-Анатолий Петрович, в чем смысл создания нового органа управления - Государственного комитета по государственному оборонному заказу?
- Я пока не видел указа президента. Но, как понимаю, фактически речь идет о концентрации всех, кто распоряжается деньгами, в одном кулаке.
Ранее гособоронзаказом управлял оборонный комплекс Министерства экономики.
Если новый орган должен взять на себя функции Военно-промышленной комиссии при правительстве, то лучше, чтобы он работал под руководством президента. Тогда бы он мог решать проблемы военно-технической и военно-промышленной политики государства.
Это было бы правильным, поскольку сейчас никто не занимается балансами по производству, в том числе дублирующему, размещением гособоронзаказа по направлениям и так далее. Речь идет о реформе системы управления оборонным комплексом, которым сегодня практически никто не руководит.
- Будет ли новый орган работоспособным?
- Если он будет иметь тот же ранг, что и Комитет по военно-техническому сотрудничеству, то у него не хватит полномочий. Ведь дело не только в государственном оборонном заказе, но и в обеспечении государственных интересов в области производства вооружений. Просто "наверху" сейчас, наверное, боятся выйти на традиционное название - Госплан.
- Сможет ли новый Госкомитет стать единым заказчиком в области вооружения и военной техники?
- По-видимому, Госкомитет может стать единым заказчиком по всем направлениям, связанным с жизнеобеспечением всех силовых структур. Но в области вооружений все сведется только к системам общевойскового назначения. В ФСБ и других силовых структурах есть специфика, которой Минобороны не владеет и контролировать не может.
Так что в полном смысле новый орган не сможет стать единым заказчиком, но он может выполнять координирующие функции. Он не может забрать всю полноту ответственности у того, кто вооружение и специальные системы применяет.
- Станет ли легче войскам от создания нового Госкомитета?
- Я думаю, что в какой-то степени попытка создания федерального органа призвана облегчить положение войск. Численности уже не хватает на боевые подразделения. Если под новый орган выведут все системы складирования, стратегических резервов в интересах силовых структур, то это облегчит ситуацию для боевых соединений и частей.
- Как изменятся полномочия Управления начальника вооружений ВС РФ, который фактически управлял значительной частью гособоронзаказа?
- Его полномочия нивелируют до нуля. Если есть заместитель министра по Гособоронзаказу, то он должен взять на себя заказы и по вооружениям, и по строительству, и по тылу, и все остальное. Только тогда имеет смысл создавать новый Госкомит.