ОБРЕЧЕННЫЕ НА САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ
ШЕЛ 1937 год. На совещании Комитета Обороны СССР в присутствии Сталина представители судостроительной промышленности страны обсуждали вопрос о расположении котельных и турбинных отделений эсминцев проекта 7. Поводом к данному обсуждению стала трагедия британского эсминца "Хантер", подорвавшегося на мине близ берегов Испании. Фатальную роль в судьбе корабля сыграло именно конструктивное расположение этих отсеков. Проект советского эсминца в точности повторял схему "Хантера", и высшее руководство было встревожено проблемой живучести новейших кораблей флота. Проблема усугублялась тем, что уже несколько кораблей данной серии было спущено на воду, а еще больше корпусов "семерок" ударными темпами формировалось на стапелях сразу нескольких судостроительных заводов. Переделка их машинных отделений по исправленному проекту означала срыв сроков строительства серии кораблей, необходимых ВМФ "уже вчера".
Один из конструкторов привел свой аргумент против мер по повышению живучести корабля: "Эсминцы - это расходный материал войны на море!" Сказанная фраза привела в бешенство "отца народов": "Как, наши эсминцы - расходный материал?!" Но если отбросить, несомненно, циничный оттенок фразы о расходном материале, то конструктор, по сути, был прав.
Служба у миноносников в годы войны и впрямь была сложной и опасной. Будучи фактически универсальными кораблями, эсминцы выполняли широчайший круг задач. Им приходилось подставлять свои борта под вражеские торпеды, прикрывая эскортируемые линкоры и авианосцы, проходить сотни огненных миль, отбивая атаки подлодок и самолетов на конвои и самим бросаться в ночные атаки на конвои противника, идти в бесстрашные торпедные атаки на линкоры врага и решать прочие не менее опасные задачи. Немало таких кораблей погибло, но их место в строю занимали вновь построенные. Строительство эсминцев шло крупными сериями, насчитывавшими десятки однотипных "солдат войны".
ЭСМИНЦЫ ПРОТИВ АВИАНОСЦЕВ
В первое послевоенное десятилетие конструкции эсминцев не претерпели принципиальных изменений. Совершенствовались в первую очередь радиотехническое вооружение, артиллерия и средства борьбы с подводным противником. Но уже к середине 1950-х классический тип торпедно-артиллерийского корабля был признан устаревшим. Появление нового вида оружия - управляемых ракет различного назначения, внесло сумятицу в уже сложившуюся структуру и классификацию основных типов боевых кораблей.
В Советском Союзе ставка была сделана на управляемые самолеты-снаряды, так именовались в то время противокорабельные крылатые ракеты. Одними из первых носителей нового оружия стали 4 последних торпедно-артиллерийских эсминца пр. 56. Лишившись одного из главных видов своего вооружения - 130-мм артустановок, корабли получили по одной пусковой установке для запуска ракет типа КСЩ. Эсминцы следующей серии, пр. 57, сразу достраивались, будучи оснащенными уже двумя такими ПУ. А конструкторы начали работу над новым пр. 58, который уже с самого начала предполагалось оснастить новейшими комплексами ракетного вооружения. "Главным калибром" этого корабля стал ракетный комплекс П-35, способный поражать крупные надводные корабли и суда противника на расстоянии в несколько сот километров, зенитное вооружение также было усилено управляемым ракетным оружием. В отличие от предыдущих ракетоносцев, сохранивших возможность нанесения и торпедных ударов по надводным целям, новый корабль применял свои торпеды преимущественно против подводного противника. Но из первоначально запланированной серии в 10 корпусов в строй вступили только 4. И практически сразу эти корабли были переклассифицированы в ракетные крейсера, уж больно мощным для корабля второго ранга, к которому по традиции относились эсминцы, выглядел его "главный калибр".
Часто приходится слышать мнение, что на судьбу этого проекта, как, впрочем, и многих других, повлияла некая недальновидность тогдашнего советского руководства, делавшего основную ставку в войне на море на подводную и авиационную составляющие и незаслуженно принижавшего роль надводных ударных кораблей. Но можно взглянуть на этот вопрос и по-другому. Пройдя важный этап своей эволюции, такие эсминцы из пресловутого "расходного материала войны" превратились в элитные боевые единицы, оснащенные мощным и дорогим оружием. Если в годы Второй мировой эсминцы в массовом порядке привлекались для эскортирования крупных боевых единиц флота, то ракетные эсминцы пр. 58 сами требовали прикрытия. Однако боевая эффективность группы кораблей во главе с таким эсминцем при ведении боя против авианосной ударной группировки противника явно уступала даже таким далеким от совершенства боевым единицам, как подводные "убийцы авианосцев" пр. 675. Фактически у кораблей пр. 58 существовал единственный шанс в борьбе с авианосцами противника: в предвоенный период постоянно держать в прицеле врага и с получением приказа первым нанести свой удар. Но этот сценарий мог быть реализован, только если СССР начинал войну первым.
Судьба эсминцев некоторым образом повторила судьбу линкоров. Достигнув гигантских размеров и, самое главное, огромной стоимости постройки, линкоры, образно говоря, съели сами себя. Чем-то похожая ситуация была и у советских эсминцев. Линия их развития зашла в тупик...
В истории отечественного флота были еще две попытки возродить эту линию, но уже в облике ракетных крейсеров. Во второй половине 70-х практически параллельно начинается строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров пр. 1144 и ракетных крейсеров пр. 1164. Но в обоих случаях серии ограничивались теми же 4 единицами, причем четвертый крейсер пр. 1164 так и не введен до сих пор в строй, оказавшись ненужным ни одному из флотов, организованных суверенными республиками на костях бывшего ВМФ СССР. Можно предположить, что, даже не случись распада СССР в 1991 году, общее количество крейсеров вряд ли превысило бы существующие цифры, уж больно дорогими и малополезными были эти корабли даже для ВМФ СССР в пору его наивысшего могущества. Так что скорее всего именно попытка строительства подобного класса кораблей может быть охарактеризована как недальновидность и нерасчетливость руководства страны.
ВОЗВРАЩЕНИЕ НА "КРУГИ СВОЯ"
Но судьбе было угодно, чтобы класс эсминцев был возрожден в отечественном флоте. И спроектированы были эти корабли под иные задачи, нежели их предшественники. Корабли пр. 956 первоначально предназначались для артиллерийской поддержки действий морской пехоты, приходя на замену торпедно-артиллерийским крейсерам и эсминцам прежней постройки. Отличаясь по цене от "убийц авианосцев", такие корабли были пригодны для массовой постройки. Но новые эсминцы не смогли стать полностью универсальными кораблями, их противолодочное вооружение позволяло говорить лишь о самообороне от атак подводного противника, а возможности по уничтожению береговых объектов были ограничены дальностью стрельбы 130-мм артустановок.
Тем не менее корабли пр. 956 можно считать родоначальниками новой линии развития эсминцев в отечественном флоте, если, конечно, в обозримом будущем финансовые возможности будут достаточными для строительства подобного класса кораблей по заказу ВМФ. Американцы, перед флотом которых в годы холодной войны стояли несколько иные задачи, эволюционным путем пришли к новому типу "расходного материала войны". Как и 60 с лишним лет назад, новые эсминцы США способны к решению всевозможных задач, как то: эскортирование крупных надводных кораблей и конвоев, борьба с надводным и подводным противником, поражение наземных объектов на побережье артиллерией и в глубине территории противника крылатыми ракетами. Подобная же концепция универсального боевого надводного корабля океанской зоны подходит и для решения задач, встающих в ближайшей перспективе перед отечественным ВМФ.