Среди экспонатов состоявшейся в начале февраля выставки "Аэро Индия-2003" внимание посетителей привлек израильский привязной аэростат фирмы Elta Electronics Industries Ltd. (подразделение компании IAI) под названием Border Protektion ("Защита границы"). Летательный аппарат (ЛА) оснащен радиолокатором небольшого размера (сопоставимый с российской РЛС наземной разведки "Кредо"), а также гиростабилизированной платформой с оптико-электронными наблюдательными приборами.
Точных данных по своему аэростату Elta не представила, однако эксперты полагают, что он предназначен для контроля за перемещением людей и техники на сравнительно небольших расстояниях - в пределах нескольких километров. Свою воздухоплавательную технику военного назначения Elta начала представлять на международных выставках в прошлом году. Однако известно, что еще в 1993 г. Израиль развернул на юге страны оснащенный РЛС аэростат.
Израильский аэростат, оснащенный РЛС наземной разведки и гиростабилизированной оптико электронной системой,предназанчен для контроля сухопутных границ. Фото автора |
Антенна РЛС L 88 внутри обтекателя аэростата 420К. Фото пресс службы ВВС США |
Израильтяне рекламируют свою технику как новое слово в сфере обнаружения противника и контроля границ, однако мало кому известно, что пионерами на этом новом сегменте оружейного рынка оказались российские предприятия.
Анализ открытых источников свидетельствует, что интерес к использованию летательных аппаратов, которые легче воздуха, в военных целях возрастает. Эта тенденция стала особенно явной после окончания холодной войны и появления новых угроз безопасности, таких, как терроризм или наркоторговля.
ПРОТИВ ТЕРРОРИСТОВ
Так, уже после 11 сентября 2001 г. американские аналитики пришли к выводу, что США не могут существующими средствами выявить и отразить угрозу теракта с применением относительно простых пилотируемых или беспилотных ЛА, которые можно запускать с торговых судов, находящихся в нейтральных водах. Вблизи территории США одновременно перемещается несколько тысяч подобных плавсредств, идентифицировать их как террористические не представляется возможным.
Именно тогда возникла идея адаптировать для борьбы с терактами привязные аэростаты, применяемые в США с 1980 г. для борьбы с переброской наркотиков на небольших самолетах из Латинской Америки. Разрабатывает, производит и поставляет силовым структурам аэростаты с РЛС фирма Naval Electronics & Surveillance Systems (Акрон, штат Огайо) - подразделение корпорации "Локхид-Мартин". Спектр ее продукции представлен в табл. 1. В основном эти аэростаты используются пограничной службой, однако аппарат 275K выступает в роли передатчика канала "Телевидение Марти", оппозиционного правительству Кубы.
Таблица 1
Аэростаты военного назначения корпорации "Локхид Мартин" |
|||
Тип аэростата | 56K | 275K | 420K |
Объем (куб. м) | 1500 | 7425 | 11893 |
Длина (м) | 33 | 56 | 62,5 |
Полезная нагрузка (кг)/высота (м) | 363/900 | 454/4000 | 908/5000 1800/3000 |
Объем поставок/новых заказов | 14/2 | 12/2 | 8 |
Наиболее совершенный из аппаратов - 420K - может находиться в воздухе 5-7 дней. По заявлению представителей "Локхид-Мартин", при создании его бортовой аппаратуры (РЛС с дальностью обнаружения до 300 км, инфракрасные датчики, оптико-электронные приборы) использован научно-технический задел, полученный при разработке истребителей. Это позволяет применять аэростат не только при решении задач контроля перемещений в воздухе и на море, но и для управления боевой авиацией.
Американские эксперты также отмечают, что аэростаты в перспективе смогут сыграть существенную роль в борьбе с крылатыми ракетами большой дальности. Такая задача поставлена в рамках создания новой системы ПРО/ПВО Северо-Американского континента. Год назад ВВС США подписали с "Локхид-Мартин" контракт стоимостью 79 млн. долл., предусматривающий установку на аэростатах 420K трехкоординатного радара L-88. Предполагается, что новые ЛА войдут в систему TARS (Tethered Aerostat Radar System - радиолокационная система на привязных аэростатах), которая обеспечит контроль всей южной воздушной границы США от Пуэрто-Рико до Калифорнии. При этом потребителями информации станут все заинтересованные ведомства от командования ПВО NORAD до таможенников. Кстати, первоначально созданные в рамках таможенной службы аэростаты в 1992 г. в соответствии с решением конгресса переведены в Минобороны США.
Типовая схема использования аэростатов предполагает создание наземных (корабельных для 56K) станций базирования. Поднимается и опускается ЛА с помощью лебедки, снабжается электроэнергией по кабелю-тросу. Собранные датчиками данные передаются в центры управления по радиоканалу. Современные аэростаты заполняются гелием, что обеспечивает их пожаробезопасность. Прогнозы метеослужбы позволяют своевременно опускать аэростат в случае приближения тайфунов и швартовать их на наземной станции. Несмотря на то что южная часть США подвержена неблагоприятным атмосферным явлениям, боеготовность аэростатов, согласно результатам эксплуатации, составляет 98%.
"Локхид-Мартин" уже год рекламирует и более амбициозный аэростатный проект следующего поколения. Новый ЛА должен поднимать полезный груз до 1800 кг на высоту 21 км. Это позволит сделать аппарат практически всепогодным, поскольку на большой высоте ветра стабильны и менее интенсивны, чем в приземном слое. В результате новый аппарат сможет гораздо дольше находиться в воздухе. Кроме того, он будет представлять меньшую опасность для гражданских авиалайнеров, чьи трассы проходят на высоте до 12 км. Помимо задач обнаружения он сможет выполнять функции ретранслятора и наблюдения за погодой. В разработке концепции перспективного аэростата участвуют отставные американские военные. Предполагается, что в рамках проекта удастся решить проблемы пополнения гелием и независимого энергоснабжения.
Военные эксперты полагают, что в перспективе аэростаты смогут занять нишу между наземными радарами и разведывательными спутниками. При этом отмечается, что они в десятки раз дешевле в производстве и эксплуатации, чем самолеты ДРЛО. Кроме того, к аэростатной радиоэлектронной аппаратуре предъявляются менее жесткие требования по устойчивости к вибрациям и перегрузкам. Ранее серьезной проблемой для аэростатных РЛС была относительная нестабильность их положения в воздухе, однако с появлением приемников космических систем навигации она была решена. На сегодняшний день при решении задачи обнаружения низколетящих воздушных целей с аэростатами могут соперничать лишь самолеты ДРЛО. Однако разработка последних в три раза дольше и на порядки дороже.
Конечно, у ЛА легче воздуха есть существенные недостатки. Так, от самолетов ДРЛО их отличают плохая мобильность и низкая боевая устойчивость, связанная с тем, что положение аэростатов заранее известно противнику. В то же время на фоне снижения во всем мире угрозы войны высокой интенсивности значение этого недостатка снижается. Кроме того, в будущем функции дальнего обнаружения могут быть приданы дирижаблям.
НАШИ ПОДСУЕТИЛИСЬ
Работы над аэростатами военного назначения ведутся и в некоторых других странах, однако пока этот рынок недостаточно освоен. В то же время специалисты полагают, что в обозримом будущем он будет трансформироваться сначала в средний, а затем и в крупный. Косвенно об этом говорят как начавшийся маркетинг аэростатов с РЛС, так и повышенное внимание к ЛА легче воздуха со стороны ведущих мировых оборонно-промышленных компаний. Например, упоминавшаяся "Локхид-Мартин" в настоящее время помогает выходить из финансового кризиса западногерманской фирме "Карголифтер", которая работает над воздухоплавательной техникой различного назначения - как транспортной, так и разведывательно-информационной.
По оценкам отечественных специалистов, до 10% рынка средств разведки и наблюдения воздушного базирования могут быть захвачены производителями аэростатов и дирижаблей. Как для любой новой продукции, в воздухоплавательной технике налицо высокая рентабельность производства. Сам аэростат сравнительно дешев: даже в таких крупных системах, как отечественные "Пума" и "Ягуар" (характеристики - в табл. 2) или американская 420К, стоимость летательного аппарата не превышает 100 тыс. долл. Конечная цена системы в основном зависит от радиоэлектронной аппаратуры и может составлять несколько миллионов долларов.
Таблица 2
Аэростаты военного назначения компании "Авгуръ" |
||
Тип аэростата | "Пума" | "Ягуар" |
Объем (куб. м) | 11809 | 8900 |
Длина (м) | 60,7 | 55,2 |
Полезная нагрузка (кг) | до 2200 | до 1700 |
Рабочая высота (м) | 2000-5000 | 1000-4000 |
Максимальная скорость ветра (м/сек) *на удерживающим устройстве | 46 | 30 |
на рабочей высоте | 30 | 25 |
Продолжительность непрерывного полета (дней) | до 25 | до 30 |
Передача данных |
по радиоканалу | |
Электропитание по кабель |
тросу |
Примечание: скорость ветра более 33 м/сек - высший (двенадцатый) балл по шкале Бофорта, соответствует тропическому урагану
Несмотря на то что аэростаты военного назначения уже есть на вооружении в США и Израиле, в открытой печати информации об экспорте подобной техники пока не появилось. Исключение одно: в прошлом году иностранные военные журналы сообщили о том, что Китай в 2003 г. введет в строй поставленный из России аэростат AU-21 "Пума", предназначенный, как официально заявлено, для "противодействия контрабанде на море". Однако специалисты, анализируя выбранное место развертывания системы - побережье провинции Фуцзянь вблизи Тайваньского пролива, полагают, что он может быть использован в системе ПВО.
Аэростаты военного назначения "Пума" и "Ягуар" впервые были представлены в прошлом году на международной выставке в Фарнборо на стенде двух аффилированных компаний "Авгуръ" и "РосАэроСистемы". Первая специализируется на разработке и изготовлении ЛА легче воздуха, вторая - на маркетинге. На международный рынок эту продукцию продвигает ФГУП "Рособоронэкспорт", который фактически стал первым в мире продавцом аэростатных систем. Эксперты ведущего предприятия-госпосредника высоко оценивают перспективы сбыта аэростатов и дирижаблей и намерены активно предлагать на внешний рынок воздухоплавательную продукцию ряда отечественных фирм.
К сожалению, представители названных российских фирм категорически отказываются комментировать сообщения западной прессы о китайском заказе. Представитель "РосАэроСистем" лишь заявил "НВО", что его фирма на правах головного исполнителя выполняет зарубежный контракт на поставку аэростата "Пума". Он также сообщил, что проведены переговоры о поставках воздухоплавательной техники специального назначения с 4-5 инозаказчиками. По данным "НВО", аэростатами интересовались некоторые арабские страны. Пока предметом контракта являются лишь "Пумы", однако на рынок сейчас представляется усовершенствованная версия "Ягуара".
Представитель "РосАэроСистем" отказался назвать состав радиоэлектронного оборудования экспортных аэростатов за исключением упоминания о "РЛС последнего поколения". Официально признается лишь сотрудничество с НИИ "Стрела" ("НВО" впервые написало об установке радара наземной разведки "Кредо" на аэростат в # 21 за 2000 г.). Источники "НВО" сообщают, что первоначально на "Пуму" планировалось установить модернизированный радар "Заслон" (им оснащен МиГ-31), однако позже было принято решение об использовании локатора другой фирмы. По зарубежным данным, на аэростате используется аппаратура, разработанная санкт-петербургским холдингом "Ленинец" в рамках проекта "Морской змей". Однако представители предприятия эту информацию не подтвердили, хотя и признали наличие интереса к данной тематике.
Работы над воздухоплавательной техникой имеют не только экспортную направленность. Для России с ее огромными пространствами и неконтролируемыми границами патрульные аэростаты и дирижабли могут стать оптимальной техникой по критерию "эффективность - стоимость". Причем, как полагают эксперты, их применение не ограничится контролем морских и воздушных пространств. С помощью аппаратов легче воздуха можно, например, вести мониторинг степных районов на границах с Казахстаном, где классические технологии охраны границы труднореализуемы из-за недостатка средств.
Как водится, все работы над аэростатами в рамках гособоронзаказа засекречены, однако, как стало известно "НВО", проект "Ягуар" понемногу финансирует одно из российских силовых ведомств.
По-видимому, следующим шагом будет переход от привязных аэростатов к дирижаблям, которые, помимо патрульных функций, смогут нести вооружение. Предполагается, что перспективный дирижабль, предназначенный для борьбы с подводными лодками и морскими минами, будет иметь полезную нагрузку до 15 т и сможет помимо РЛС нести опускаемую гидроакустическую станцию и соответствующий комплекс средств поражения.
Таким образом, эпоха военной воздухоплавательной техники, которая, как ранее казалось, завершилась на рубеже 20-х годов прошлого века, на самом деле только начинается.
Бангалор-Москва