ИСТОРИЧЕСКИ сложилось так, что при строительстве системы противовоздушной обороны страны в целом политическое и военное руководство первостепенное внимание уделяло защите столицы государства и Московского промышленного района. Об этом свидетельствует опыт и Великой Отечественной войны, когда удалось уберечь город от массовых разрушений за счет эффективного отражения ударов вражеской авиации. И в послевоенное время ПВО столицы придавалось приоритетное значение. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в начале 1950-х гг. в течение неправдоподобно короткого времени на подступах к столице была создана мощнейшая зенитная ракетная и радиолокационная группировка в составе 56 зенитных ракетных полков уникальной зенитной ракетной системы С-25 и радиолокационных узлов дальней и ближней разведки. Однако сейчас положение дел с противовоздушной обороной Москвы весьма далеко от благополучия.
ТЕНЬ БЫЛОЙ МОЩИ
В связи с появлением всевысотных ракетных средств воздушного нападения, моральным и физическим устареванием ЗРК С-25 в 1970-е гг. встал вопрос о создании новой системы ПВО Москвы. В 1980-х - начале 1990-х гг. было осуществлено перевооружение подмосковных зенитных ракетных полков на перспективную зенитную ракетную систему С-300. При этом, хотя и значительная часть подразделений была размещена на фондах системы С-25, противовоздушная оборона столицы, получившая название "система С-50", приобрела качественно иной характер. По существу, она была спроектирована и создана заново. В 1994 г. С-50 была принята на вооружение. На тот момент система С-50, имевшая в своем составе около трех десятков зенитных ракетных полков С-300 различных модификаций, расположенных в четыре эшелона, являлась самой мощной и эффективной зенитной ракетной группировкой в мире. Сопряженная и автоматизированно взаимодействующая с системой противоракетной обороны А-135 система противовоздушной обороны С-50 является головным звеном системы воздушно-космической обороны (ВКО) Центральной зоны ПВО, которая, в свою очередь, представляет собой головной участок системы ВКО России в целом.
Однако злоключения С-50 начались практически сразу после ее принятия на вооружение. Не успели высохнуть чернила на указе президента России о ее принятии на вооружении, как подмосковная группировка ПВО попала под нож развернувшихся в Вооруженных силах обвальных сокращений. За девять лет систему С-50 проредили настолько, что от былого могущества не осталось и следа - в ее составе не осталось ни одного полка постоянной боевой готовности.
Тенденция падения эффективности и устойчивости системы ПВО г. Москвы развивается на фоне сделанного еще в 1999 г. предостережения Совета безопасности РФ о том, что из всего спектра военных угроз наибольшую опасность для России представляет угроза применения средств воздушного нападения. Объективность этого заключения в последние годы убедительно подтверждается и в ходе локальных войн и конфликтов.
Комиссией Главного контрольного управления президента РФ по результатам проверки в июле-сентябре 2001 г. выполнения требований указов президента РФ о создании системы ВКО РФ сделан удручающий, но совершенно обоснованный вывод о том, что вследствие резкого сокращения боевого состава и отсутствия в системе С-50 полков постоянной боевой готовности в настоящее время г. Москва и Центральный промышленный район практически не прикрываются от возможных ударов не только перспективных, но и имеющихся на вооружении развитых стран средств воздушного нападения.
Если при принятии на вооружение в 1994 г. система С-50 была способна даже при внезапном ударе стратегических крылатых ракет (КР) на предельно малых высотах уничтожить 94-98 КР из 100 в ударе, то сегодня она может уничтожить всего 12-15 из 100 КР. И даже после длительного периода отмобилизования и слаживания зенитных ракетных полков С-50, находящихся сегодня на штатах сокращенного состава и кадра, эта цифра может составить только 23-28 из 100. До заданной и достигнутой ранее эффективности, похоже, уже не возвыситься никогда, однако последние расчеты военных ученых говорят, что подмосковная система ПВО и сегодня должна обладать эффективностью 0,7-0,95.
По результатам указанной выше проверки Главным контрольным управлением президента РФ поручением от 30.10.2001 г. # 1438 глава государства потребовал от правительства РФ и Минобороны принятия безотлагательных мер по исправлению создавшегося положения с ВКО страны. Однако за прошедшее от поручения президента РФ время эффективность системы С-50 только снизилась. Продолжает стареть необновляемое, выработавшее гарантийные сроки эксплуатации вооружение системы. В 2002 г. расформирован еще один зенитный ракетный полк, прикрывавший в составе системы С-50 объекты особой важности на одном из направлений возможного удара средств СВН.
Не может не вызывать удивления политика сокращения боевого и численного состава, при которой уничтожаются элитные полки в ближнем Подмосковье и в то же время немалыми усилиями поддерживается жизнь в захудалых зенитных ракетных гарнизонах в Сибири и Забайкалье. Однако несомненно одно - разрушать с большим трудом и немалыми материальными затратами созданную С-50 подобными ударными темпами явно не стоит. Этот подход далек от государственного.
КАК НЕ ПОРАДЕТЬ
В октябре 2002 г. в главкомате ВВС по предложению Московского НИИ приборной автоматики (МНИИ ПА) принято решение о полной замене в 2003-2004 гг. средств автоматизации в составе существующих комплексов средств автоматизации (КСА) стационарных командных пунктов соединений ПВО системы С-50 (КП корпуса и дивизий ПВО) на обезличенный набор других средств аналогичного назначения. Напомним, НИИ является головной организацией по разработке, реализации и совершенствованию системы С-50 и входит в настоящее время в состав холдинга "Концерн ПВО "Алмаз-Антей".
С одной стороны, подобное решение можно только приветствовать как любое обновление. Однако дьявол кроется, как всегда, в подробностях. По существу, стационарный комплекс средств автоматизации предлагается заменить на оборудование аналогичного назначения. Реализация предлагаемых мер не менее чем на 7-10 лет сохранит существующий (стационарный) вариант дислокации командных пунктов соединений ПВО системы С-50 на давно известных (за 50 лет эксплуатации) позициях и в сооружениях, рассчитанных на защиту от поражения свободнопадающих фугасных авиабомб времен Второй мировой войны.
Нет сомнения в том, что указанные КП при развязывании даже локального военного конфликта будут выведены из строя гипотетическим противником в первом же ударе с применением высокоточного оружия (управляемыми бетонобойными авиабомбами и крылатыми ракетами всех видов базирования). На практике это может привести к полной потере управления высокомобильными (в отличие от стационарных командных пунктов системы С-50) огневыми силами (зенитными ракетными полками), то есть к фактическому разрушению системы противовоздушной обороны столицы.
Затем, в отсутствие прикрытия системой С-50 такая же участь постигнет и беззащитные стационарные (наземные) командные пункты системы ракетно-космической обороны Космических войск (контроля космического пространства, предупреждения о ракетном нападении и ПРО), что открывает возможность беспрепятственного выхода на Москву и Московский промышленный район всему спектру ударных средств воздушно-космического нападения гипотетического противника.
Поэтому реализация намеченных мер, ведущая к дальнейшему "остационариванию" системы С-50, представляется в настоящее время весьма опасной, более того, она выглядит по меньшей мере пережитком прошлого. Пока это решение подписано только представителями Командования специального назначения (бывший Московский округ ВВС и ПВО), не имеющими непосредственного отношения к разработке, поставкам и финансированию вооружения, и представителем МНИИ ПА. Вопреки установленной практике разработки и утверждения важных решений оно не подписано представителями заинтересованных управлений Главного штаба ВВС, заместителя Главкома ВВС по вооружению и начальника ЗРВ ВВС и головного по ПВО института ВВС - 2-го ЦНИИ МО (в части военно-экономической оценки целесообразности реализации предложения).
Эксперты не исключают, что подобное решение не противоречит коммерческим интересам малых предприятий ОАО "Протон+Сервис" и ЗАО "Технор", помогающих выполнять заказы основных по профилю деятельности институтов (МНИИ ПА и Института точной механики и вычислительной техники) не в ущерб их руководящему составу. Указанные коммерческие структуры, вопреки результатам технического освидетельствования средств системы С-50 - показавших высокую работоспособность и полную обеспеченность запасными частями основных и наиболее дорогостоящих средств КСА КП соединений системы - цифровых вычислительных комплексов (ЦВК) - предложили заменить их на практически бесперспективный паллиатив - эмулятор ЦВК, разрабатываемый ЗАО "Технор", что и явилось основной причиной подготовки промышленностью проекта указанного решения.
Разумеется, понять мотивы этих структур нетрудно. Основной целью коммерсанта должно быть постоянное и неуклонное извлечение прибыли, но за пределами предпринимательской сферы гораздо выше прибыли честь и государственные интересы. В этой связи трудно понять ответственных товарищей, согласившихся с бизнес-планом без тщательного анализа всех аспектов проблемы. Нет сомнения, что им хорошо известен опыт локальных конфликтов и требования Министерства обороны РФ, с 1998 г. провозгласившего необходимость разработки и внедрения в войска мобильных и унифицированных АСУ, особенно для тактического и оперативно-тактических звеньев управления.
В этой обстановке представляется разумным не изобретать никаких дополнительных новшеств, а воспользоваться уже имеющимися на вооружении АСУ. В частности, в настоящее время серийно выпускается КСА КП типовых корпусов и дивизий ПВО "Универсал-1". Его возможности при необходимых доработках вполне позволяют перекрыть весь спектр задач по автоматизации управления боевыми действиями подмосковной зенитной ракетной системы ПВО. Комплекс "Универсал-1" успешно выдержал государственные полигонные испытания, разработан и освоен в серийном производстве (в мобильном и стационарном варианте), уже несколько лет поставляется и развертывается в типовых приморских и приграничных соединениях ПВО ВВС и в ПВО флотов. Приоритетное и форсированное проведение работ по модернизации серийного "Универсал-1" с учетом особенностей применений этого КСА в рамках системы С-50 и повышением характеристик мобильности подвижного варианта этого комплекса позволило бы уже в первом квартале 2005 г. обеспечить изготовление и поставку трех модернизированных самоходных комплектов КСА "Универсал-1" для применения в качестве командных пунктов соединений системы С-50.
Разумеется, спектр проблем, стоящих сегодня перед ПВО, гораздо шире. Откладывать их решение означает на практике загубить систему в целом. Пока же складывается впечатление, что подмосковная система ПВО С-50 стала жертвой всевластия, безответственности, безнаказанности и некомпетентности. Этому способствует также пышным цветом расцветающий лоббизм. Показательным примером является тот факт, что начиная с момента принятия в 1994 г. системы С-50 на вооружение ни один из указов и поручений верховного главнокомандующего, касающихся проблем совершенствования и развития системы С-50, в конечном счете так и не был выполнен. По мнению наблюдателей, проблема сегодняшнего состояния противовоздушной обороны столицы России настоятельно требует оперативного вмешательства со стороны исполнительной власти государства на самом высоком уровне.