ВПЕРВЫЕ после смены власти в 1986 г. Уганда подписала межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве с Россией. С угандийской стороны подпись под документом поставил министр обороны Амама Мбабази, с российской - заместитель председателя Комитета по военно-техническому сотрудничеству (КВТС) РФ с зарубежными странами Юрий Хозяинов.
С подписанием соглашения создана законодательная база, которая позволит в перспективе наладить взаимодействие в военной области. Теперь открывается путь к восстановлению и укреплению прямых контактов с производителями, получению качественной техники с гарантией и нормальным сервисным обслуживанием.
Уганда среди стран Черной Африки занимает третье место по объемам закупок вооружений после ЮАР и Нигерии. Ежегодный импорт оружия Угандой оценивается в 100-140 млн. долл. В последнее время в большинстве стран "Черной Африки", в том числе в Уганде, расходы на закупки вооружений и военной техники (ВВТ) не уменьшаются, а имеют тенденцию к росту. Причина этого в высокой конфликтности региона и в том, что вооружения во многих странах безнадежно морально и физически устарели.
В целом на рынке ВВТ стран Черной Африки доминируют Франция, Великобритания и США. Причем США используют практику бесплатной передачи оружия с его последующим ремонтом и сервисным обслуживанием уже за деньги. Кроме того, ряд стран Африки закупают оружие на средства, выделяемые в рамках международных программ, финансируемых в основном США.
Большую активность в странах Черной Африки проявляют также государства СНГ и Восточной Европы. К примеру, Украина в конце 1990-х гг. поставила 14 вертолетов, 32 БМП и 27 танков в Алжир, один вертолет и 4 БМП в Гвинею. Белоруссия продала 40 танков Т-55 Эфиопии. Казахстан поставил восемь 122-мм артиллерийских орудий в Анголу, Грузия - партию Су-25 в ДРК.
Из восточноевропейских стран наибольшую активность проявляли Польша и Болгария. В конце 1990-х гг. София передала 90 танков Т-55 в Уганду и 50 в Эфиопию, а Варшава - 18 122-мм минометов и тысячу комплектов боеприпасов к ним в ДРК.
Есть свои интересы в регионе Черной Африки и у России, действующей здесь в рамках региональной программы ВТС. Тем более что военная инфраструктура ряда африканских стран, особенно северных, в значительной степени опирается на технику советского производства.
В последнее время заметно активизировалось сотрудничество России с Анголой, Эфиопией, Камеруном, Республикой Конго, Нигерией, Танзанией и Замбией. "Рособоронэкспорт" предпринимает конкретные шаги к продвижению российской продукции военного и двойного назначения в такие страны, как Кения, Ботсвана, Кот-д'Ивуар, Джибути, ЦАР, Габон, Гана, Нигер, Чад, Гамбия, Уганда и Судан. В рамках ВТС с ЮАР, Нигерией и Эфиопией, располагающими собственной базой для военного производства и ремонта ВВТ, "Рособоронэкспорт" выступает координатором интеграционных связей между оборонными отраслями российской и африканской промышленности. Ряду африканских стран предложено рассмотреть возможность создания региональных центров по ремонту и сервисному обслуживанию ранее поставленных ВВТ, в частности, авиаремонтных предприятий в Алжире, Ливии, Эфиопии и ЮАР.
С учетом специфики региона Россия предлагает альтернативные и гибкие схемы взаиморасчетов. Например, предоставление краткосрочных кредитов по закупке российских ВВТ; оплата встречными поставками товаров традиционного африканского экспорта - алмазов, древесины, хлопка, пальмового масла, кофе и т.п.; получение и реализация квот на разработку минеральных ресурсов и морепродуктов; создание совместных предприятий в областях рыболовства, горнодобывающей и нефтяной промышленности, разминирования территории.
Одним из новых направлений в решении проблемы взаиморасчетов с африканскими странами может стать более тесное сотрудничество "Рособоронэкспорта" с компаниями, которые уже давно работают на Африканском континенте - ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО НК "Роснефть", АО "Зарубежнефтегазстрой", ОАО "Зарубежстроймонтаж", ФГУП "Зарубежгеология", ОАО "АЛРОСА", ОАО "Русский алюминий", ОАО "КамАЗ" и другие.