0
1825
Газета Вооружения Интернет-версия

19.09.2003 00:00:00

НПРО США - состояние и перспективы

Вячеслав Баскаков

Александр Горшков

Об авторе: Баскаков Вячеслав Владимирович - доктор технических наук, профессор, полковник в отставке.
Горшков Александр Федорович - капитан 1 ранга в отставке.

Тэги: сша, нпро


ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ О РАЗВЕРТЫВАНИИ ЭЛЕМЕНТОВ НПРО

В ОКТЯБРЕ 2002 г. президент США Дж. Буш принял принципиальное политическое решение приступить в 2004 финансовом году к "первоначальному оперативному развертыванию" компонентов системы национальной противоракетной обороны (НПРО) и ПРО на ТВД. Программа НПРО будет расширена за счет проектов НИОКР по разработке и внедрению высоких технологий в системах разведки, информационного обеспечения, оперативного и боевого управления, раннего предупреждения перехвата и поражения, в том числе основанных на новых физических принципах.

Решение Буша о начале развертывания НПРО обусловлено прежде всего политическими соображениями, связанными, во-первых, с его предвыборными обещаниями; во-вторых, с последствиями террористического акта 11 сентября 2001 г. и стремлением обезопасить страну; в-третьих, с предстоящими президентскими выборами в США в 2004 г. и стремлением обеспечить переизбрание Буша на второй срок и обеспечить достижение американских целей в объявленный президентом "американский век". Вместе с тем у руководства страны и агентства ПРО нет полной уверенности в реальности создания в расчетные сроки НПРО, отвечающей заданным требованиям, необходимым боевым и операционным возможностям по обеспечению эффективной обороны от средств ракетного нападения современных и перспективных МБР/БРПЛ - в первую очередь таких, которыми обладает и может впредь обладать только Россия, против них и задумана глобальная НПРО США.

РАСШИРЕНИЕ ПРОГРАММЫ НПРО

1. В 2002 г. решением Министерства обороны агентству ПРО предписано направить усилия на создание главных составляющих системы НПРО - наземного и морского (корабельного) компонентов перехвата МБР на среднем участке траектории. Важным директивным положением является их интеграция с космическими средствами, системами управления и разведывательно-информационного обеспечения операций НПРО.

2. В 2002 г. долгосрочная программа НПРО расширена за счет проектов и комплексных программ проработки возможностей реализации новых принципов перехвата всех типов МБР/БРПЛ на всех участках траектории полета - от стартовых позиций до цели.

3. Активизированы работы по совместным программам ПРО с Германией и Италией; по совместной программе ПРО на ДВ ТВД с Японией; по совместной программе ПРО на ТВД с Израилем.

НОВЫЕ ПРОГРАММЫ В РАМКАХ НПРО И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

А. Программа KEI - создание "ультраскоростного" высокоманевренного кинетического перехватчика нового поколения, вначале в мобильном наземном варианте, а несколько позднее - в морском и воздушном; предусматривается также создание потенциала кинетической ракеты для последующего ее развертывания на космических ударных платформах. Реализовать программу KEI полностью планируется к 2012 г.

Перехватчик KEI наземной и морской систем планируется оснащать ИК-сенсорами стартующих/летящих ракет по их факелам. Уже в 2004 г. агентство ВМДА планирует запустить в космос несколько прототипов сенсоров, чтобы собрать необходимую информацию для программирования процессов слежения/сопровождения целей ракет различных классов и типов, выделения объектов и ложных целей.

Б. Программы боевых лазерных систем.

Совет по военной науке пришел к заключению о реальной возможности создания в течение ближайших 20 лет боевых систем лазерного оружия.

К лазерным программам относятся:

а) армейская тактическая лазерная система большой мощности. Она, по замыслу, должна обладать возможностями для решения задач ПВО и ПРО войск в ближней и средней зонах обороны.

б) программа авиационного лазера воздушного развертывания (ABL) для перехвата боевых ракет (БР) и боеголовок на старте и на траектории.

Лазерной системой оснащен первый опытный самолет-платформа Боинг-747 для проведения в течение 2002-2004 гг. полетных испытаний всего комплекса ABL. В конечном итоге примерно к 2012-2015 гг. ВВС США планируют иметь в составе систем НПРО/ПРО на ТВД до 7-8 самолетов с системой ABL, которые будут развертываться на передовых ТВД и прикрывать в системе НПРО/ПРО на ТВД наиболее опасные направления.

В перспективе после 2015 г. отработанную и усовершенствованную систему ABL планируется устанавливать на перспективных гиперзвуковых платформах и самолетах промежуточной атмосферно-космической зоны действий, в том числе на беспилотных ударных аппаратах.

в) программа космического лазера (SBL - Space-based Laser) для развертывания в космосе в составе глобальной НПРО США. SBL предназначается для обнаружения стационарных и мобильных ПУ БР, самолетов, других ударных средств противника и их своевременного уничтожения. В настоящее время по указаниям Министерства обороны ускоряется проработка концепции лазера SBL, формируется программа работ, структура системы.

Специальная исследовательская группа в США по боевым лазерам наметила основные направления работ для создания эффективного лазерного оружия будущего:

- исследования и разработки в области поражающих свойств короткоимпульсных лазеров;

- изучение распространения луча в атмосфере и мер компенсации негативного воздействия на боевые свойства лазера;

- моделирование широкого спектра лазерных систем по частотным и другим важнейшим характеристикам, условий распространения лучей;

- разработка систем управления лучом лазеров;

- исследования и разработки в областях твердотельных, химических кислородно-йодистых, фтор-водородных, фтор-дейтериевых лазеров и особенно лазеров на свободных электронах (задача в снижении веса при повышении мощности лазерных систем).

В. Военные программы микроволновой/СВЧ энергии

Направленная энергия, по мнению ученых США, может и должна найти применение в глобальной системе НПРО США и их союзников.

Известно (из открытых и закрытых источников), что США проводят эксперименты по использованию микроволновых излучений для воздействия на слой ионосферы, ее разогрева и возбуждения до плазменного состояния. Суть этих экспериментов состоит в изучении свойств ионосферы, способов воздействия на нее с целью создания высокотемпературного подвижного "бегущего" плазменного облака в качестве непреодолимой преграды на пути МБР и боеголовок на границе или внутри ионосферы.

Эта программа начиналась в США еще в 80-х гг. в рамках работ по рейгановской программе СОИ. Известно также, что пионерами в применении сверхвысоких частот для воздействия на ионосферу в мирных научных целях в 70-80-х гг. прошлого века были советские ученые, которые добились заметных научных результатов (спектрометрия, радиосвязь, загоризонтная радиолокация). Американцы предположительно взяли эти работы из зарубежных публикаций советских ученых и положили в основу своих работ по созданию СВЧ-оружия для использования в системе НПРО, в том числе и для создания ионосферного плазменного облака.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВЕРТЫВАНИЯ НПРО США

Принимая решение о развертывании элементов НПРО и ПРО на ТВД, американское руководство исходило из существующих, хотя и ограниченных, возможностей его практической реализации путем формирования первого - нижнего эшелона ПРО.

Анализ состояния работ по НПРО позволяет администрации США рассчитывать, что к началу развертывания элементов НПРО/ПРО на ТВД будут готовы или подготовлены:

1. Глобальная сеть РЛС раннего предупреждения наземного базирования (РЛС на территориях США, Канады, Гренландии, Великобритании, Норвегии, Дании, на Алеутских островах); эта сеть дополняется и поддерживается средствами объединенной системы ПВО НОРАД США и Канады.

2. Глобальная система разведывательно-информационного обеспечения и боевого управления, включающая наземные, космические, авиационные и морские средства. В ходе полигонных испытаний наземной системы перехвата в 2001-2002 гг. эта система использовалась в несколько сокращенных вариантах - на испытания привлекались только полигонные системы управления и информационного сопровождения пусков, но не реальные глобальные управленческие и разведывательные средства ВС США, ЦРУ и других структур разведки.

3. Комплексы наземной ЗРС "Пэтриот" ПРО группировок войск на ТВД (развертываемые в группировках американских войск на территории США, в Европе, Турции, Кувейте, Японии, Южной Корее).

4. Финансовые и материальные ресурсы сосредоточиваются на "широкозональной" ПРО ВМС, которая решением МО избрана в качестве одного из двух главных компонентов - наземного и морского - сегмента НПРО по перехвату боеголовок МБР на среднем участке траектории. Для переоснащения морского компонента под стандарты НПРО удалось создать и успешно испытать новую корабельную ракету-перехватчик "Стандард-3" (проектный вариант SM-3 блок 1 с ударной облегченной боеголовкой и дальностью перехвата до 1000 км). Во всех четырех испытательных пусках SM-3, проведенных в 2001-2002 гг. на Тихоокеанском полигоне, достигнут успешный перехват имитатора БГЧ БР в космосе на высотах 240-250 км.

В составе современных сил и средств ВМС США по обеспечению ПВО/ПРО на морских ТВД по состоянию на январь 2003 г. имеется:

- 27 ракетных крейсеров типа "Тикондерога", из которых 13 единиц подлежат до 2010 г. модернизации и перевооружению, и 28 ракетных эсминцев нового типа "Бэрк".

По расчетам МО и штаба ВМС США, для первоначального развертывания морского компонента - сегмента НПРО по перехвату МБР на среднем участке траектории требуется не меньше 3 ракетных крейсеров типа "Тикондерога" (с бортовым комплектом ЗУР-перехватчиков SM-3 из 60 ракет на каждом), оснащенных усовершенствованной РЛС и полномасштабной системой боевого управления "Иджис". Однако в настоящее время в распоряжении ВМС есть только один такой крейсер - опытно-испытательный крейсер "Лэйк Эри", полностью занятый на полигонных испытаниях перехватчика SM-3 и его ударной боеголовки. Только после 2005-2006 г. ВМС смогут выделить в состав развертываемой НПРО до 3 ракетных крейсеров после завершения их модернизации.

5. Наземный компонент сегмента НПРО по перехвату боеголовок МБР на среднем участке траектории находится в стадии испытаний ракеты-перехватчика и систем обеспечения перехвата и не готов к развертыванию. В 2001-2002 гг. проведены 4 испытательных пуска с успешным перехватом имитатора боеголовки; предстоят еще не менее 6-8 испытательных пусков для достижения перехвата в условиях противодействия (применения РЭП/РЭБ и множества ложных целей). Наземный компонент НПРО не будет готов к развертыванию раньше 2008 г. Предстоит еще создать и отработать ракету-перехватчик нового (2-го) поколения и ее ударную боеголовку для оснащения будущей наземного компонента НПРО.

6. Развернута и может быть расширена инфраструктура полигонных испытаний, а также тыловой поддержки и обеспечения деятельности развертываемых компонентов НПРО и ПРО на ТВД.

В течение 2004-2005 гг. планируется построить и ввести в строй первые 5 шахтных ПУ наземной составляющей НПРО комплекса ракет-перехватчиков на Аляске. В последующие 2-3 года на Аляске (форт Гризли - остров Кодьяк) планируется построить еще 5 шахтных ПУ ракет-перехватчиков наземного компонента НПРО по перехвату боеголовок МБР на среднем участке траектории.

По оценкам американских военных обозревателей, к 2012 г. может быть развернуто не более 100 единиц шахтных ПУ при потребностях к этому времени до 250-300 единиц.

Тем не менее развертывание элементов НПРО в соответствии с политическим решением Буша начнется в период 2004 финансового года и явно будет иметь ограниченный - пропагандистский характер.

По многим авторитетным оценкам американских политиков и аналитиков, программа НПРО полностью профинансирована, реализуется настойчиво по всем основным направлениям работ, добилась определенных успехов в ходе полигонных испытаний наземной и морской составляющих средств перехвата на среднем (космическом) участке траектории, а также в развитии инфраструктуры, включая строительство первых 5 шахтных ПУ на Аляске.

Вместе с тем, по тем же оценкам, в реализации программы НПРО остаются нерешенными и трудно решаемыми множество проблем.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НПРО

По оценкам аналитиков США, основными проблемами, способными затруднить и существенно задержать реализацию программы НПРО, по состоянию на начало 2003 г. являются:

- отсутствие полномасштабной, политически выверенной и законодательно утвержденной стратегии (доктрины) противоракетной обороны как составной части общей военной стратегии США;

- отсутствие полностью обоснованной и утвержденной программы строительства и графика оперативного развертывания главных компонентов НПРО;

- отсутствие согласованных всеми участниками программы облика, структуры и состава НПРО, обоснованных и более-менее отработанных на моделях, принципов и концепций оперативного развертывания по этапам и боевого применения НПРО в наиболее реалистических сценариях военно-стратегической обстановки в ближайшей, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Указанные организационные недоработки в определении места и роли НПРО в общей политике США и в их текущей военной стратегии приводят к определенному "хаосу" в умах высшего политического и военного руководства и разработчиков НПРО, строительства и использования НПРО/ПРО на ТВД. Военные аналитики ожидают большие трудности в сфере бюджетного финансирования программ ПРО в связи с растущими расходами на текущую антитеррористическую операцию, неизбежными масштабными расходами в связи с операциями против Ирака, что осложняется экономическим положением США.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Даже льготная ипотека оказалась не по карману гражданам

Даже льготная ипотека оказалась не по карману гражданам

Ольга Соловьева

Около 80% жителей страны не имеют финансовых возможностей для покупки жилья

0
1219
Новая Конституция уже есть, нового курса развития – еще нет

Новая Конституция уже есть, нового курса развития – еще нет

Сергей Коновалов

Как решить институциональные проблемы российской экономики

0
816
Патриотизм не рождается из абстрактной национальной идеи

Патриотизм не рождается из абстрактной национальной идеи

В чем конкретно должна заключаться объявленная государством приоритетность поддержки семьи и детей

0
580
Рюмочная для губернатора

Рюмочная для губернатора

Алкей

Повесть о том, что шаурма без капусты – это как выборы без протестов

0
534

Другие новости

Загрузка...