0
737
Газета Вооружения Интернет-версия

24.10.2003 00:00:00

Структура оружейного экспорта изменится

Тэги: денисов, квтс

Из досье "НВО"
Денисов Александр Владимирович родился в 1952 году. В 1975 году окончил Рижское высшее военное авиационное инженерное училище им. Алксниса. В период службы в строевых частях Вооруженных сил СССР (1975-1988 гг.) в 1979 году окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского. С 1988 года по 1997 год прикомандирован к Главному инженерному управлению Министерства внешних экономических связей, Государственному комитету по военно-технической политике. В период с 1997 года по 2001 год - советник заместителя председателя правительства РФ, председателя правительства РФ по вопросам ВТС. С 2001 года - первый заместитель председателя Комитета Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС России). Кандидат экономических наук. Воинское звание - генерал-майор.

-Александр Владимирович, суммарный российский экспорт продукции военного назначения по итогам 2002 года составил 4,8 миллиарда долларов. Объем валютных поступлений достиг 4,5 миллиарда долларов. Каковы прогнозы КВТС на 2003 год и на ближнесрочную перспективу (2004-2005 годы)?

- Названные цифры близки к реальным, однако итоги окончательно станут ясны лишь в январе-феврале. План, утвержденный президентом РФ на 2003 год, составляет 4,4 миллиарда долларов, и с большой уверенностью можно сказать, что он будет перевыполнен. Динамика ВТС сейчас идет по нарастающей, поэтому можно предполагать, что с каждым годом конечные результаты будут превышать достигнутые.

- Какие результаты в 2003 году достигнуты в области защиты Россией своей интеллектуальной собственности в области военной техники (в первую очередь по программам модернизации)? Как обстоят дела с Израилем?

- Неурегулированность этой проблемы в значительной мере затрудняет, если не сказать больше, взаимоотношения между Россией и странами, которые производят военную продукцию по нашим лицензиям и поставляют ее в третьи страны без нашего разрешения и без уплаты соответствующих роялти, а также осуществляют модернизацию российских ВВТ. Идет активная проработка вопросов подготовки соглашений о защите результатов интеллектуальной деятельности с Польшей, Венгрией, Чехией, Румынией, Болгарией, Словакией, ЮАР, Мьянмой, Киргизией, Казахстаном и рядом других стран. Некоторые из этих соглашений согласованы и переданы на утверждение в правительство, а с рядом стран уже подписаны.

С Израилем соглашение о защите интеллектуальной собственности было подписано при активном участии КВТС. Мы неоднократно предлагали Израилю перейти от конкуренции к партнерству на рынках третьих стран, хотя я не исключаю, что могут быть и некоторые совместные проекты. Рынок модернизации огромен. Реально же к ней только что вплотную приступили. Как показал опыт модернизации истребителей МиГ-21 в Румынии и последовавшая вслед за этим серия их катастроф, без разработчика обойтись нельзя. Израиль в основном работает по модернизации российской техники, поэтому жизнь их тоже подводит к такому выводу.

Я думаю, что, реально помогая, а не конкурируя друг с другом, мы имели бы гораздо большую выгоду, чем действуя поодиночке.

- Среди крупнейших спецэкспортеров объем поставок ПВН РСК "МиГ" в 2002 году составил 370 миллионов долларов, КБП - 350 миллионов долларов, КБМ - 50 миллионов долларов. Каковы прогнозные результаты у российских спецэкспортеров будут в 2003 году?

- Я не знаю, откуда у вас эти цифры по обозначенным субъектам ВТС. Они, насколько мне известно, несколько, завышены. Но смею уверить, одобренные планы этих субъектов по объемам экспорта ПВН на 2003 год не ниже, чем в предыдущем году. Наши спецэкспортеры имеют в целом неплохие результаты. Лучше других пока обстоят дела у "Рособоронэкспорта".

- Главной задачей в 2003 году КВТС определил закрепление России на традиционных для нее рынках за счет создания консигнационных складов и ремонтных баз, повышения качества обслуживания, оперативной поставки запчастей и продвижения программ модернизации. Что удалось сделать в этом направлении в 2003 году?

- Реализация сотрудничества по созданию сервисных технических центров (СТЦ) имеет важное значение для развития ВТС на долгосрочный период, поскольку впервые речь идет об организации комплексной системы послепродажного обслуживания и ремонта на территории иностранных партнеров - получателей вооружения и военной техники российского производства. Кроме того, создание подобной системы на базе ряда стран является "пилотным проектом", опыт которого будет затем использован и в других странах.

В качестве примера могу сказать, что в текущем году проведены технические консультации с Китаем по вопросам создания системы комплексной поддержки эксплуатации (СКПЭ) авиационной и морской техники, включая создание на его территории упомянутого центра. Китайским партнерам предложен комплекс услуг, включая обслуживание, восстановительный ремонт, поставка запасных частей и т. п. Частично решаются такие вопросы и в Индии. Однако создание консигнационных складов и ремонтных баз на территории инозаказчика связано с очень большим объемом соответствующих подготовительных работ, требующих больших затрат. Прежде чем приступить к практическим действиям, следует все обстоятельно взвесить и оценить. Правильно выбрать место в интересующем регионе, рассчитать потребности инозаказчика в ЗИПе, ремонтных работах и примерную выгоду для отечественных предприятий, привести в соответствие российскую законодательную базу по данному вопросу. Понятно, что урегулирование всех этих вопросов требует времени.

- После завершения реорганизации ОПК ряд крупных холдингов будет претендовать на выход на внешний рынок с финальной продукцией. Какова здесь позиция КВТС России?

- Мы доложили свою концепцию президенту РФ, и она получила одобрение. После того как интегрированные структуры будут полностью созданы, предполагается, что первоначально они получат право на поставку запчастей, комплектующих и осуществление ремонта. Поработав несколько лет и показав, что компания способна эффективно работать на внешнем рынке, не имеет случаев нарушения законодательства, она вполне может обращаться за получением права на самостоятельный экспорт своей продукции. Возможно, будут некоторые исключения, но в основном мы предполагаем действовать именно таким образом.

- Руководство КВТС неоднократно подчеркивало, что по поставкам запасных частей к ранее поставленной военной технике Россия работает недостаточно эффективно. В частности, по итогам 2002 года, запчастей было поставлено всего на 130 миллионов долларов, хотя, по экспертным оценкам, эта сумма должна быть в несколько раз больше. Каковы прогнозы результатов этой работы в общем объеме экспорта ПВН по итогам 2003 года и на предстоящие годы?

- Распоряжением президента КВТС уполномочен предоставлять право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения 46 организациям. Такое право уже предоставлено 15. Это не говорит о том, что все предприятия из этого списка автоматически получат такое право. Кто еще получит такое право, покажет время.

- Какие сдвиги в структуре экспорта ожидаются в 2003 году и на ближайшую перспективу?

- По итогам 2002 года подавляющая часть сводного объема российского экспорта ПВН приходилась на поставки авиатехники и запасных частей к ней. Цифры проходили в открытой печати - свыше 70%. Надеемся, что уже в этом году сможем изменить положение к лучшему прежде всего за счет активной маркетинговой работы, грамотных действий в период участия в международных тендерах на поставки ВВТ.

Я думаю, что реально в ближайшей перспективе (2-3 года) соотношение изменится в пользу ПВО и поставок вооружения для сухопутных войск. В этом направлении возможны прорывы в ряде стран. С некоторыми государствами есть уже подписанные контракты по ПТРК "Корнет", УАС "Краснополь" и другим типам ПВН.

- В западных СМИ в последнее время навязчиво констатируется тот факт, что Индия склоняется в пользу закупки американских патрульных морских самолетов "Орион". При этом отказ от российских Ил-38 мотивируется тем, что Россия настаивала на закупке Индией трех Ил-38 в пакетном контракте на ТАКР "Адмирал Горшков", палубные самолеты МиГ-29К, дальние бомбардировщики и ДЭПЛ "Амур". Как обстоит ситуация на самом деле?

- В Индии эксплуатируется достаточное количество российских самолетов Ил-38, проводится их модернизация. Должен заявить: Россия никогда не связывала поставку самолетов Ил-38 с каким-либо пакетом. В принципе я не вижу никаких сложностей в приобретении запрошенных индийской стороной трех самолетов из наличия МО РФ. То, что Индия может принять решение о закупке дополнительно партии самолетов "Орион", никак не связано с контрактом по приобретению Ил-38. Повторю, что здесь речь может идти только о дополнительных закупках.

По ТАКР "Адмирал Горшков" мы вышли на финишную прямую и ожидаем подписания контракта в ноябре месяце. Я думаю, что это последний срок. Сейчас российская делегация находится в Индии с задачей согласовать последние мелкие детали. Ценовые параметры контракта определены. Индийская сторона планирует приобрести модернизированный авианосец и палубную авиагруппу в количестве не менее 12 машин. Модернизация корабля будет вестись в Северодвинске.

- Из разных источников приходят противоречивые данные по ситуации с турецким тендером на закупку 140 ударных вертолетов. Каковы на текущий момент шансы ОАО "Камов" на победу в этом тендере?

- Речь вообще-то здесь идет о тендере на организацию производства в Турции 145 разведывательно-ударных вертолетов по проекту "АТАК", а не о поставках. Поэтому интересы ОАО "Камов" в данном случае представляет государственный посредник - ФГУП "Рособоронэкспорт".

В настоящее время турецкой стороной рассматриваются предложения ФГУП "Рособоронэкспорт" совместно с ОАО "Камов", а также предложения американской компании "Белл Текстрон". Учитывая, что тендер продолжается, шансы российской стороны на победу на текущий момент сохраняются.

- По имеющимся данным, Вьетнам разблокировал госкредит в объеме до 1 миллиарда долларов на закупки российских самолетов Су-27 (Су-30). В какой стадии находится переговорный процесс по новым поставкам российских самолетов во Вьетнам?

- Упомянутыми вами данными КВТС России не располагает. А вот результаты прошедшего авиасалона "МАКС-2003" позволяют сделать вывод о заинтересованности ряда государств Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе и Вьетнама, в приобретении новейшей российской авиатехники, куда входят и многоцелевые самолеты марки "Сухой".

В целом могу сказать, что с Вьетнамом мы вышли на хорошие объемы сотрудничества. Будем продвигать на вьетнамский рынок самолеты марки "Су", военно-морскую технику и технику ПВО. Расчет с Вьетнамом идет за валюту. Вьетнам сейчас является нашим надежным партнером, причем в дальнейшем расширении двустороннего ВТС заинтересована как российская, так и вьетнамская стороны, поскольку во Вьетнаме находится много техники, поставленной еще в советское время.

- Ваша оценка перспектив России в тендере ВМС Чили на приобретение фрегатов.

- Международный тендер по проекту "Фрегат" предусматривает постройку для ВМС Чили трех фрегатов на судоверфи "Асмар" (г. Талькауано). Стоимость оценивается приблизительно в 600-700 миллионов долларов. В августе 2003 года ФГУП "Рособоронэкспорт" подготовлены и направлены коммерческие предложения на постройку трех кораблей проекта 11541 "Корсар". Результаты тендера ожидаем к концу 2003 года. Кроме России, в тендере участвуют фирмы из США, Великобритании, Италии, Южной Кореи и Франции. Учитывая высокий технологический уровень российской продукции, а также конкурентоспособные предложения, российская сторона приложит все усилия для победы в тендере.

- Ваше видение перспектив военно-технического сотрудничества с развитыми западными странами и в первую очередь США?

- Вопрос не простой. Холодная война закончилась, но стереотипы до сих пор остались как у американцев, так и у нас. Для избавления от этих стереотипов необходим достаточно длительный путь, который нам еще предстоит пройти. Именно с этой точки зрения мы подходим к военно-техническому сотрудничеству с США. Раньше, да и сейчас наши американские партнеры пытались заполучить единичные образцы нашей техники. Понятно, что в первую очередь этот интерес связан с тем, чтобы найти эффективное противодействие нашим образцам военной техники, которые по качественным параметрам в целом ряде случаев превосходят американские аналоги. При этом, когда мы предлагали сотрудничать на более выгодной взаимной основе, то получали "мягкий" отказ. В принципе в отношениях с США мы хотим сначала построить нормативную базу. Мы хотели бы заключить пакетное соглашение, как это имеет место с другими нашими партнерами. Прежде всего это соглашение о защите интеллектуальной собственности. Вести же речь о подписании соглашения о ВТС можно будет в том случае, если мы действительно подойдем к заключению крупных проектов.

- Удалось ли наладить действенное взаимодействие с Украиной на рынках третьих стран?

- В целях установления партнерских отношений 18 июля 2003 года в Ялте подписано межправительственное соглашение о порядке взаимодействия при осуществлении экспорта продукции (товаров) военного назначения в третьи страны. В соответствии с ним будет определен перечень ПВН, экспорт которой в третьи страны требует согласия сторон. Что касается ВВТ, имеющихся у одного из государств и не имеющихся у другого, то здесь ограничений нет. Это позволит вести согласованную ценовую политику, исключить недобросовестную конкуренцию, а также осуществлять совместные поставки ПВН в третьи страны. Кроме того, предусмотрена защита секретной информации.

- Оправдало ли себя создание КВТС России и что сделано комитетом с точки зрения улучшения координации деятельности предприятий ОПК России на мировом рынке вооружений?

- Мы самостоятельный орган, осуществляющий политику в сфере ВТС. Очень важно, что комитету предоставлено право выпускать распоряжения самостоятельно. В прошлом году более 60% всех решений в сфере ВТС выпустил КВТС России. Благодаря этому, во-первых, повысилась оперативность. Во-вторых, мы не загружали высшее политическое руководство текущей работой. Считаю, что КВТС России как таковой состоялся и с точки зрения обеспечения президентской вертикали в сфере торговли оружием.

Заслугой КВТС мы считаем то, что скандалы, связанные с конкуренцией наших предприятий на рынках зарубежных стран, стали единичными случаями, а еще несколько лет назад они носили массовый характер. Комитет в этом плане в основном с задачей справляется, а имеющие еще место отдельные случаи обусловлены несовершенством нашего законодательства. В целом можно констатировать, что мы добились более цивилизованной работы российских предприятий на внешнем рынке.

В то же время хочу отметить, что большой проблемой продолжают оставаться сроки прохождения документов. Во многих министерствах и ведомствах нормативные сроки, отведенные на документооборот, не соблюдаются. Поэтому здесь предстоит совершенствовать нашу работу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


“Роснефть” представила концепцию экологического развития

“Роснефть” представила концепцию экологического развития

Галина Грачева

В компании рассказали о планах по реализации «зелёной » повестки

0
1030
Варшава дорожит своим главным советником по России

Варшава дорожит своим главным советником по России

Андрей Серенко

Славомир Дембский продолжит руководить ведущим польским «мозговым центром»

0
1731
100 дней Вячеслава Гладкова в Белгородской области: итоги работы и мнения экспертов

100 дней Вячеслава Гладкова в Белгородской области: итоги работы и мнения экспертов

0
652
Святой с мечом: за что в России почитают князя Александра Невского

Святой с мечом: за что в России почитают князя Александра Невского

Татьяна Астафьева

0
1776

Другие новости

Загрузка...