0
1156
Газета Вооружения Интернет-версия

14.06.2002 00:00:00

В поисках выхода

Тэги: Чемезов, сотрудничество, опыт, проектирование


Книги

С.В. Чемезов. Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами: опыт организационного проектирования. - М.: ЦИБОБ РЭА, 2001, 140 с.

В ЦЕНТРЕ информационной безопасности отечественного бизнеса при Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова издана книга одного из руководителей ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергея Чемезова "Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами: опыт организационного проектирования".

Ключевой идеей Сергея Чемезова является совершенствование политики государства в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС) путем создания вертикально-интегрированной структуры в системе ВТС, под которой понимается хозяйствующий субъект, включающий совокупность взаимосвязанных органов управления, учреждений, предприятий и финансово-кредитных организаций, объединенных методически, организационно и информационно в интересах осуществления полного цикла исполнения экспортных контрактов, начиная от разработки продукции военного назначения и заканчивая поставками ее странам-импортерам, оказанием помощи в ремонте и модернизации.

Иначе говоря, предлагается создать новую финансово-промышленную группу в сфере разработки, производства и реализации вооружений и военной техники (ВВТ) на базе естественной монополии государства на продукцию такого рода.

Однако значение книги Чемезова выходит далеко за рамки конкретной проблемы поиска оптимальных организационных форм торговли оружием. Выстраивание единой производственно-сбытовой структуры значительно облегчило бы для отечественной оборонной промышленности поиск столь необходимых для нее финансовых ресурсов. Стоит ли говорить, что это способствовало бы и решению приоритетной задачи разработки новых ВВТ и оснащения ими собственных вооруженных сил.

Остается, правда, невыясненным, как будут действовать в условиях единой государственной структуры ВТС военно-промышленные холдинги типа компании "Новые программы и концепции" (НПК) Бориса Кузыка. НПК, включающая такие ведущие военные предприятия, как судостроительный завод "Северная верфь" и ЛОМО (г. Санкт-Петербург), Ковровский механический завод (завод имени Дегтярева (г. Ковров), ведет активную экспансию, консолидируя вокруг себя и другие предприятия, например, Коломенское конструкторское бюро машиностроения, являющееся ведущим разработчиком систем противовоздушной и противотанковой защиты, оперативно-тактических ракет. Под категорию одного из отраслевых холдингов (правительство предполагало создать 8-10 таких холдингов, специализирующихся на противовоздушных комплексах, сухопутных и морских вооружениях, авиации, системах связи и т.д.) НПК явно не подходит.

Между тем потребность в универсальной вертикально-интегрированной структуре, какой мог бы стать государственный торгово-оружейный посредник "Рособоронэкспорт", очевидна. Только в одном центре могут быть сосредоточены ресурсы страны, столь необходимые для реализации таких крупных проектов, как истребитель пятого поколения. Руководители АВПК "Сухой" уже поняли, что им в одиночку не справиться.

Вопрос об организационном проектировании крупнейших хозяйствующих субъектов, принадлежащих государству, неожиданно актуализировала дискуссия, связанная с появлением в конце апреля проекта концепции промышленной политики, разработанной по заказу РСПП группой экспертов под руководством главы АФК "Система" Евтушенкова.

Экономические обозреватели уже окрестили этот проект дальнейшего сращивания государства и крупного бизнеса чеболизацией (по названию государственно-монополистических ФПГ Южной Кореи - чеболи). Экономисты информационно-аналитической корпорации "Микор" еще в 1995 г., выполняя научно-исследовательскую работу по заказу социологической фирмы "Циркон", прогнозировали появление в России планов формирования аналогов чеболей в 2000-2002 гг. Сегодня эксперты "Микора" воспринимают такие планы достаточно скептически. По их мнению, чеболи (а еще ранее их японские предшественники - дзайбацу) росли и крепли, опираясь не только и даже не столько на внутренние ресурсы государства.

Японские дзайбацу, например, использовали дармовые ресурсы фактических японских колоний. Корейские чеболи получали огромные льготные кредиты от США. На что можно опереться в нашей стране? Ее природные богатства вывозятся за рубеж совсем другими, уже сформировавшимися группировками крупного бизнеса. Природно-ресурсная рента при этом присваивается этими группировками, и они отнюдь не намерены делиться своими доходами или диверсифицировать свой бизнес, ориентированный на вывоз сырья. Им просто не позволят включить в сферу своих интересов оборонно-промышленный комплекс незаинтересованные в этом деловые и политические круги за рубежом, да и собственное государство вряд ли доверит им эту критически важную для него отрасль.

Как выстраивать чеболи и дзайбацу в стране-доноре, сырьевом придатке мировой экономики? Как совместить планы перспективно мыслящих отечественных предпринимателей, планы РСПП с планами Ходорковского, Фридмана, Алекперова, Чубайса и им подобных? Ясно, что всякая попытка оживления отечественного производства, особенно в сфере конкурентоспособных высоких технологий, неизбежно приведет к столкновению интересов различных олигархических группировок, а в конечном итоге к столкновению интересов России и ее "партнеров" на Западе.

Анализу геополитических факторов, влияющих на рынок продукции военного назначения, посвящена отдельная глава монографии. В ней обосновывается возможность преодоления неблагоприятной конъюнктуры, обусловленной противодействием основных конкурентов, путем развития ВТС с нашими основными стратегическими партнерами - Китаем и Индией. На их долю, отмечает Чемезов, в ближайшем будущем будет приходиться более 80% общего объема экспорта. Другими значимыми импортерами российского оружия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем и Среднем Востоке могут быть Республика Корея, Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Иран, Кувейт и некоторые другие страны.

Проблемы такого рода и пытается решить в своей книге Сергей Чемезов, обращаясь к экономическим, организационно-правовым и информационным механизмам, находящимся в руках государства. Автор предлагает конкретный комплекс мер, нацеленных на использование возможностей российской экономики. Особое место среди них занимают финансовые технологии. Государство как единственный центр эмиссии вполне могло бы использовать связанные кредиты в качестве действенного инструмента развития отечественного производства. Такие кредиты особенно перспективны в сфере высоких технологий.

Император Александр III находил у России лишь двух союзников - армию и флот. У оборонно-промышленного комплекса и вертикально-интегрированной структуры в системе ВТС страны лишь один реальный союзник - государство. И его возможности должны быть употреблены самым эффективным образом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
526
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2249
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1480
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1105

Другие новости