0
9752
Газета Вооружения Интернет-версия

15.11.2002 00:00:00

Химическая мина под Россией

Тэги: утилизация, оружие массового поражения


Подробности

ПОДПИСАННАЯ (13.01.1993 г.) и ратифицированная (05.11.1997 г.) Конвенция о полном запрещении разработки, производства, накопления, применения химического оружия и его уничтожении обязала Российскую Федерацию до 2012 г. полностью уничтожить накопленное ею в XX в. химическое оружие (ХО). Однако сегодня ситуация с ликвидацией этого вида оружия массового уничтожения (ОМУ) складывается так, что обязательства российской стороны в установленные сроки могут быть и не выполнены.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Запасы химического оружия массового уничтожения создавались в СССР и до Великой Отечественной войны, однако форсированная разработка и широкомасштабное производство ХО начались в годы холодной войны. Именно в тот период военные доктрины СССР и США предполагали ведение военных действий с применением всего спектра ОМП (ядерного, химического, бактериологического). Основные объекты по разработке, испытаниям и производству химического оружия находились в Москве, Дзержинске, Новочебоксарске, Волгограде, Нукусе и Шиханах.

С конца 1940-х и до середины 1980-х гг. было произведено более 40 тыс. т отравляющих веществ (ОВ). Все запасы ОВ конструкционно располагались либо в боеприпасах (авиационных бомбах, боевых частях ракет, снарядах), либо в крупнотоннажных емкостях (бочках по 100, 250 л и цистернах по 38 и 50 куб. м). По ведомственной принадлежности все химическое оружие распределялось следующим образом: Военно-воздушным силам принадлежало 53,4% и Сухопутным войскам (ГРАУ и Войска РХБЗ) - 46,6% общих запасов.

В середине 80-х годов все химическое оружие было сконцентрировано на семи арсеналах центрального подчинения и сведено в стратегические запасы Вооруженных сил.

БЕЗ ПОСЛЕДСТВИЙ

К началу 1990-х гг. основная часть химических боеприпасов, и особенно крупнотоннажные емкости с ОВ, выработали сроки исправного технического состояния и гарантийного хранения. Ясно, что дальнейшее хранение ХО становится все более опасным, и назрела очевидная необходимость утилизации (уничтожения) химических боеприпасов. В противном случае уже через несколько лет возникнет куда более сложная проблема - уничтожение аварийных химических боеприпасов.

Решением расширенного комитета по обороне Государственной Думы Федерального собрания РФ от 31.10.1994 г. было признано, что "химическое разоружение в полной мере отвечает национальным интересам России, поскольку предусматривает уничтожение старых и устаревающих запасов ХО, представляющих угрозу для населения и окружающей среды. Уничтожение ХО не повлияет на национальную безопасность и не отразится на обороноспособности страны".

Актуальность вопроса уничтожения ХО определяется в первую очередь тем, что с отравляющими веществами (основой ХО) в процессе их долговременного хранения происходят необратимые физико-химические превращения, то есть их старение. В результате чего снижаются боевые (токсичных) свойства ОВ, а также появляются различные кислотные примеси, которые в той или иной мере влияют на коррозионную стойкость (то есть герметичность) оболочек химических боеприпасов, так называемые внутренние воздействия. Если еще к этому добавить отрицательное влияние климатических факторов (перепадов температур, влажности воздуха и т.д., то есть внешних воздействий), то картина коррозионных процессов, медленно протекающих в корпусах химических боеприпасов и постепенно разрушающих их, становится понятной. Так, толщина стенок корпусов химических боеприпасов и крупнотоннажных емкостей с ОВ уменьшилась за время их хранения на 25 и 40% соответственно. Общее количество аварийных химических боеприпасов (это боеприпасы, из которых происходит утечка отравляющего вещества) продолжает увеличиваться из года в год. Если не приступить к немедленному уничтожению ХО, то, по прогнозным расчетам, к 2010 г. общее количество аварийных боеприпасов составит 50% от всех запасов.

Такое положение дел с химическими боеприпасами, а также то, что отравляющие вещества относятся к так называемым суперэкотоксикантам, вызывает серьезную озабоченность населения, проживающего вблизи объектов по хранению ХО. Фактически люди живут на "химической бочке", которая, не дай бог, конечно, если не принять скорейших мер, может взорваться. И это является вторым немаловажным аспектом актуальности скорейшего уничтожения ХО.

При подготовке к уничтожению химоружия должен быть проведен комплекс полномасштабных работ, связанных с обеспечением безопасности населения и охраной окружающей среды. Безусловно, что гарантировать эту безопасность невозможно без проработки технических аспектов проблемы безопасности уничтожения ХО. При этом ничто не должно выпасть из поля зрения - ни анализ и оценка риска как объектов по хранению, так и объектов по уничтожению, ни защита населения при возможных аварийных ситуациях, включая разработку систем чрезвычайного реагирования во всех ее многогранных проявлениях.

Большие затраты, которые потребуются на реализацию процесса уничтожения всех запасов химического оружия, несомненно, оправдывают и стимулируют усилия ученых России найти способы утилизации ХО, то есть боеприпасов и отравляющих веществ, включая продукты их детоксикации. Утилизация корпусов боеприпасов в металлургической промышленности не представляет особых проблем, хотя есть вопросы, которые требуют дополнительного решения. Некоторые сложности вызывает утилизация отравляющих веществ. Химическую основу фосфорорганических ОВ и иприта составляют элементы общепромышленного назначения, которые используются в крупнотоннажных производствах, исчисляемых миллионами тонн. Поэтому вклад запасов этих отравляющих веществ (чуть более 30 тыс. т) в общее производство будет очень мал и соответственно перспективы их утилизации незначительны.

По-иному обстоит дело с утилизацией люизита. В состав его входит мышьяк, содержание которого в техническом продукте находится в пределах 30-35%. Именно наличие мышьяка и возможность переработки люизита с получением металлического мышьяка и его соединений высокой чистоты определяют перспективы утилизации люизита.

К настоящему времени утверждены технологии уничтожения как кожно-нарывных отравляющих веществ, так и фосфорорганических. Однако остается открытым вопрос утилизации отходов, образующихся при уничтожении ОВ. Первоначально предполагалось основную массу отходов превращать в битумно-солевые массы (БСМ) и захоранивать (или хранить) на специальных полигонах (хранилищах). Согласно этой технологии из одной тонны уничтоженного отравляющего вещества получается 3-4 т БСМ, таким образом, из 40 тыс. т уничтожаемого ОВ Россия получит 120-160 тыс. т БСМ. Однако что делать с ними, пока никто не знает.

Другой немаловажной проблемой, стоящей на повестке дня, является вопрос о количестве объектов по уничтожению ХО. Первоначально предполагалось вблизи каждого арсенала хранения ХО построить объект по его уничтожению, то есть планировалось иметь 7 полновесных объектов, что позволяло России в сжатые сроки уничтожить запасы ХО. Однако под давлением стран, оказывающих финансовую помощь РФ в уничтожении запасов ХО, и прежде всего США, и после передачи проблемы уничтожения ХО Российскому агентству по боеприпасам предполагается строительство всего трех объектов уничтожения ХО: в п. Горный Саратовской области, п. Кизнер, Удмуртия, и п. Щучье Челябинской области.

Проведенный финансово-экономический анализ железнодорожных перевозок ХО с остальных четырех арсеналов на эти объекты показал, что финансовые затраты возрастают примерно в 1,7-1,9 раза по сравнению со строительством 7 объектов уничтожения ХО, перевозка же ХО автомобильным транспортом обходится еще дороже. При этом во главу угла становится вопрос не столько финансовый, сколько потенциальной опасности перевозок ХО. Ведь перевозить смертельно опасные вещества придется через густонаселенную европейскую территорию России.

СУЕТА ВОКРУГ ХРАНЕНИЯ

Первоначально решение всех вопросов, связанных с уничтожением запасов ХО, было возложено на Управление начальника войск радиационной, химической и биологической защиты (УН РХБЗ). Однако на момент принятия этого решения все запасы ХО находились в ведении ВВС (три арсенала хранения) и Главного ракетно-артиллерийского управления (четыре базы хранения). С целью исключения такого явно ненормального положения дел в 1998 г. все арсеналы и базы по хранению ХО были переданы под эгиду начальника войск РХБЗ, и в этой структуре создается Управление уничтожения ХО или войсковая часть 52688-Л.

Для начала надо было укомплектовать Управление уничтожения ХО высококлассными специалистами (как офицерами, так и гражданским персоналом), не понаслышке знающими, что такое химические боеприпасы, проработавшими с ними не один десяток лет, знающими как правильно их эксплуатировать и обеспечивать безопасные условия их хранения. К середине 1998 г. управление было укомплектовано почти на 70% и приступило к выполнению возложенных на него соответствующим положением функций по созданию объектов уничтожения ХО и обеспечению безопасных условий его хранения.

Первым ударом по планам уничтожения ХО в установленные сроки явился августовский кризис 1998 г. Фактически он поставил Россию на грань срыва принятых международных обязательств. Улучшение финансово-экономического положения страны в 2000 и 2001 гг. благоприятно сказалось и на финансировании проблемы уничтожения ХО. Именно в этот период была официально утверждена двухстадийная технология уничтожения химических боеприпасов и крупнотоннажных емкостей, снаряженных кожно-нарывными отравляющими веществами, обеспечивающая комплексную безопасность на всех этапах уничтожения. Прямым следствием этого явилась интенсификация строительства объекта по уничтожению ХО в п. Горный Саратовской области.

Не успело созданное Управление уничтожения химического оружия устояться в структуре РХБЗ, как в октябре 2000 г. вышел указ президента РФ о передаче программы уничтожения ХО Российскому агентству по боеприпасам. До принятия этого решения Росбоеприпасы являлись лишь исполнителем государственного оборонного заказа в области боеприпасов традиционного снаряжения, минимальный объем производства которого ставил под сомнение целесообразность агентства как федеральной структуры. Вполне вероятно, подобное решение не в последнюю очередь и диктовалось целями сохранения его. Одно из непременных условий передачи функций государственного заказчика по федеральной целевой программе "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" Росбоеприпасам заключалось в том, что проблема передавалась целиком, то есть с функцией обеспечения безопасного хранения.

В конечном итоге "у руля" проблемы безопасного хранения и уничтожения ХО были поставлены руководители, которые химические боеприпасы визуально впервые увидели лишь в 2001 г. Естественно, что начались существенные структурные и кадровые подвижки. Из состава Минобороны России были выведены все арсеналы по хранению ХО и Саратовский военный институт РХБЗ. Практически на пустом месте (35% офицеров и генералов только что созданного Управления по уничтожению ХО пожелали либо уволиться, либо остаться в ВС) вновь создано Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению ХО при Российском агентстве по боеприпасам и Научно-технический центр. Административный аппарат Росбоеприпасов увеличился более чем в 2 раза.

Однако на этом организационные подвижки отнюдь не закончились. Напомним, что организация безопасного хранения ХО требует весьма высокой квалификации обслуживающего персонала и значительных вложений в совершенствование складских структур. В конечном счете надо откровенно заметить, она не сулит никаких дивидендов ответственным за хранение лицам, за исключением гипотетических неприятностей. Руководство Росбоеприпасов достаточно быстро осознало эти простые истины и тот факт, что гораздо выгоднее (с финансовой сточки зрения) заниматься только лишь уничтожением ХО. Принималось во внимание и то обстоятельство, что рано или поздно придется отчитываться перед международным сообществом как за объемы уничтоженных запасов ХО, так и за те средства, которые вкладывают страны Запада в создание объектов уничтожения ХО.

В августе 2002 г. руководителями Росбоеприпасов и Генштаба была осуществлена комплексная проверка объектов хранения ХО. Возможной целью ее являлась обратная передача объектов хранения ХО под эгиду Минобороны, а точнее, в войска РХБЗ, численность которых в настоящее время составляет уже менее 10 тыс. военнослужащих. При таком боевом и численном составе невольно встает вопрос о целесообразности существования и самого УН РХБЗ. Таким образом, объективно интересы всех фигурантов в вопросе передачи функций хранения ХО сошлись: руководство Росбоеприпасов не желало взять на себя ответственность за хранение ХО, а начальник управления РХБЗ генерал Холстов был кровно заинтересован в сохранении подчиненных ему войск. Позицию Виктора Холстова, естественно, разделял и начальник Генерального штаба.

Характерно, в России, как правило, не акцентируется внимание на том, сколько средств вложено в обеспечение условий безопасного хранения ХО. Для примера, если США 60% выделяемых средств расходуют на безопасное хранение ХО и только 40% на его уничтожение, то в России на безопасное хранение выделяется лишь 2% денежных средств. И это при том, что минимальная потребность составляет сегодня не менее 45-50%. На сегодняшний день 60% запасов химического оружия находится в аварийных хранилищах. Чтобы не допустить "химического Чернобыля", необходима в срочном порядке реконструкция, или хотя бы капитальный ремонт объектов хранения ХО. Трудно себе представить, что произойдет с населением и окружающей средой при полном или частичном, в силу каких-либо природных катаклизмов, разрушении одного стандартного (не самого большого, но самого распространенного) кирпично-деревянного хранилища 1958 г. постройки в котором хранятся 496 химических авиационных бомб калибра 500 кг, каждая из которых содержит 247 кг сильнодействующих отравляющих веществ. Анализ возможных последствий такой аварийной ситуации позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать то, что экологический ущерб будет исчисляться десятками миллионов рублей, материальный ущерб уже сотнями миллионов, если удастся избежать человеческих жертв.

СВОЯ РУБАШКА БЛИЖЕ К ТЕЛУ

Для разработки более или менее безопасной технологии уничтожения ХО начиная с 1993 г. сначала в Минобороны, затем в Российском агентстве по боеприпасам проводился достаточно широкий спектр научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Согласно постановлениям правительства России и федеральных законов закупка научно-технической продукции для нужд федеральной программы уничтожения ХО осуществляется через проведение открытых (в исключительных случаях закрытых) всероссийских конкурсов. Отметим, именно проведение конкурсов по НИОКР позволило в 1995 г. выбрать наиболее приемлемые технологии уничтожения ХО и произвести их комплексную доработку применительно к конкретным условиям размещения объектов уничтожения ХО. Однако если до 2001 г. конкурсы действительно давали ощутимый экономический эффект (отвечали своему названию - всероссийские) и в них принимали участие организации и предприятия практически со всей страны, принадлежащие различным министерствам и ведомствам, что позволяло в конечном итоге экономить до 30% бюджетных денег, и государство за минимально обоснованную стоимость получало необходимый для него научно-технический продукт, то после передачи функций государственного заказчика в области химического разоружения Росбоеприпасам ситуация достаточно резко изменилась. Первоначальный анализ результатов конкурсов 2002 г. позволяет сделать вывод о том, что происходит целенаправленный перелив финансовых потоков в подведомственные агентству предприятия. Это относится к трем четвертям всех конкурсных работ. Даже специальный автомобиль, предназначенный для перевозки химических боеприпасов, разрабатывает ГНПП "Базальт" - предприятие, традиционно занимавшееся разработкой авиационных средств поражения и боеприпасов ближнего боя.

СРОКИ ПОДЖИМАЮТ

Отдавая себе отчет в том, что запасы российского ХО надо как можно скорее уничтожить, поскольку хранить его с каждым годом становится все опаснее, Росбоеприпасы совместно с Федеральным управлением по безопасному хранению и уничтожению ХО прилагают поистине огромные усилия для запуска первого объекта по уничтожению ХО, расположенного в поселке Горный Саратовской области. Данный объект предназначен для уничтожения кожно-нарывных ОВ, основная масса которых хранится в крупнотоннажных емкостях - цистернах объемом 38 и 50 куб. м, 100- и 250-литровых бочках. Технология уничтожения данного типа была неоднократно опробована как на имитаторах отравляющих веществ, так и на реальных средах. При этом все этапы технологического цикла уничтожения обеспечивают комплексную безопасность проведения работ.

Сроки запуска объекта в Горном неоднократно переносились, остается под большими сомнениями и очередная дата, планируемая на декабрь 2002 г. Основной проблемой, с которой пришлось столкнуться при строительстве объекта по уничтожению ХО, - неритмичность финансирования стройки.

С 15 ноября 2002 г. в Горном начинает работу Государственная комиссия по приемке первого российского объекта по уничтожению химоружия. Руководством государства поставлена однозначная задача - до 31 декабря этого года запустить объект и начать уничтожение первой очереди ХО. Напомним, до 1 апреля 2003 г. Россия должна отчитаться перед международным сообществом об уничтожении первых 400 т отравляющих веществ. Остается только надеяться, что ведомственные перетасовки и элементарное местничество не повлияют на выполнение этой задачи.

Таблица

Типы химических боеприпасов и емкостей Вооруженных сил РФ

Наименование

Индекс

Вес ОВ в боеприпасе (кг)

Количество боеприпасов

Авиационная бомба

9-А1-467

91,420

4817

Авиационная бомба

9-А-725

35,800

2849

Авиационная бомба

9-А-475

177,200

3915

Блок авиационных бомб

9-А-3420

23,700

244

Блок авиационных бомб

9-А-3052

2,160

590

Боевая часть крылатой ракеты

9-А-3261

572,000

15

Боевая часть крылатой ракеты

БЧК-5

432,000

52

Выливной прибор

9-А-483

247,900

22609

Выливной прибор

9-А-707

1945,000

118

Выливной прибор

9-А-740

1895,600

113

Головная часть реактивного снаряда

9Н56

2,845

213316

Головная часть ракеты

9Н18Г

214,500

401

Головная часть ракеты

9Н123Г

60,000

94

Снаряд ствольной артиллерии

3НС6

1,390

51847

Снаряд ствольной артиллерии

3НС9

1,500

39825

Снаряд ствольной артиллерии

ХС6

1,390

1959

Модуль

9-ЕК-3264

17,600

55824

Авиационная бомба

9-А-164

47,800

11902

Головная часть реактивного снаряда

9Н57

3,035

935152

Головная часть реактивного снаряда

9М23М

3,035

21000

Головная часть реактивного снаряда

8С31

2,140

180342

Головная часть реактивного снаряда

8Б31

2,140

320

Головная часть реактивного снаряда

3НС1

8.000

93377

Снаряд ствольной артиллерии

53НС367(Д)

0,440

24413

Снаряд ствольной артиллерии

53ХСО367

0,440

2224

Снаряд ствольной артиллерии

53НС462-35

1,900

1333

Снаряд ствольной артиллерии

53НС462У

1,900

1838

Снаряд ствольной артиллерии

ХС462У

1,900

6

Снаряд ствольной артиллерии

ХСО462У

1,900

17

Снаряд ствольной артиллерии

53НС463Б-35

1,325

609317

Снаряд ствольной артиллерии

53ХСО463Б

1,325

241137

Снаряд ствольной артиллерии

3НС5

1,585

20302

Снаряд ствольной артиллерии

3НС5М

1,585

85980

Снаряд ствольной артиллерии

ХС5

1,585

76205

Снаряд ствольной артиллерии

3НС3-35

2,820

350210

Снаряд ствольной артиллерии

Х3-35

2,820

133025

Снаряд ствольной артиллерии

53ХСО462Д

3,300

17700

Снаряд ствольной артиллерии

53ХС530Д

5,480

12923

Блок авиационных бомб

9-А-3109

5,760

10150

Головная часть ракеты

9Н123Г2-1

50,500

39

Головная часть реактивного снаряда

9Н58

3,075

706417

Головная часть реактивного снаряда

9Н519

20,000

27219

Снаряд ствольной артиллерии

3НС8

1,285

218663

Снаряд ствольной артиллерии

53НС463Б

1,361

200

Снаряд ствольной артиллерии

3НС7

2,590

91053

Боевой элемент от головной части ракеты

9Н230

0,777

195

Авиационная бомба

500-280С

164,000

56

Авиационная бомба

1500-900С

631,000

5

Авиационная бомба

1500-965С

631,000

200

Головная часть ракеты

8Ф44Г-1

550,000

317

Авиационная бомба

9-А-467

92,000

814

Авиационная бомба

9-А-423

44,100

20371

Выливной прибор

9-А1-483

248,500

14709

Авиационная бомба

1500-900СВ

640,000

4

Авиационная бомба

1500-965СВ

640,000

14

Железнодорожная цистерна

50куб.м

101

Железнодорожная цистерна

38куб.м

2

Бочка

100 литров

667

Бочка

250 литров

258

Примечание. По некоторым типам химических боеприпасов данные отсутствуют.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
230
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
283
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
237
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
201

Другие новости