0
1425
Газета Вооружения Интернет-версия

15.08.2003 00:00:00

Требования диктует покупатель

Тэги: авиация, окб, яковлев, демченко


- Олег Федорович, какие позиции занимает ОКБ имени Яковлева среди конструкторских бюро и разработчиков авиационной техники в России?

- За последнее время состоялись четыре тендера по военной и гражданской тематике. Первый - по выбору учебно-боевого самолета, который проводили ВВС России. Этот тендер длился очень долго, на протяжении шести лет, и, как известно, он завершился победой Як-130, который выбран в качестве базового самолета для оснащения ВВС РФ. В развитие этого решения заключен государственный контракт и началось бюджетное финансирование программы Як-130 в учебно-боевой версии.

Второй тендер - это касается военных самолетов - разработка истребителя пятого поколения. Здесь, как известно, победил проект, представленный "ОКБ Сухого" с участием ОКБ имени Яковлева. Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации должен стать противовесом американскому JSF.

Третий тендер - на региональный самолет. Победил проект RRJ, представленный конструкторскими бюро Сухого, Яковлева, Ильюшина - с российской стороны, а также американской компанией "Боинг".

И последний, четвертый, тендер - по разработке ближне- и среднемагистрального самолета. Здесь победителем признан проект, представленный ОКБ Яковлева и ОКБ Ильюшина. В основу этого проекта положена наша предыдущая разработка - самолет Як-242. Эти четыре проекта характеризуют наши место и роль в системе российской авиапромышленности.

Известно, что сегодня состояние отечественного авиапрома таково, что ни одна из компаний уже не может самостоятельно выполнить новую разработку. Поэтому идет объединение в холдинги, в корпорации, идет объединение усилий КБ в рамках конкретных проектов. Я считаю это абсолютно правильным.

- По пятому поколению, очевидно, будут востребованы все те ваши наработки, которые ОКБ Яковлева имеет в области вертикального взлета и посадки?

- Да, мы обладаем таким потенциалом. ОКБ Яковлева является в России монополистом в вопросах создания соответствующих самолетов и решения проблемы вертикального взлета и посадки. Широко известен наш самолет Як-38, который был принят на вооружение. Мы очень гордимся самолетом Як-141, на котором в свое время было установлено 12 мировых рекордов. И, как известно, только через 10 лет после того, как был создан Як-141, американцы сумели создать свой самолет JSF в варианте вертикального взлета и посадки, который, в общем-то, повторил те характеристики, те данные, которые мы получили на своей машине в 1991 г.

Мы готовы вложить свои знания в проект ПАК ФА, если будет заказ ВВС России.

- Насколько существенными для ОКБ Яковлева стали кадровые потери после 1991 года?

- Эта проблема коснулось всех. Ведь в начале 1990-х годов практически полностью отсутствовало государственное финансирование. Затем картина изменилась. Мы имеем заказы, как я уже сказал, и по военным самолетам, и по гражданской тематике, идет финансирование. Мы находимся в Государственной программе развития гражданской авиации до 2015 г. В ней, в частности, финансируются работы, связанные с дальнейшей модернизацией самолета Як-42. Из военной тематики финансируется самолет Як-130.

Несмотря на определенные потери, мы, к счастью, сохранили основные кадры, сохранили свое лицо. Победы в четырех тендерах подтверждают, что наш интеллектуальный потенциал находится на хорошем уровне.

- Как будет строиться маркетинговая политика продвижения Як-130 на мировые рынки?

- Вместе с государственным посредником в области торговли оружием - "Рособоронэкспортом" мы проводим достаточно агрессивную маркетинговую политику по продвижению самолета Як-130 на мировой рынок. В целом ряде стран нами уже проведены презентации этой машины. В первую очередь это Индия, Алжир, Словакия, Германия.

Мы участвуем практически во всех крупных международных авиационных выставках, где показываем не только самолет-демонстратор, совершивший более 400 полетов, но и отдельно демонстрируем "стеклянную" кабину серийного Як-130.

Проводятся переговоры с целым рядом потенциальных заказчиков. Это страны ЮВА, Латинской Америки, Африки, Центральной Европы. Поэтому география продвижения самолета достаточно широкая. Как ожидается, в ближайшие 10 лет потребуют замены свыше 2000 учебно-тренировочных самолетов. Мы претендуем на определенный сегмент - 400 машин.

- На каких условиях будет осуществляться ваше объединение с корпорацией "Иркут", о котором так много говорят в оборонно-промышленных кругах?

- Этому вопросу будет посвящен специальный брифинг во время проведения авиасалона МАКС-2003, в ходе которого до СМИ будет доведена концепция такого объединения. "Иркут" - достаточно динамично развивающаяся корпорация. С одной стороны, она обладает мощной производственной базой, с другой - весьма удачно работает по продвижению своих самолетов на международный рынок. Руководство "Иркута" понимает, что корпорации нужна новая тематика.

- Как планируется развитие семейства учебно-тренировочных самолетов первоначального обучения марки "Як"?

- Машины Яковлева являлись основными самолетами для подготовки летчиков. У нас сегодня очень востребован самолет Як-52. В строю находится более 700 машин. На салоне МАКС-2003 мы будем демонстрировать глубокую модернизацию этого самолета - Як-52М. Кроме того, нами разработан Як-152. Прошел сертификацию и пользуется большим интересом на международном рынке Як-54. На следующей неделе мы планируем подписать пакет соглашений, связанных с международной сертификацией этого самолета в ряде европейских стран.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
954
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1179
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1077
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1075

Другие новости