Выход из Договора по ПРО 1972 г. представители США оправдывают появлением новых ракетно-ядерных угроз по сравнению с периодом 1972 г. и в рамках договора невозможностью создания системы ПРО США от возможных ограниченных ударов баллистических ракет (БР) преступных режимов стран-изгоев, которые имеют или в ближайшее время будут иметь баллистические ракеты с оружием массового поражения.
ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА ДЛЯ США
Анализ информационных материалов показывает, что работы по ПРО в США ведутся по двум направлениям: национальная ПРО территории США и ПРО на ТВД.
ПРО на ТВД строится по зонально-объектовому принципу с трехэшелонным поражением целей на заатмосферном участке траектории БР и в верхних слоях атмосферы (комплекс ТНААD), в средних слоях (система МЕАD) и нижних слоях атмосферы (ЗРК "Пэтриот" и его модификации).
Основу территориальной национальной ПРО США составляют комплексы заатмосферного перехвата целей большой дальности, в значительной степени использующие отработанную технологию системы ТНААD. Эти комплексы базируются на наземной РЛС GBR и противоракете GBI. РЛС GBR является дальнейшим развитием РЛС комплекса ТНААD. Противоракета GBI включает ракету-носитель PLV, собранную для испытаний на базе второй и третьей ступеней МБР "Минитмен-2", и управляемую ступень перехвата EKV с бортовыми информационными средствами самонаведения. Информационные возможности РЛС GBR сопрягаются с характеристиками перехватчика GBI как по точности вывода противоракеты в зону самонаведения, так и по решению задачи селекции боеголовки на фоне корпуса БР и других фрагментов, в перспективе ложных целей. Поэтому РЛС GBR создается в коротковолновом Х-диапазоне, имеет слабые поисковые возможности при реализации больших дальностей обнаружения и требует специального точного целеуказания.
Такое целеуказание предполагается получать от национальной системы предупреждения в составе размещенных на территории США РЛС Раvе Раws и РАК (сохранилась от системы "Сейфгард"), а также модернизированных по технологии фазированных антенных решеток вынесенных радиолокационных постов на Аляске (Клир), в Гренландии (Туле) и Великобритании (Файлингдейлз-Мур). Кроме того, может быть использована информация от РЛС передового базирования X и L диапазонов, размещенных в Норвегии, Турции, острове Шемия. Эти радиолокаторы в основном предназначены для сбора информации о пусках российских МБР на испытательных полигонах, но могут быть использованы и для раннего обнаружения целей в их секторах ответственности в интересах системы боевого управления национальной ПРО.
Наземные РЛС целеуказания дополняются космической информационной системой SBIRS, которая на первом этапе при размещении на стационарных и высокоэллиптических орбитах космических информационных аппаратов будет давать информацию о точке старта и типе стартующей БР, что очень важно для приведения в боеготовность системы ПРО, а на втором этапе при реализации низкоорбитальной группировки - более точную информацию о составе разделяющейся баллистической ракеты.
Параллельно с наземными комплексами ПРО отрабатывается комплекс ПРО морского базирования "Иджис". Этот комплекс в основном предназначается для защиты кораблей и прибрежных объектов на ТВД от различного класса крылатых и баллистических ракет, но может быть использован в отдельных случаях и в интересах национальной территориальной ПРО при перехвате БР в районах их старта на активном и начале пассивного участков траекторий.
Ведутся работы в США по использованию лазерных средств воздушного и космического базирования для поражения целей. Эти работы продолжаются еще с рейгановской программы "звездных войн", но больших успехов не получено. Видимо, их сфера применения ограничивается подавлением устройств управления и оптических систем, а боеголовки с хорошим теплозащитным покрытием будут трудноуязвимы.
Анализ приведенных работ по ПРО показывает, что США устремлены на защиту только своих собственных национальных интересов. Интересы Европы представлены работами по ПРО на ТВД. Однако если учесть, что в военных операциях НАТО участвуют американские войска, то ПРО на ТВД - это тоже национальные интересы США. Противоракетная оборона стран Европы - союзников США по НАТО от ракетно-ядерных угроз, аналогичных угрозам территории США, не рассматривается ни в концептуальном, ни в технологическом аспектах. Если перебазируемые противоракетные комплексы еще можно при необходимости привезти и разместить на территории Европы, то дислокацию стационарных РЛС целеуказания нельзя изменить, а их сектора ответственности обеспечивают ракетоопасные направления территории США. Участие стран Европы в разработке противоракетной тематики ограничивается работами ПРО на ТВД, но и эти работы заморожены по вине США. (Разработка системы МЕАD совместно США, Германией и Италией.)
ЕВРОПРО
Россия имеет достаточно эффективную в рамках Договора по ПРО 1972 г. систему противоракетной обороны района города Москвы от небольших групп стратегических МБР США и развитую наземную радиолокационную и космическую системы предупреждения об атаках БР со всех ракетоопасных направлений.
Можно полагать, что с учетом имеющегося научно-технологического задела на базе указанных систем при определенных доработках может быть построена ПРО территории от небольших групп нестратегических БР с целью парирования отмеченных выше наднациональных террористических угроз.
Потенциально глобальная противоракетная оборона ведущих стран мира от небольшого количества баллистических ракет может стать одним из гарантов военно-политической стабильности. Под ее защитой можно проводить мероприятия по нераспространению ракетно-ядерного оружия и осуществлять антитеррористические операции. Создание и использование такой системы совместно с другими мероприятиями, укрепляющими мировую стратегическую стабильность, должны согласовываться на международном уровне.
К сожалению, США при проведении своей военно-технической политики, в том числе и по вопросам противоракетной обороны, придерживаются своих имперских принципов сверхдержавы.
Рекомендации международных органов ими либо игнорируются (резолюция от 5.11.99 г. Комитета по вопросам разоружения и безопасности ООН относительно "продолжения усилий по укреплению Договора об ограничении систем ПРО"....), либо доводятся до обтекаемых формулировок (резолюция по Ираку), допускающих свободу дальнейших действий.
При существующей военизированной агрессивной внешней политике США разворачиваемая ими национальная противоракетная оборона становится дестабилизирующим фактором. Вместе с тем создание системы ПРО представляется архисложной проблемой. Многие эксперты рассматривают ПРО на уровне мифа. Необходимо не только (по терминологии Хрущева) "уничтожить муху в небе", но и выделить ее на фоне большого количества таких же насекомых. Заявленные и неоднократно корректируемые администрацией США возможные сроки создания системы национальной ПРО представляются слишком оптимистическими.
Дальнейшее развитие работ по ПРО будет существенно зависеть от позиции стран Европы и России по этому вопросу. Геостратегическое положение России позволяет рассчитывать на значительный вклад ее противоракетных возможностей в дело защиты основных стран Европы от ракетно-ядерных угроз.
Однако предлагаемое объединение усилий должно сопровождаться международными договорными соглашениями. По-видимому, в настоящее время назрела необходимость проведения работ по возобновлению заключения многостороннего договора по ПРО. Уровень договорных обязательств сторон может быть различным, начиная от совместного решения отдельных технологических проблем до построения глобальной ПРО под эгидой ООН.
Без принятия международных соглашений военно-политическая реальность национальной ПРО США становится опасной для мировой стабильности.