РУКОВОДСТВО Вооруженных сил России проявляет повышенный интерес к беспилотным летательным аппаратам (БЛА), что объясняется успешным опытом их использования в Ираке и Афганистане, а также сообщениями об интенсификации работ над новыми, в том числе боевыми, беспилотниками за рубежом. После выхода в "НВО" ряда материалов по БЛА, в том числе статьи о иностранных разработках, Военно-воздушным силам было поручено подготовить доклад о состоянии аналогичных работ в России. Сегодня публикуется открытый вариант этого документа, который в целом дает адекватное представление о состоянии беспилотной техники в нашей стране.
В СССР работы по созданию БЛА различного назначения велись с начала 1930-х гг. Появление в начале 1950-х гг. реактивных двигателей обеспечило возможность разработки ряда типов крылатых ракет средней, большой и межконтинентальной дальности; в результате БЛА и дистанционно-пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА) не только дополнили пилотируемую авиацию, но и заняли самостоятельное место в ряду систем вооружения. В послевоенные годы ядерный проект СССР потребовал создания специального самолета для замера уровня радиации в ходе ядерных испытаний: пять самолетов Як-9В были переоборудованы в радиоуправляемые самолеты-дозиметры. Во второй половине 1950-х гг. беспилотные самолеты-разведчики (БСР) позволили значительно расширить возможности оперативного сбора необходимой информации - скорость и высота полета БСР делали их менее уязвимыми для средств ПВО противника по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами.
ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ САМОЛЕТЫ
Дальний беспилотный разведчик ДБР-1 был предназначен для фото- и радиотехнической разведки. В состав его разведывательного оборудования, которое размещалось в спасаемой на парашюте носовой части, входили четыре аэрофотоаппарата для перспективной и маршрутной съемки, а также аппаратура радиотехнической разведки. Самолет осуществлял фоторазведку территории шириной 60-80 км и протяженностью до 2700 км с разрешением 100 м, либо 40 км по ширине и протяженностью до 1400 км с разрешением приблизительно 20 м, а также радиотехническую разведку в полосе 300 км вдоль маршрута полета.
Серийный ДБР-1 ("Ястреб") имел радиус действия 1800 км при стартовой массе 36 т (запас топлива - 19 000 л). При высоте полета 21-23 км и продолжительности порядка 90 минут этот БСР производил аэрофоторазведку при скорости более 2,5М (4 фотоаппарата размещались на качающихся установках). Бортовая аппаратура радиотехнической разведки пеленговала все радиоизлучающие средств в полосе глубиной более 600 км и протяженностью до 3000 км. "Ястреб" мог определить местоположение и характеристики радиоэлектронных систем до 90 излучающих объектов противника. Серийное производство ДБР-1 было начато в 1964 г. (построено более 50 экземпляров).
Опыт ДБР-1 и усовершенствованной модели ДБР-2 позволил перейти к созданию полностью спасаемого аппарата следующего поколения. В результате на вооружение были приняты тактические комплексы ВР-3 с БСР "Рейс" (в дальнейшем комплексы ВР-ЗД с ДПЛА "Рейс-Д") и оперативно-тактические комплексы ВР-2 с БСР "Стриж".
Комплекс тактической разведки ВР-3 с БСР "Рейс" был спроектирован и построен по заказу ВВС, однако получил распространение в Сухопутных войсках (серийное производство составило более 1000 летательных аппаратов). В условиях низкой облачности комплекс обеспечивал более точный выход на объекты и районы разведки в условиях противодействия ПВО, что в конечном счете и определяло качество воздушной разведки. Аэрофотоаппаратура позволяла с высоты менее 500 м и при скоростях полета более 1000 км/час обнаруживать и распознавать на глубину до 100 км объекты на земле в габаритах от 20 см и больше. Комплекс был практически неуязвим для средств ПВО противника в условиях горной местности при стартах и посадках на высотах до 2000 м над уровнем моря, что обусловило экспорт в Чехословакию, Румынию, Сирию. Во время ливанского конфликта комплекс с БСР "Рейс" принимал участие в боевых действиях на стороне сирийских ВС.
Два варианта комплектации носовой сменной части отличались способом регистрации информации, которая могла осуществляться на борту или путем передачи информации на наземные командные пункты по радиоканалу (одновременно с передачей меток привязки). Кроме того, разведчик мог оборудоваться аппаратурой для радиационной разведки по маршруту полета.
Наряду с разведывательным вариантом комплекса с БСР "Рейс" с середины 1980-х гг. были разработаны вариант "Рейса" в качестве мишени и модификация с агитационным контейнером. Последний вариант предполагал размещение в носовом отсеке 11 пачек агитационных материалов общей массой 19 кг со средствами их сброса.
Комплекс оперативно-тактической разведки с БСР "Стриж" был создан в начале 1970-х гг. в ОКБ "Опыт" и был принят на вооружение в 1976 г. БСР "Стриж" при стартовой массе около 7 т и скорости до 1100 км/час имел дальность полета порядка 1000 км. Высота полета БСР в зависимости от полетного задания и условий применения составляла 50-10000 м (оптимальная - 2000 м).
По компоновочной схеме и техническим решениям самолет "Стриж" (серийное производство составило более 150 экземпляров) стал как бы увеличенной копией самолета "Рейс". Состав разведывательного оборудования (аэрофотоаппараты, радиолокационная станция, станция радиотехнической разведки, лазерная, радиационная и инфракрасные разведывательные системы) позволял ему выполнять разведку в любое время суток. Навигационно-пилотажный комплекс обеспечивал работу на удалении от места старта свыше 500 км. Посадка самолета-разведчика после выполнения задания осуществлялась с помощью парашютной системы.
Следующим этапом развития комплексов с БЛА стали работы по созданию и принятию на вооружение ВС комплексов дивизионного, армейского и фронтового назначения.
КОМПЛЕКСЫ ДИВИЗИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ДПЛА "Пчела" (разработчик НИИ "Кулон") стал первым отечественным беспилотным летательным аппаратом многоразового применения, предназначенным для наблюдения за полем боя. В состав специального оборудования входят телевизионная камера дневного видения с вариофокальным (с переменным фокусным расстоянием) объективом либо инфракрасная камера круглосуточного наблюдения. Кроме того, возможен вариант применения ДПЛА с аппаратурой постановки помех.
Комплекс с разведывательными ДПЛА "Пчела" широко применялся в кризисных районах. При крейсерской скорости 100-200 км/час и высоте полета до 3000 м комплекс продемонстрировал возможности оперативной воздушной разведки в интересах воздушно-десантных войск, армейской авиации и общевойсковых формирований. Однако основным способом его применения на Северном Кавказе являлась воздушная разведка одиночных ДПЛА в заданное время или по вызову, которая позволяла решать следующие задачи:
выявление мест дислокации и сосредоточения бандформирований и боевой техники, маршрутов их выдвижения и характера действий;
выявление резервов (схронов) и путей подвоза боеприпасов, материальных средств с целью их дальнейшего уничтожения;
выявление состояния дорог и наличия на них засад по маршрутам выдвижения наших войск;
контроль результатов ударов армейской авиации и артиллерии.
Возможности маневрирования ДПЛА на Северном Кавказе снижались из-за сложного рельефа местности. В осенне-зимний период боевых действий применение видеоаппаратуры ограничивалось по метеоусловиям (низкая облачность, дымка, туман). Тем не менее в целях воздушной разведки было выполнено более 15 полетов ДПЛА "Пчела". Общая продолжительность разведки составила свыше 40 часов, что позволило обнаружить и распознать более 100 мобильных или хорошо замаскированных объектов, несмотря на то, что выдвижение групп боевиков осуществлялось в ночное время суток или в сложных метеоусловиях. Опорные пункты, базы и стоянки бандформирований располагались в расщелинах, пещерах, на склонах гор, заросших лесом, и практически не имели демаскирующих признаков. Передача информации в реальном масштабе времени позволяла своевременно и эффективно реагировать на меняющуюся обстановку. Об этом убедительно свидетельствовали результаты расшифрованных радиопереговоров.
Полеты ДПЛА осуществлялись в автоматическом режиме управления. При необходимости повторного просмотра объектов противника оперативно менялся маршрут полета. На экране монитора с хорошей четкостью просматривались: дороги, мосты, реки, машины на стоянках и в движении, строения, оборонительные сооружения с огневыми позициями, окопы и ходы сообщения, линии электропередачи, склады ГСМ и живая сила на открытой местности.
Комплекс с ДПЛА "Пчела" поставлялся на экспорт.
Планируется принять на вооружение новый комплекс тактического назначения, который будет вести воздушную разведку наземных объектов противника и обеспечивать разведывательной информацией командиров общевойсковых частей (подразделений).
КОМПЛЕКСЫ АРМЕЙСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
На смену физически и морально устаревшему БСР "Рейс" в конце 1980-х гг. был разработан, испытан и запущен в серийное производство комплекс армейского подчинения с БЛА "Рейс-Д" (выпущено более 30 экземпляров), который в 2,5 раза эффективней своего предшественника. Общая аэродинамическая компоновка, самолетные системы, силовая установка были в основном сохранены, однако в БЛА "Рейс-Д" полностью обновлен состав разведывательного оборудования, поставлен новый навигационно-пилотажный комплекс, произведена перекомпоновка размещения оборудования БЛА, увеличен запас топлива и т.д.
"Рейс-Д" предназначен для ведения воздушной разведки в интересах общевойсковых армий и равных им по статусу группировок, в сложных и простых метеоусловиях, днем и ночью путем фотографирования, телевизионной и ИК-разведки, а также разведки районов экологических и стихийных бедствий, определения мест и масштабов лесных пожаров, аварий газо- и нефтепроводов.
Комплекс включает в себя БЛА, комплект подвижных наземных средств обеспечения подготовки к боевому применению, пуска, транспортировки и обслуживания БЛА, включая и техническое обслуживание, а также подвижной пункт приема, обработки, дешифрирования и передачи разведывательной информации.
Бортовое разведывательное оборудование размещается в двух сменных (взаимозаменяемых) носовых контейнерах и включает фотоаппарат (без проявления на борту) и аппаратуру телевизионной разведки или аппаратуру ИК-разведки с соответствующими радиолиниями (информация также записывается на носителе). Площадь разведки в одном вылете доведена до 2500 кв. км.
КОМПЛЕКСЫ ФРОНТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ
К современным отечественным комплексам фронтового подчинения относятся модернизированный комплекс с БСР "Стриж-2" (в разведывательном варианте) и комплекс с перспективным ДПЛА в различных вариантах боевого применения (разведывательный, ударный, постановщик помех и ретранслятор). Последний предназначен для ведения круглосуточной и всепогодной разведки наземных объектов (в том числе малоразмерных и подвижных) противника в тактической и оперативной глубине (более 500 км от линии фронта) с передачей разведывательной информации на наземный пункт приема, обработки и дешифрирования в реальном масштабе времени или близком к нему.
Бортовое оборудование обеспечивает ведение разведки как при полете ДПЛА над районом расположения объектов, так и из воздушных зон, расположенных над своей территорией (в зависимости от характера функционирования и демаскирующих признаков разведываемых объектов).
Перспективный разведывательный ДПЛА может оснащаться в различных вариантах следующим оборудованием: инфракрасная аппаратура, система регистрации, панорамный аэрофотоаппарат, телевизионная аппаратура; лазерная аппаратура; радиолокационная станция бокового обзора; радиационная аппаратура; станция радиотехнической разведки; кадровый фотоаппарат.
В завершающей стадии разработки находится комплекс с перспективным ударным ДПЛА, основными объектами которого являются элементы ПВО противника, а также другие объекты, сильно прикрытые ПВО (КП, самолеты-носители, система управления войсками и оружием и др.). Боевая нагрузка для ударного варианта ДПЛА "Коршун" может составлять более 1000 кг и представляет собой авиационные бомбы и ракеты различного класса.
Необходимо отметить, что в отличие от комплексов с БЛА другого целевого назначения беспилотные разведывательные комплексы целесообразно иметь в составе объединений ВВС даже в отсутствие противодействия ПВО противника. В современных условиях, как показал опыт ведения боевых действий в военных конфликтах последнего десятилетия, требуется длительное непрерывное наблюдение за противником в заданном районе, а также целеуказание высокоточному оружию ВВС, ВМФ и Сухопутных войск, для чего наиболее приемлемы комплексы с БЛА большой продолжительности полета.
КОМПЛЕКСЫ БОЛЬШОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА
Опыт и технологическая база отечественных предприятий оборонной промышленности позволили вплотную подойти к созданию комплексов с БЛА большой продолжительности полета, которые могут оснащаться различными вариантами разведывательного оборудования (радио- и радиотехническая аппаратура, радиолокационная аппаратура, аппаратура ИК-разведки, фото- и лазерная аппаратура). БЛА различаются возможностью ведения воздушной разведки со стратосферных высот (20-25 км; продолжительностью полета более 24 часов) и с малых и больших высот (до 8 км; продолжительность полета 14-16 часов).
Основным предназначением комплексов с БЛА большой продолжительности полета является глобальный мониторинг обширной территории, а в перспективе также участие в разведывательно-ударных действиях (точный вывод ударных средств ВВС на объекты противника).
Успешное применение комплексов с БЛА в военных конфликтах стало мощным импульсом развития беспилотной авиации практически во всех развитых странах. Ожидается, что уже в ближайшей перспективе (до 2010 г.) комплексы с БЛА могут стать составной частью многих систем вооружения различных видов ВС и родов войск.
Перспективная система комплексов с БЛА будет включать в себя:
- подсистему комплексов с БЛА малой дальности, включающую комплексы разведки, целеуказания и РЭБ, в том числе носимые и на базе беспилотного вертолета;
- подсистему комплексов с БЛА средней дальности, включающую комплексы разведки, целеуказания, РЭБ, ретрансляции, а также ударные;
- подсистему разведывательных комплексов с БЛА большой дальности.
Достоинства и специфические качества комплексов с БЛА предопределяет их роль как высокомобильного и боеготового компонента ВВС, способного в короткие сроки не только собрать достоверную разведывательную информацию о противнике на обширной территории и в большой глубине, но и наносить удары по наиболее важным объектам противника, действовать гибко в условиях интенсивного противодействия ПВО в соответствии с меняющейся обстановкой. Эти качества обусловливают возрастание роли комплексов с БЛА, которые могут применяться в ходе ведения боевых действий в тактическом и оперативном звеньях (в перспективе - и в стратегическом звене), а также для решения народно-хозяйственных задач. Об этом свидетельствует разработанная Комплексная целевая программа создания межвидовых унифицированных комплексов с БЛА различного назначения на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу. В данной программе рассматриваются вопросы создания не только комплексов с БЛА для ВС, но и для других заинтересованных министерств и ведомств.