В "НВО" # 44 за прошлый год опубликована статья Александра Полякова и Сергея Почуева "Через тендеры к звездам", посвященная основным проблемам конкурсной поставки ВВТ для госнужд. Представляется, что идеи авторов нуждаются в некоторых дополнениях.
Еще до того как заказчик приступит к выбору проекта из числа представленных на тендер, каждая из конкурирующих фирм-подрядчиков должна выбрать для себя продвигаемый ею проект из списка возможных проектных альтернатив. Поэтому задача корректного определения соответствующего комплекса критериев приобретает актуальность на ранних этапах жизненного цикла, когда в явном виде речь о тендере еще не идет.
Используемые в настоящее время модели эффективности систем военного или иного, скажем, космического назначения соответствуют "одноцелевой" модели деятельности, когда имеется возможность сформулировать общую цель всех участников (субъектов) программы. Однако структурные изменения в отечественной экономике не позволяют оставаться в рамках этой модели. Сегодня заказчик и подрядчик руководствуются разными представлениями об эффективности реализуемого проекта.
Как отмечается в упомянутой статье, "новый образец ВВТ разрабатывается преимущественно не для извлечения максимальной прибыли (хотя это и немаловажный аспект с точки зрения реализации экспортного потенциала), а для обеспечения защиты национальных интересов в военной сфере". Отсюда делается вывод о различии "глобальных целей коммерческих инвестиционных проектов и проектов, реализуемых государством (или с участием государства) в интересах МО".
Данный тезис нуждается в углубленном рассмотрении. Естественно, что система критериев выбора проекта госзаказчиком соответствует интересам государства и в конечном счете характеризует степень и полноту достижения цели обеспечения защиты национальных интересов.
Но в процессах создания и поставок новых образцов ВВТ участвуют как минимум две стороны. Система критериев заказчика определяется задачами защиты национальных интересов. Подрядчик руководствуется целями собственной деятельности - а она в конечном итоге регулируется как раз экономическими ("максимальная прибыль┘") механизмами и наилучшим образом описывается посредством системы критериев проектной эффективности.
Следует сделать оговорку: вышеуказанное различие наиболее характерно для государств, где система взаимоотношений госзаказчика и подрядчиков в промышленности складывалась "поверх" уже сформировавшейся системы военных поставок частными компаниями. В наших условиях, когда существенная часть подрядчиков или является казенными предприятиями, ГУПами, или напрямую завязана на определенные государственные программы, часто не имеющие иного рынка сбыта своей продукции, картина несколько смазывается. Тем не менее определенный сдвиг по сравнению с ситуацией, скажем, десятилетней давности уже произошел, а дальнейшее разделение государственного заказчика и исполнителей - устойчивая тенденция.
Таким образом, цели деятельности, а значит, и критерии эффективности проектов у заказчика и подрядчика принципиально различны. А поскольку проектные предложения ("образцы") разрабатываются подрядчиками, естественно, что в основу алгоритмов проектирования ложатся именно их критерии.
Как взаимодействуют представления об эффективности заказчика и подрядчика? Следует отметить, что любые отношения этого типа несут в себе внутреннее противоречие: "купить подешевле - продать подороже". В интересах госзаказчика - обеспечить поставки образца, отвечающего требованиям ТТЗ при минимальной его стоимости, а в интересах поставщика - добиться максимально возможной стоимости образца. При фиксированной цене заказа стремление увеличить прибыль поставщика естественным образом приводит к минимально возможным ТТХ, при которых еще сохраняется конкурентоспособность.
Сформулируем несколько тезисов.
1. Система критериев целевой эффективности предлагаемого образца ВВТ, являющаяся основой принятия решения на заключение контракта, не транслируется напрямую в систему критериев эффективности проектной альтернативы для подрядчика. Скорее, система критериев заказчика отражает меру вероятности реализации определенной проектной альтернативы подрядчика. Чем в большей степени отвечает конкретная альтернатива требованиям (системе критериев) заказчика, тем более вероятно, что соответствующий проект окажется победителем тендера, а поставщик сможет достичь показателей эффективности собственной деятельности, соответствующих данной проектной альтернативе.
2. Критерии эффективности деятельности подрядчика носят преимущественно экономический характер. Оптимизация обычно проводится по типовым критериям для инвестиционных проектов - максимум чистого дисконтированного дохода, максимум внутренней нормы доходности, минимальный срок окупаемости капиталовложений и т.п.
3. Существенное значение имеет учет влияния рассматриваемого проекта и на производственную программу поставщика в целом, и на всю отрасль промышленности. В связи с этим дополнительный смысл приобретает такой показатель, как доля собственных работ предприятия. Предприятие-поставщик заинтересовано в ее увеличении, поскольку при прочих равных собственных показателях эффективности проекта рост доли собственных работ повышает устойчивость производственной базы, может вести к снижению издержек и накладных расходов по параллельно реализуемым проектам и т.п. Государственный же заказчик, как правило, заинтересован в равномерном распределении работ по предприятиям отрасли и созданию разветвленной "горизонтальной кооперации". Поставщика это приводит к необходимости поддержки собственных конкурентов.
Классический пример практической реализации последнего тезиса - результаты тендера на создание ПАК ФА, что, как известно, было поручено АВПК "Сухой" в качестве головного предприятия при соисполнителях в лице ОКБ им. Яковлева и РСК "МиГ". Другой пример - использование разгонных блоков "Д", поставляемых РКК "Энергия", при коммерческих запусках РН "Протон", которые строят в конкурирующей организации - ГКНПЦ им. Хруничева. В условиях плановой социалистической экономики реальных противоречий в такой структуре кооперации не было. Сегодня же, как бы экономически эффективно ни было использование уже отработанных блоков "Д", ГКНПЦ стремится перейти к использованию ненамного отличающихся по основным показателям разгонных блоков "Бриз-М" собственной разработки. Недавняя авария блока "Д", приведшая к потере спутника "Астра 1К", послужила лишним доводом в пользу постепенной "переконфигурации" коммерческих "Протонов".
В современных условиях крупным фирмам оборонной отрасли особенно выбирать не приходится, и благом становится практически любой финансируемый госзаказ. При этом "тонкий" анализ собственной эффективности, как правило, отодвигается на второй план. Однако сама постановка задачи соотнесения в рамках единого проекта интересов заказчика и подрядчика может приобрести актуальность при улучшении материального положения генеральных подрядчиков - например, в результате выхода на зарубежные рынки. Кстати говоря, при их освоении собственные (экономические) критерии эффективности играют существенно большую роль. Наконец, по мере дальнейшего разделения субъектов госуправления и производителей техники будет возрастать и степень "расслоения интересов". Этот же процесс будет сопровождать привлечение в оборонные отрасли промышленности частных инвестиций. Представляется, что к такому развитию событий следует готовиться уже сейчас.
Описываемые особенности обуславливают необходимость углубленного анализа и разработки аппарата технико-экономического обоснования и выбора проектных альтернатив на уровне головного предприятия с учетом соответствующих наработок заказчиков. Дополнительно к описанным в "НВО" подходам и методикам 30-го ЦНИИ МО имеются соответствующие школы и наработки, например, в 4-м ЦНИИ МО и в ЦНИИ машиностроения. Однако необходимо преодолеть "методический разрыв" между заказывающими организациями и головными предприятиями-поставщиками, когда обширным методическим наработкам центральных НИИ соответствуют у подрядчиков в лучшем случае методики формирования технико-экономических обоснований отдельных проектов.
Во всем мире "воспитание культурного подрядчика" считается одной из приоритетных задач государственных заказывающих органов. МО США широко распространяет методические материалы по управлению армейскими заказами среди промышленных фирм. Несколько месяцев назад NASA выпустило в свободное обращение очередное пособие по оценке затрат на реализацию проектов в оборонной и космической области. В нашей стране работа в этом направлении еще только предстоит.