые союзные и республиканские министерства, комитеты и т.д.), воспроизвести в России невозможно, да и не нужно. Более того, не имеет рационального смысла ностальгия по Миноборонпрому России, поскольку противопоставление оборонной промышленности всей остальной только более усугубляет кризисную ситуацию.

В то же время ждать, опустив руки, тоже нельзя. Загрузка предприятий оборонным производством редко превышает 20% плановой мощности, и поэтому ни о каком технологическом обновлении речи быть не может. Оборонная промышленность погибает, и уже утерян ряд технологических направлений.

В этом контексте выглядят вполне разумными и своевременными предложения о постепенном расширении функций Минпромнауки России и включении в них задач по госрегулированию в ОПК, но с обязательным условием перехода к функциональным принципам управления. Нельзя реформировать промышленность, не реформируя соответствующие федеральные органы исполнительной власти. Поэтому программа реформирования ОПК должна быть дополнена проектом реформирования федеральных органов исполнительной власти, ответственных за промышленную политику в России. В его разработке могла бы принять существенное участие Лига содействия оборонным предприятиям, которая за 10 лет продемонстрировала, что она способна согласовывать интересы государства и отдельных фирм.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1470
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1496
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1222
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
771

Другие новости