- Олег Федорович, какие позиции занимает ОКБ имени Яковлева среди конструкторских бюро и разработчиков авиационной техники в России?
- За последнее время состоялись четыре тендера по военной и гражданской тематике. Первый - по выбору учебно-боевого самолета, который проводили ВВС России. Этот тендер длился очень долго, на протяжении шести лет, и, как известно, он завершился победой Як-130, который выбран в качестве базового самолета для оснащения ВВС РФ. В развитие этого решения заключен государственный контракт и началось бюджетное финансирование программы Як-130 в учебно-боевой версии.
Второй тендер - это касается военных самолетов - разработка истребителя пятого поколения. Здесь, как известно, победил проект, представленный "ОКБ Сухого" с участием ОКБ имени Яковлева. Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации должен стать противовесом американскому JSF.
Третий тендер - на региональный самолет. Победил проект RRJ, представленный конструкторскими бюро Сухого, Яковлева, Ильюшина - с российской стороны, а также американской компанией "Боинг".
И последний, четвертый, тендер - по разработке ближне- и среднемагистрального самолета. Здесь победителем признан проект, представленный ОКБ Яковлева и ОКБ Ильюшина. В основу этого проекта положена наша предыдущая разработка - самолет Як-242. Эти четыре проекта характеризуют наши место и роль в системе российской авиапромышленности.
Известно, что сегодня состояние отечественного авиапрома таково, что ни одна из компаний уже не может самостоятельно выполнить новую разработку. Поэтому идет объединение в холдинги, в корпорации, идет объединение усилий КБ в рамках конкретных проектов. Я считаю это абсолютно правильным.
- По пятому поколению, очевидно, будут востребованы все те ваши наработки, которые ОКБ Яковлева имеет в области вертикального взлета и посадки?
- Да, мы обладаем таким потенциалом. ОКБ Яковлева является в России монополистом в вопросах создания соответствующих самолетов и решения проблемы вертикального взлета и посадки. Широко известен наш самолет Як-38, который был принят на вооружение. Мы очень гордимся самолетом Як-141, на котором в свое время было установлено 12 мировых рекордов. И, как известно, только через 10 лет после того, как был создан Як-141, американцы сумели создать свой самолет JSF в варианте вертикального взлета и посадки, который, в общем-то, повторил те характеристики, те данные, которые мы получили на своей машине в 1991 г.
Мы готовы вложить свои знания в проект ПАК ФА, если будет заказ ВВС России.
- Насколько существенными для ОКБ Яковлева стали кадровые потери после 1991 года?
- Эта проблема коснулось всех. Ведь в начале 1990-х годов практически полностью отсутствовало государственное финансирование. Затем картина изменилась. Мы имеем заказы, как я уже сказал, и по военным самолетам, и по гражданской тематике, идет финансирование. Мы находимся в Государственной программе развития гражданской авиации до 2015 г. В ней, в частности, финансируются работы, связанные с дальнейшей модернизацией самолета Як-42. Из военной тематики финансируется самолет Як-130.
Несмотря на определенные потери, мы, к счастью, сохранили основные кадры, сохранили свое лицо. Победы в четырех тендерах подтверждают, что наш интеллектуальный потенциал находится на хорошем уровне.
- Как будет строиться маркетинговая политика продвижения Як-130 на мировые рынки?
- Вместе с государственным посредником в области торговли оружием - "Рособоронэкспортом" мы проводим достаточно агрессивную маркетинговую политику по продвижению самолета Як-130 на мировой рынок. В целом ряде стран нами уже проведены презентации этой машины. В первую очередь это Индия, Алжир, Словакия, Германия.
Мы участвуем практически во всех крупных международных авиационных выставках, где показываем не только самолет-демонстратор, совершивший более 400 полетов, но и отдельно демонстрируем "стеклянную" кабину серийного Як-130.
Проводятся переговоры с целым рядом потенциальных заказчиков. Это страны ЮВА, Латинской Америки, Африки, Центральной Европы. Поэтому география продвижения самолета достаточно широкая. Как ожидается, в ближайшие 10 лет потребуют замены свыше 2000 учебно-тренировочных самолетов. Мы претендуем на определенный сегмент - 400 машин.
- На каких условиях будет осуществляться ваше объединение с корпорацией "Иркут", о котором так много говорят в оборонно-промышленных кругах?
- Этому вопросу будет посвящен специальный брифинг во время проведения авиасалона МАКС-2003, в ходе которого до СМИ будет доведена концепция такого объединения. "Иркут" - достаточно динамично развивающаяся корпорация. С одной стороны, она обладает мощной производственной базой, с другой - весьма удачно работает по продвижению своих самолетов на международный рынок. Руководство "Иркута" понимает, что корпорации нужна новая тематика.
- Как планируется развитие семейства учебно-тренировочных самолетов первоначального обучения марки "Як"?
- Машины Яковлева являлись основными самолетами для подготовки летчиков. У нас сегодня очень востребован самолет Як-52. В строю находится более 700 машин. На салоне МАКС-2003 мы будем демонстрировать глубокую модернизацию этого самолета - Як-52М. Кроме того, нами разработан Як-152. Прошел сертификацию и пользуется большим интересом на международном рынке Як-54. На следующей неделе мы планируем подписать пакет соглашений, связанных с международной сертификацией этого самолета в ряде европейских стран.