Подробности
С 3 по 10 сентября с работой дальневосточных предприятий оборонно-промышленного комплекса страны знакомилась комиссия Совета безопасности РФ. В ее состав были включены руководители оборонных агентств, представители Минобороны, КВТС и Совбеза. Итоги работы комиссии найдут отражение в документах, которые готовятся к октябрьскому заседанию Совета безопасности РФ по проблемам Дальневосточного региона. Как ожидается, вопросы ОПК займут центральное место в повестке дня этого заседания.
Во время пребывания в Хабаровском крае комиссия СБ РФ посетила Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО) и ознакомилась с ситуацией на этом крупнейшем предприятии авиапрома в свете предстоящего акционирования КнААПО и его вхождения в холдинг "Сухой". Гостей из Москвы также принимал Амурский судостроительный завод, специализирующийся на строительстве атомных и дизельных подводных лодок. Однако в отличие от процветающего КнААПО, выполняющего многомиллиардные контракты с Китаем по выпуску истребителей Су-30МКК, судостроители находятся в весьма сложной экономической ситуации.
В Комсомольске-на-Амуре прошло два совещания. Первое - с директорами региональных заводов ОПК. Второе - по вопросам выполнения прошлогоднего Указа Владимира Путина # 1252 "О создании ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" и предстоящему акционированию КнААПО.
Как было отмечено, в соответствии с распоряжением Минимущества России, ФГУП "КнААПО" представило предусмотренные указанным документом материалы, включая результаты инвентаризации имущества предприятия на 1 июня 2002 г. и промежуточный баланс. Однако еще остаются проблемы. Основная из них - передача в собственность города Комсомольск-на-Амуре и Хабаровского края объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также решение вопроса о финансовой поддержке ОАО "КнААПО" передаваемых объектов по соответствующим договорам с городской и краевой администрациями. Требуется уточнить перечни приватизируемого имущества, определить размер уставного капитала ОАО "КнААПО", решить вопрос о передаче в ведение городских властей ряда недостроенных объектов.
В то же время администрация Хабаровского края и руководство КнААПО продолжают противодействовать выполнению нормативно-правовых актов по завершению создания комплекса "Сухой", ссылаясь на то, что создание вертикально-интегрированной структуры превращает авиационные предприятия в дочерние, утрачивающие хозяйственную самостоятельность. Это, по их мнению, сократит поступления в бюджет региона, подорвет основы региональной экономики, поставит под угрозу существование объектов социальной сферы.
В этой связи следует отметить, что все входящие в интегрированную структуру дочерние общества, как и управляющая компания, являются самостоятельными юридическими лицами. Принадлежность пакета акций тому или иному лицу не влияет на его налоговый статус и режим. То есть независимо от количества и статуса акционеров величины их пакетов, предприятие становится на учет и уплачивает налоги и сборы по месту своего нахождения. Изменение организационно-правовой формы КнААПО при 100-процентной государственной форме собственности не изменит принципов распределения налоговых платежей между федеральным и региональным бюджетом.
Создание АХК "Сухой", как считают эксперты СБ РФ, полностью отвечает проводимой политике реструктуризации ОПК. Основные задачи этой политики определены соответствующим распоряжением правительства и включают, в частности, создание крупных технологически интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса, приоритетное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в военной сфере, предусмотренных государственным оборонным заказом, в целях опережающего задела для создания перспективных образцов и систем вооружений.
В настоящее время в связи с незавершенностью процесса образования АХК "Сухой" происходит рассредоточение необходимых финансовых средств, усиливается конкурентная борьба между заводами комплекса (КнААПО и ИАПО) в военном секторе - как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
По мнению экспертов Совбеза, создание АХК "Сухой" позволит выйти на решение ряда ключевых проблем:
повысить эффективность использования научно-производственного потенциала ОКБ и заводов за счет проведения внутрикомплексной реструктуризации, которая приведет к сокращению издержек производства;
обеспечить 100-процентное государственное участие в управлении интегрированной структурой в части принятия стратегических решений по развитию предприятий, контроля за использованием финансовых потоков, а также выбора приоритетов в развитии военной составляющей разработок и производства;
устранить конкуренцию между заводами на внешнем рынке;
обеспечить комплексное предоставление сервисного обслуживания в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами;
обеспечить единство и неразрывность процессов маркетинга, разработки, производства, сбыта и обслуживания авиационной военной техники;
оптимизировать загрузку производственных мощностей предприятий;
обеспечить концентрацию средств госзаказа, доходов заводов от экспорта и иных инвестиций на разработки и модернизацию авиационной техники в соответствии с потребностями ВВС РФ и инозаказчиков;
снизить себестоимость выпускаемой предприятиями продукции, увеличить их доходы, сформировать механизмы эффективного использования полученной прибыли на инвестиции в разработки изделий нового поколения как военного, так и гражданского назначения и модернизацию существующей техники, а также освоение новых рынков сбыта.
Окончательно авиационная холдинговая компания "Сухой" в ее итоговом виде будет создана в конце 2002 - начале 2003 года. Причем, как подчеркнул источник в аппарате СБ РФ, бесперспективными являются попытки отдельных руководителей регионов и некоторых предприятий противостоять выбранной и утвержденной президентом и правительством генеральной линии на создание крупных вертикально интегрированных оборонных холдингов.
После начала полноценного функционирования АХК "Сухой" появится возможность сосредоточить усилия на создании перспективной авиатехники. Концентрация сил и средств, а также научных кадров позволит достичь кумулятивного эффекта и обеспечить выполнение поставленной перед комплексом "Сухой" главной задачи - создания самолета пятого поколения к 2006-2007 гг. и начало его серийного производства в 2010-2011 гг.