0
2271
Газета Вооружения Интернет-версия

25.07.2003 00:00:00

Опять не та программа

Леонид Сафронов

Об авторе: Леонид Константинович Сафронов, в 1992-2000 гг. - директор полигона по наземным испытаниям вооружения и военной техники, в 2000-2002 гг. - заместитель министра промышленности науки и технологий РФ, в настоящее время директор научно-производственного центра "Реструктуризация и новые программы".

Тэги: Клебанов, опк, реформа


В среде оборонщиков практически все согласны, что реализация федеральной целевой программы (ФЦП) "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)", принятая правительством РФ в октябре 2001 г., встречает серьезные затруднения. Это пагубно сказывается на состоянии ОПК.

МИФ О ВОЛЕ

Стихийное реформирование в промышленности велось во все времена, правда, не всегда этот процесс соответствовал интересам России. Еще будучи вице-премьером, Илья Клебанов говорил, что только отсутствие государственной воли не дает возможности реализовать идеи реформирования. Как это ни парадоксально, но сейчас, когда действует программа, он же говорит о недостаточности законодательной базы.

На самом деле есть примеры того, как эффективные корпоративные структуры формируются в рамках существующей законодательной базы, при минимуме "государственной воли" и, более того, вне всякой связи с упомянутой программой. Среди них:

- корпорация "Технокомплекс", создание которой осуществлялось на базе головного предприятия, уже имевшего статус акционерного общества;

- корпорация "Тактическое ракетное вооружение", создаваемая на базе фирмы, имеющей статус государственного унитарного предприятия;

- корпорация "Аэрокосмическое оборудование", имеющая в качестве головного предприятия управляющую компанию.

Практика свидетельствуют о том, что не надо создавать какие-то единообразные для всех предприятий схемы, а потом под эти схемы "вписывать" промышленность.

Другой урок состоит в том, что принципиально важен выбор головного предприятия. Отрицательных примеров здесь, к сожалению, множество. Наиболее известный из них - многолетние и безуспешные попытки создать корпорацию по разработке и производству самолетов на базе "ОКБ Сухого". Процесс длится более пяти лет, выпущены указы президента, постановления правительства России, специально для корпорации изменены правила финансирования заказов Министерства обороны РФ и экспортных контрактов. Сделано все, чтобы искусственно замкнуть финансовые потоки на управляющую компанию, созданную под эгидой генерального конструктора. "Государственная воля" проявлена по максимуму, и тем не менее схема не работает.

Попытки искусственно соединить предприятия отрасли в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти (оборонных агентств) не приводят к созданию эффективно действующих интегрированных структур и в других случаях. Например, для чиновника логично и удобно формировать внутриотраслевое объединение производителей патронов и оружия к этим патронам - ведь это лишний раз подчеркивает нужность отраслевого государственного органа. Однако такой подход полностью противоречит логике разработчика и производителя патрона. Ему нужнее иметь тесные связи с производителями порохов и металлургами, а это другие отрасли. Забывается даже известный факт, что зачастую не патрон делают под имеющееся оружие, а, наоборот, оружие разрабатывают под хороший патрон. Или в авиации под хороший двигатель делают самолет.

Попытка заставить всех создавать корпоративные структуры в соответствии с единой организационной схемой направлена только на сохранение действующей системы управления ОПК и возможностью "задешево" завладеть собственностью.

ЗАМЫСЕЛ

Чтобы сформулировать конкретные предложения, необходимо истратить немного времени на изучение истории. Минпромнауки РФ было образовано в мае 2000 г. В министерство пришло довольно много специалистов из ОПК, которые хорошо понимали, что действующая с 1992 г. Программа реструктуризации и конверсии оборонки может только помочь тихому умиранию оборонных предприятий.

Практически сразу же было предложено от нее отказаться и разработать новый документ, первоначально получивший название "Реформирование ОПК на период 2002-2010 гг.". За основу при этом была взята Программа вооружений с совпадающей датой завершения - 2010 г. Во время согласований со службами администрации президента, аппарата правительства и Минэкономразвития пришлось идти на компромиссы. Программа была "ускорена" до 2006 г., и в заголовке появилось слово "развитие".

Документ предусматривал формирование корпоративных структур исходя из "мягкой" схемы, которая упрощенно может быть изложена как: объект вооружения - кооперация - реструктуризация - корпорация - кристаллизация. Авторы стремились избежать использования термина "холдинг". Он воспринимался как частный случай корпоративной структуры во главе со специализированной управляющей компанией, которая удерживает пакеты акций, сосредотачивает финансовые потоки и не имеет собственной научно-производственной базы.

Основой для инициирования процесса формирования системообразующей корпоративной структуры (а именно в создании таких структур должно принимать участие государство) является потребность в каком-либо, заданном Программой вооружений виде ВВТ.

На двух следующих этапах выявляются необходимая кооперация и головное предприятие, а также производятся реструктуризация и финансовое оздоровление компаний, отнесенных к ядру корпорации (5-7 фирм). Затем производится формирование самой корпоративной структуры с выпуском при необходимости указов и постановлений.

При анализе инвестиционной привлекательности создаваемых структур в качестве основного критерия рассматривалась степень загрузки производственных мощностей. Этап кристаллизации предусматривал пополнение корпорации новыми предприятиями уже без вмешательства федеральных органов исполнительной власти в процесс. Этот этап иногда образно, но не очень благозвучно называли этапом "налипания". Проведенный анализ показал, что государство должно принимать участие в организации приблизительно 42 корпоративных структур.

СОБСТВЕННОСТЬ - БЕСПЛАТНО

Важным разделом программы был раздел о подходах к выбору головных предприятий. Для разных структур рассматривались различные варианты: НИИ, КБ, заводы или специально созданные управляющие компании. В первую очередь изучались финансово-экономические, научно-технические и производственные возможности предприятий. Приведу примеры, которые в то время вызвали наибольшее раздражение. Например, компании "Сухой" в качестве головного было предложено Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО). Для других структур были предложены производственное объединение ГУП ММПП "Салют" и Тульский патронный завод, Воронежское авиастроительное объединение. При этом в эти объединения предполагалось вводить и конструкторские бюро, и научные предприятия, но не с функциями головных.

Тогда же было показано, что в большинстве случаев управляющие компании должны создаваться самими корпорациями по мере возникновения в этом необходимости. А вот начинать с такого шага создание интегрированной структуры - это очень удобный способ почти бесплатно получить государственную собственность и финансовые потоки. Управляющая компания не обладает необходимым потенциалом для получения лицензии на право производства вооружения и военной техники, следовательно, с ней не могут заключать договоры ни Минобороны РФ, ни "Рособоронэкспорт". Договоры - это финансовые потоки. Попытка изменить эти правила для компании "Сухой" только обострила ситуацию.

Это лишний раз доказывает, что не надо спешить в законотворчестве, в том числе и в части расширения возможностей для управляющих компаний. В программе было показано, что попытки через управляющие компании собрать средства на создание образцов вооружения следующего поколения беспочвенны. Необходимо создавать структуры с полноценной производственной загрузкой, что автоматически обеспечит техническое, технологическое перевооружение и обеспечит приток инвестиций.

ОТРАСЛЕВОЙ ТУПИК

Был в первоначальном варианте программы и раздел об управлении ОПК со стороны государства. В нем показывалось, что по мере создания корпоративных структур государство должно отказываться от привычных отраслевых методов управления и сохранить за собой контроль только за жизненно важными функциями: реализация программ вооружения, федеральных целевых программ, контроль за качеством промышленной продукции, международное военно-техническое сотрудничество, нетарифное регулирование, экспортный контроль и т.д. Отмечалось, что необходимо сохранить контроль над ОПК в целом, а не над каждым предприятием в отдельности.

Разработка программы завершилась в ноябре 2000 г., и начался процесс согласования. Максимум критики поступил со стороны Агентств по оборонным отраслям промышленности, которые усмотрели в программе посягательства на их право управлять предприятиями соответствующих отраслей. По прямому указанию Ильи Клебанова агентства начали разработку новой версии. В результате получили пять томов (по числу агентств), и пришлось поручить "Росавиакосмосу" выпуск в дополнение к ним еще одной объединяющей книги, которую назвали "генеральской".

Процесс разработки программы затягивался, и все поняли, что надо искать компромисс. Найти его должна была рабочая группа во главе с тогдашним первым заместителем министра промышленности Борисом Алешиным. Несмотря на его титанические усилия, безоговорочная поддержка позиции агентств со стороны тогдашнего вице-премьера Ильи Клебанова не позволила сохранить в программе основные элементы функционального подхода.

Отраслевая направленность программы "задавила" почти все ранее отработанные элементы. Это - лишнее подтверждение тезиса о том, что система сама себя реформировать не может. Сложно отказаться от возможности управлять каждым предприятием и перейти к управлению ОПК в целом.

Существует точка зрения, что безоговорочная поддержка Ильей Клебановым агентств объясняется тем, что он занимался их созданием, а также "неприязненными" отношениями с прежним министром промышленности РФ Александром Дондуковым. Это не совсем так. Агентства были созданы еще до прихода Клебанова в правительство. Да и "отношения" сложились из-за принципиально разного подхода к методам осуществления государственного влияния в промышленности.

Было понятно, что минимально широкого обсуждения такая программа не выдержит. Поэтому по указанию Ильи Клебанова ФЦП получила гриф секретности и была утверждена на закрытом заседании правительства РФ в октябре 2001 г. Никто не возражал, считая, что лучше работать с таким документом, чем остаться с совершенно неприемлемой Программой конверсии ОПК.

Предполагалось, что созданная Комиссия по реформированию сможет преодолеть очевидные недостатки. Но прошло время, и стало очевидно, что реформирование ОПК "не идет" и старые объяснения об "отсутствии государственной воли", "недостатках законодательной базы" или призывы "подключить к реализации программы самый высокий государственный уровень" звучат неубедительно. Сохраняя программу, новая команда Минпромнауки РФ (министр и его окружение сменились практически одновременно с принятием документа) пытается искать локальные решения, обсуждает кадровые перестановки. Конечно, любые шаги, направленные на улучшение положения дел в ОПК, надо приветствовать, но надо думать и о кардинальных решениях.

Несомненно, хорошо, что существует Программа реформирования ОПК, хотя она и имеет серьезные недостатки. Закон не запрещает корректировать программу, вплоть до утверждения новой редакции. Новая, прошедшая достаточно широкое обсуждение редакция будет свободна от ошибок теперешней, а ее реализацию можно начать уже в следующем году.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
452
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
241
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
474
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
304

Другие новости