0
1180
Газета Вооружения Интернет-версия

16.08.2002 00:00:00

Ан-70 может и не взлететь

Тэги: опк, Ан70


Акцент

Предприятия отечественного оборонно-промышленного комплекса по-прежнему с большим трудом "находят себя" в рыночной экономике. На пути восстановления и наращивания их потенциала существует масса проблем, которые копились годами и требуют решения, а без поддержки, в том числе и финансовой, со стороны федеральных властей им просто не выжить. Наглядный пример тому - производственное объединения "Полет" в Омске, одна из крупнейших аэрокосмических фирм России.

Здесь некогда трудились Андрей Туполев-старший и отец - основатель ракетостроения Советского Союза Сергей Королев, выпускали самые надежные в своем классе ракеты-носители (РН) серии "Космос". На этом же ПО в конце 1970-х гг. были собраны двигатели для "Энергии" - остающейся самой мощной на сегодняшний день ракетой в мире. Всего же омское объединение участвовало в более чем 40 международных космических программах.

Начиная с 1971 г., когда началась эксплуатация РН "Космос" и его модификаций, и до настоящего времени с помощью этой ракеты обеспечивается вывод на орбиту спутников международной системы спасения "Коспас-Сарсат". "Космосы" доставляли на орбиту и индийские спутники "Ариабата", "Бхаскара-1, 2", французский спутник "Снег", американский "Файсат", шведский "Астрид", мексиканский "Унамсат-Б", немецкий научно-исследовательский космический аппарат "Абриксас" и итальянский "МегСат". По оценкам специалистов, для вывода низко и среднеорбитальных спутников ракеты этой серии самые удачные на сегодняшний день.

Главные надежды на возрождение наряду с выпуском гражданской продукции омичи связывают с участием в производстве и продвижении на рынок совместно с украинскими коллегами среднемагистрального самолета нового поколения Ан-70. России необходимо около 165, а Украине - 65 машин этого класса. Но несмотря на недавние заявления президента России Владимира Путина о том, что "Ан-70 - это лучшее, что есть в современном авиастроении", "щедрое" российское правительство выделило в этом году на производство самолета аж целых 2 млн. руб. при минимально необходимых 30-37 миллионах.

Между тем технические характеристики Ан-70 действительно впечатляют: грузоподъемность до 35 тонн, крейсерская скорость 750 км/ч на высоте от 8,5 до 9,6 тыс. м, практическая дальность полета с 30 тоннами груза - свыше 5,5 тыс. км, способен разместить практически весь спектр автомобильной и легкой бронетехники, в том числе и стран НАТО. Благодаря принципиально новой силовой установке (четыре турбовентиляторных двигателя мощностью 14 000 л.с. каждый), впервые примененной на самолетах такого класса, машина способна лететь столь же быстро, как Ил-76, но при этом не имеет себе равных по топливной эффективности. Так, для перевозки 20-тонного груза на дальность 3000 км Ан-12 расходует на 30%, а Ил-76 на 52% больше топлива, чем "семидесятый". Многие детали самолета изготовлены из полимерных материалов, что позволило уменьшить его массу на 80% в сравнении с существующими аналогами.

Кроме того, применение оригинального шасси (12 колес низкого давления) позволяет Ан-70 осуществлять короткий взлет и посадку с грунта, что невозможно ни для одного существующего или разрабатываемого транспортного самолета.

Широкий спектр гражданской продукции - от нефтегазового оборудования и пластиковых труб до стиральных машин и ветровых энергетических установок - пока позволяет держаться предприятию "на плаву", но крайне скудное финансирование, когда не поступают даже заявленные в бюджете суммы, не дает возможности развивать и наращивать производство.

Впрочем, вот что думает о происходящем первый заместитель генерального директора "Полета" Валерий Блюм.

- Какие перспективы у ракеты-носителя серии "Космос" в условиях, когда создается РН "Ангара"?

- Во-первых, производство "Ангары" еще не начато, и когда она пойдет в серию - неизвестно. Во-вторых, для низкоорбитальных спутников РН серии "Космос" самые удачные. За весь период их эксплуатации произведено около 750 пусков, коэффициент надежности ракеты составляет 0,98. Скажем, для сравнения, ее американские и французские аналоги имеют показатель 0,6-0,7. Сейчас пошла тенденция уменьшения габаритно-весовых характеристик спутников, потому что совершенствуется электронная база. Например, Минобороны России планирует запустить свой новый спутник "Стрелок", сделанный на красноярском заводе с помощью нашей ракеты.

- Планируется ли производство нового самолета Ан-70? И как обстоит дело с финансированием прежде всего со стороны наших украинских партнеров?

- Конечно, помимо ракет мы будем собирать и Ан-70. Украинское правительство в прошлом году перечислило финансовые средства киевскому авиаобъединению "Авиант", но в этом году, насколько мне известно, пока деньги не найдены. Что касается российской стороны, то их обещают выделить.

В настоящее время Минобороны России подписало с заводом контракт на закупку одной машины. Сборка самолета будет производиться здесь, в Омске, а планер для третьей машины будет делать Новосибирское авиаобъединение.

Готова сотрудничать с нами и чешская сторона. С 1 по 3 июля у них прошли демонстрационные полеты "семидесятки". На это мероприятие в Прагу пригласили руководство нашего завода.

- Каков план выпуска машин? И чьи двигатели будут на них установлены?

- Пока на первые три года по одной машине в год, а с 2005 года - по две, затем по три и довести сборку до десяти самолетов в год. На российских самолетах будут устанавливаться двигатели московского завода "Салют", на украинских - запорожского предприятия.

- А сборка самолета Ан-74?

- Этот самолет делали в Харькове, серийно выпуская, примерно, по 25 машин в год. Мы сделали 5 самолетов, а потом заказы прекратились, хотя производственные мощности позволяют нам собирать и по 30 "семьдесят четвертых" ежегодно, но нужны заказы.

- Значит, основа производства предприятия - это космос.

- Уже нет. Главная составляющая производства сейчас - авиация. Помимо того, о чем с вами говорили, мы по собственной инициативе вложили средства в модернизацию нашего "кукурузника" - Ан-2. Получилась неплохая машина, получившая индекс Ан-3. На самолет поставили новый более мощный двигатель, конечно же, новую электронику, в кабине установили кондиционер. Теперь он летит быстрее и выше, нет тех "воздушных ям", в которые обычно попадала "аннушка". А если взять и сравнить характеристики нашего "дитяти" с зарубежными аналогами, например, известной всем "Сессной", то он превосходит ее практически по всем показателям. Пока планируется выпуск порядка 20-30 самолетов в год. Машина востребована прежде всего в сельском хозяйстве, проявляет интерес к ней и МЧС.

- Есть ли у предприятия долги и рассчиталось ли с вами Минобороны? Какая средняя зарплата у рабочих? Удалось ли сохранить кадры и что для этого делается?

- Долги есть, но они небольшие. А Минобороны с нами полностью рассчиталось.

Зарплата на заводе в среднем около 3100 рублей. Для того, чтобы работать сегодня, люди есть, но в последние годы приходит очень мало молодежи, и сейчас у нас проблемы с этим. Чтобы заинтересовать и привлечь перспективные молодые кадры, мы наметили программу, заключили соглашение с Омским политехническим институтом и другими учебными заведениями, в частности сделали "заказ" для целенаправленной подготовки специалистов под самолет Ан-70.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Таганрог – город детства и теплого моря

Таганрог – город детства и теплого моря

Валентина Иванова

О жареных бычках, дамских пальчиках и солнечных ваннах на берегу

0
678
Сенаторы возвращаются к клеткам и "аквариумам"

Сенаторы возвращаются к клеткам и "аквариумам"

Екатерина Трифонова

В российских судах не замечена презумпция невиновности обвиняемых

0
1218
Неучастие в выборах имеет значение

Неучастие в выборах имеет значение

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Межпартийные размены проходят по сценарию думской кампании 2026 года

0
1204
В Кремле сожалеют в связи с реакцией Баку на события в Екатеринбурге

В Кремле сожалеют в связи с реакцией Баку на события в Екатеринбурге

0
833

Другие новости