С 25 по 29 июня в Санкт-Петербурге прошел первый военно-морской салон IMDS-2003 (International Maritime Defence Show). В нем приняли участие более 320 предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, в том числе 48 иностранных фирм, представлявших 15 государств. Салон стал важным шагом в реализации морской политики Российской Федерации.
Современный этап отечественного кораблестроения основывается на ряде стратегических документов, принятых в последние два-три года. Во-первых, указом президента России в 2000 г. утверждены "Основы политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2010 года". Во-вторых, в 2001 г. утверждена Морская доктрина России, раскрывающая понятие морской деятельности и определяющая национальные интересы (морскую политику) РФ в мировом океане. В-третьих, Концепция развития Военно-морского флота России до 2016 г. предусматривает развитие ВМФ на основе новейших кораблей, сочетающих уникальные боевые и эксплуатационные характеристики.
Напомним, что в прошлом году совокупный объем военного экспорта достиг 4,82 млрд. долл. При этом почти 70% поставок составила авиационная техника. Как представляется, салон IMDS в Санкт-Петербурге призван содействовать исправлению имеющихся диспропорций.
В свою очередь поступления от экспорта станут существенным подспорьем к гособоронзаказу, что позволит начать серийное строительство боевых кораблей и подводных лодок нового поколения. Руководство ВМФ РФ во главе с Владимиром Куроедовым рассчитывает, что салон IMDS-2003 выведет отечественное судостроение на передовые рубежи и даст мощный импульс перспективным военно-морским разработкам.
СУБМАРИНЫ
Спроектированные в Центральном конструкторском бюро морской техники "Рубин" дизель-электрические подводные лодки проектов 877ЭКМ и 636 (класс "Кило" по классификации НАТО) сегодня составляют основу российского военно-морского экспорта. За последние годы шести странам была поставлена 21 такая субмарина. В стадии постройки на трех различных верфях сегодня находятся еще 8 лодок проекта 636, заказчиком которых являются ВМС Китая. По своим тактико-техническим характеристикам и эффективности ПЛ класса "Кило" не имеют аналогов и способны решать широкий круг боевых задач. Не случайно, что проведенная в рамках салона IMDS-2003 презентация субмарин проекта 636, которую провел генеральный конструктор неатомных подводных лодок (НАПЛ) ЦКБ МТ "Рубин" Юрий Кормилицын, собрала полный зал экспертов и иностранных военно-морских атташе.
Как отметил Кормилицын, всего построено 46 дизель-электрических ПЛ класса "Кило". Это одна из самых успешных серий в неатомном подводном кораблестроении конца ХХ в. Строящиеся для Китая 8 ПЛ будут оснащены интегрированным ракетным комплексом "Клаб-С", разработанным екатеринбургским ОКБ "Новатор". Входящие в его состав противолодочные ракеты 91РЭ1 и противокорабельные крылатые ракеты 3М-54Э и 3М-54Э1 (дальность стрельбы до 220 км) запускаются из торпедных аппаратов с любой глубины погружения до 150 м и скорости ПЛ до 15 узлов.
Юрий Кормилицын представил НАПЛ четвертого поколения "Амур-1650" (проект 677), которая впервые в практике российского подводного кораблестроения имеет однокорпусную архитектуру. Из шести 533-мм торпедных аппаратов эта ПЛ может наносить залповые ракетные удары по кораблям противника. Суммарный боезапас ракет (торпед) составляет 18 единиц. Строительство головной подводной лодки проекта 677 ведет предприятие "Адмиралтейские верфи", ее спуск на воду состоится осенью 2003 г.
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ
Петербургский судостроительный завод "Северная верфь", сдавший в 2000 г. военно-морским силам Китая два эсминца проекта 956Э и ведущий в интересах этого же инозаказчика строительство еще двух модернизированных кораблей класса "Современный", представил на салоне корвет типа "Стерегущий" (проект 20380). "Северную верфь" лично патронирует главком ВМФ Владимир Куроедов, который пообещал построить здесь 20 таких кораблей. В экспортном варианте вооружение корвета состоит из противокорабельного комплекса "Уран" с восемью ракетами в двух вертикальных пусковых установках; 100-мм орудия; двух зенитных комплексов "Каштан"; противолодочного комплекса, оснащенного ГАС с буксируемой антенной; палубного вертолета Ка-28.
Разработчиком корвета "Стерегущий" является Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз", которое показало на IMDS-2003 и ряд других своих проектов. Это катера "Молния" (проект 1241) и "Скорпион" (проект 12300), а также "сторожевики" нового поколения: проекты 10412 "Светляк", 14310 "Мираж", 12200 "Соболь", 12150 "Мангуст", 12260 "Ястреб".
Экспозицию "Балтийского завода" представлял фрегат проекта 11356. Строительство серии из трех таких кораблей ("Тальвар", "Тришул", "Табар") общей стоимостью около 1 млрд. долл. недавно было завершено по контракту с Индией. Если по результатам эксплуатации и боевого применения индийская сторона останется довольна поставленными фрегатами, "Балтийский завод" может получить новый контракт на постройку еще трех аналогичных кораблей.
Зеленодольский судостроительный завод представил скоростной ракетный корабль проекта 1239 (для ВМФ РФ построены две единицы - "Бора" и "Самум") и фрегат проекта 11661 ("Татарстан" передан в состав Каспийской флотилии, ведется строительство второго корабля "Дагестан").
Традиционно сильно выступил на IMDS-2003 "Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения". В настоящее время на входящем в концерн судостроительном заводе "Вымпел" (Рыбинск) ведется строительство головного ракетно-артиллерийского катера "Скорпион" проекта 12300. Ожидается, что уже в ближайшее время потребность в кораблях данного типа составит порядка 50 единиц, в том числе около 30 катеров будет поставлено на экспорт.
АВИАЦИЯ
В авиационном разделе выставки безусловным фаворитом стал истребитель корабельного базирования Су-33, разработанный в "ОКБ Сухого" и серийно выпускавшийся Комсомольским-на-Амуре авиационным производственным объединением. Су-33 принят на вооружение Указом президента РФ от 31 августа 1998 г. Высокие летно-технические и маневренные характеристики этой машины, мощное ракетное вооружение, современное бортовое радиоэлектронное оборудование ставят Су-33 в один ряд с лучшими зарубежными корабельными самолетами. Эти качества Су-33 были подтверждены в 1995 г. в ходе длительного похода тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" в Северную Атлантику и Средиземное море. Авиагруппа ТАВКР на время похода была укомплектована 13 корабельными истребителями Су-33, которые совершили за 110 суток боевой службы более 400 полетов.
Тема палубной авиации в целом занимает важное место среди основных направлений деятельности АВПК "Сухой". Наряду с Су-33 посадку на ТАВКР "Адмирал Кузнецов" освоила корабельная версия штурмовика Су-25 - Су-25УТГ. В стадии испытаний находится более продвинутый вариант палубного самолета - двухместный многофункциональный истребитель Су-27КУБ.
В ходе работы салона с успехом прошла презентация книги Андрея Фомина "Су-33. Корабельная эпопея", которую выпустил издательский дом "РА Интервестник". Мероприятие вызвало огромный интерес у экспертов и специалистов. Отметим, что большой популярностью пользовались и другие издания "РА Интервестник": журналы "Авиасалоны мира", "Арсенал", "Arms" и "Air fleet", обеспечившие охват основных сегментов целевой аудитории. Кстати, "Arms" стал одним из главных информационных спонсоров выставки. Издательский дом "РА Интервестник" также выпустил официальный каталог международного военно-морского салона IMDS-2003.
Вообще приятно отметить, что в лице "РА Интервестник" в России появилась организация, способная конкурировать на рынке военно-технической информации с такими признанными лидерами, как, например, группа "Джейнс". На салон IMDS-2003 прибыла внушительная команда "РА Интервестник" в составе 12 человек под руководством Николая Ласкова, а развернутая издательским домом самостоятельная экспозиция стала наиболее заметной среди российских специализированных издательских структур, участвовавших в выставке.
Модельный ряд своей продукции показали на военно-морском салоне ведущие производители ракетного оружия: ОКБ "Новатор" ("Клаб-С" и "Клаб-Н"), корпорация "Тактическое ракетное вооружение" (Х-31А, Х-31П, Х-35), НПО машиностроения (противокорабельная ракета "Яхонт"), ГМКБ "Радуга" (противокорабельная ракета "Москит-Е"), ГНПП "Регион" (скоростная торпеда "Шквал").
И в заключение хотелось бы отметить программный комплекс "Оценка электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств корабля", который предлагает научно-производственная фирма "Гейзер". Если бы при проектировании и строительстве индийских фрегатов проекта 11356 использовали эту разработку, можно было избежать всех тех скандальных разборок, которые выплеснулись в российские СМИ относительно проблем, связанных с функционированием вооружения этих кораблей.
Санкт-Петербург-Москва