0
1366
Газета Вооружения Интернет-версия

15.08.2003 00:00:00

Требования диктует покупатель

Тэги: авиация, окб, яковлев, демченко


- Олег Федорович, какие позиции занимает ОКБ имени Яковлева среди конструкторских бюро и разработчиков авиационной техники в России?

- За последнее время состоялись четыре тендера по военной и гражданской тематике. Первый - по выбору учебно-боевого самолета, который проводили ВВС России. Этот тендер длился очень долго, на протяжении шести лет, и, как известно, он завершился победой Як-130, который выбран в качестве базового самолета для оснащения ВВС РФ. В развитие этого решения заключен государственный контракт и началось бюджетное финансирование программы Як-130 в учебно-боевой версии.

Второй тендер - это касается военных самолетов - разработка истребителя пятого поколения. Здесь, как известно, победил проект, представленный "ОКБ Сухого" с участием ОКБ имени Яковлева. Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации должен стать противовесом американскому JSF.

Третий тендер - на региональный самолет. Победил проект RRJ, представленный конструкторскими бюро Сухого, Яковлева, Ильюшина - с российской стороны, а также американской компанией "Боинг".

И последний, четвертый, тендер - по разработке ближне- и среднемагистрального самолета. Здесь победителем признан проект, представленный ОКБ Яковлева и ОКБ Ильюшина. В основу этого проекта положена наша предыдущая разработка - самолет Як-242. Эти четыре проекта характеризуют наши место и роль в системе российской авиапромышленности.

Известно, что сегодня состояние отечественного авиапрома таково, что ни одна из компаний уже не может самостоятельно выполнить новую разработку. Поэтому идет объединение в холдинги, в корпорации, идет объединение усилий КБ в рамках конкретных проектов. Я считаю это абсолютно правильным.

- По пятому поколению, очевидно, будут востребованы все те ваши наработки, которые ОКБ Яковлева имеет в области вертикального взлета и посадки?

- Да, мы обладаем таким потенциалом. ОКБ Яковлева является в России монополистом в вопросах создания соответствующих самолетов и решения проблемы вертикального взлета и посадки. Широко известен наш самолет Як-38, который был принят на вооружение. Мы очень гордимся самолетом Як-141, на котором в свое время было установлено 12 мировых рекордов. И, как известно, только через 10 лет после того, как был создан Як-141, американцы сумели создать свой самолет JSF в варианте вертикального взлета и посадки, который, в общем-то, повторил те характеристики, те данные, которые мы получили на своей машине в 1991 г.

Мы готовы вложить свои знания в проект ПАК ФА, если будет заказ ВВС России.

- Насколько существенными для ОКБ Яковлева стали кадровые потери после 1991 года?

- Эта проблема коснулось всех. Ведь в начале 1990-х годов практически полностью отсутствовало государственное финансирование. Затем картина изменилась. Мы имеем заказы, как я уже сказал, и по военным самолетам, и по гражданской тематике, идет финансирование. Мы находимся в Государственной программе развития гражданской авиации до 2015 г. В ней, в частности, финансируются работы, связанные с дальнейшей модернизацией самолета Як-42. Из военной тематики финансируется самолет Як-130.

Несмотря на определенные потери, мы, к счастью, сохранили основные кадры, сохранили свое лицо. Победы в четырех тендерах подтверждают, что наш интеллектуальный потенциал находится на хорошем уровне.

- Как будет строиться маркетинговая политика продвижения Як-130 на мировые рынки?

- Вместе с государственным посредником в области торговли оружием - "Рособоронэкспортом" мы проводим достаточно агрессивную маркетинговую политику по продвижению самолета Як-130 на мировой рынок. В целом ряде стран нами уже проведены презентации этой машины. В первую очередь это Индия, Алжир, Словакия, Германия.

Мы участвуем практически во всех крупных международных авиационных выставках, где показываем не только самолет-демонстратор, совершивший более 400 полетов, но и отдельно демонстрируем "стеклянную" кабину серийного Як-130.

Проводятся переговоры с целым рядом потенциальных заказчиков. Это страны ЮВА, Латинской Америки, Африки, Центральной Европы. Поэтому география продвижения самолета достаточно широкая. Как ожидается, в ближайшие 10 лет потребуют замены свыше 2000 учебно-тренировочных самолетов. Мы претендуем на определенный сегмент - 400 машин.

- На каких условиях будет осуществляться ваше объединение с корпорацией "Иркут", о котором так много говорят в оборонно-промышленных кругах?

- Этому вопросу будет посвящен специальный брифинг во время проведения авиасалона МАКС-2003, в ходе которого до СМИ будет доведена концепция такого объединения. "Иркут" - достаточно динамично развивающаяся корпорация. С одной стороны, она обладает мощной производственной базой, с другой - весьма удачно работает по продвижению своих самолетов на международный рынок. Руководство "Иркута" понимает, что корпорации нужна новая тематика.

- Как планируется развитие семейства учебно-тренировочных самолетов первоначального обучения марки "Як"?

- Машины Яковлева являлись основными самолетами для подготовки летчиков. У нас сегодня очень востребован самолет Як-52. В строю находится более 700 машин. На салоне МАКС-2003 мы будем демонстрировать глубокую модернизацию этого самолета - Як-52М. Кроме того, нами разработан Як-152. Прошел сертификацию и пользуется большим интересом на международном рынке Як-54. На следующей неделе мы планируем подписать пакет соглашений, связанных с международной сертификацией этого самолета в ряде европейских стран.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Армения и Азербайджан из-за "Цезаря" поспорили о войне и мире

Армения и Азербайджан из-за "Цезаря" поспорили о войне и мире

Артур Аваков

Новость о закупках гаубиц осложняет диалог Баку и Еревана

0
403
Аудиторы обнаружили недостачу фонарей, дорожных знаков и зелени

Аудиторы обнаружили недостачу фонарей, дорожных знаков и зелени

Анастасия Башкатова

Городская среда по всей стране благоустраивается в целом успешно

0
711
На довыборы в Госдуму партии решили не торопиться

На довыборы в Госдуму партии решили не торопиться

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В двух округах ожидается блиц, еще в одном – демонстрация консенсуса

0
626
Предприниматели хотят расширения "стабилизационной оговорки"

Предприниматели хотят расширения "стабилизационной оговорки"

Ольга Соловьева

Госдума утвердила в первом чтении законопроект о донастройке налоговой системы

0
807

Другие новости