РОССИЯ и Китай готовят ряд новых контрактов в области военно-технического сотрудничества. Об этом корреспонденту АРМС-ТАСС сообщил военно-дипломатический источник, комментируя начавшийся 15 декабря восьмидневный официальный визит в Россию заместителя председателя Центрального военного совета КНР, министра обороны Цао Ганчуаня.
Во время официальной встречи министра обороны РФ Сергея Иванова с китайским коллегой обсуждались перспективы дальнейшего развития отношений стратегического партнерства между РФ и КНР с упором на военно-политическое, военное и военно-техническое сотрудничество.
Цао Ганчуань принял участие в очередном заседании российско-китайской межправительственной комиссии (МПК) по военно-техническому сотрудничеству в качестве главы ее китайской части. С российской стороны МПК возглавляет министр обороны Сергей Иванов. Итогом заседания станет подписание документов о конкретных направлениях ВТС на 2004 год. Помимо пребывания в Москве китайский министр побывает в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, где посетит ряд российских оборонных предприятий.
Представители Главного управления вооружений НОАК ранее проявили заинтересованность в закупках крупных партий реактивных пехотных огнеметов "Шмель", 120-мм самоходных артиллерийских орудий "Нона-СВК" и "Вена", БМП-3, 300-мм РСЗО "Смерч", 152-мм САУ "Мста-С", трехкоординатных РЛС различных типов, ЗРК корабельного базирования "Штиль", комплексов радиоразведки и РЭБ, вертолетов Ка-27 и Ка-28 и другого оружия, а также в приобретении лицензий на самостоятельное производство ряда систем ВВТ. Пекин выражал готовность закупить у России партию бронетехники, в том числе танки, БМП-3, БТР-80, а также многоцелевые вертолеты Ми-28Н и Ка-50.
По мнению экспертов, в перспективе КНР, скорее всего, приобретет лицензию на производство самолетов Су-30МКК и морских систем. Полное прикрытие территории КНР потребует приобретения дополнительного количества ЗРК С-300ПМУ. Китай высказывал также заинтересованность в приобретении перехватчиков МиГ-31, бомбардировщиков Ту-22М3 с крылатыми ракетами "Гранит", атомных ракетных ПЛ проекта 949 и атомных крейсеров проекта 1144. Будут продолжены переговоры о закупке системы ДРЛО.
Однако в ближайшей перспективе основным направлением развития ВТС в области военной техники между Россией и Китаем станут не массированные закупки ВВТ, а приобретение КНР лицензий, совместная разработка и закупка экспортных образцов ВВТ. Так, в частности, Китай рассчитывает получить от России лицензии на выпуск вертолета Ми-28 (или отдельных его компонентов), двигателей (АЛ-31Ф или РД-33), РЛС к различным образцам военной авиационной техники и отдельных компонентов управляемого авиационного вооружения.
Ежегодные доходы России от продажи вооружений Китаю превышают 1 млрд. долл., что составляет почти пятую часть общего объема торгового оборота между двумя странами. Китай является крупнейшим покупателем российского оружия, а его доля в общем объеме российского экспорта оружия достигает 40%. Объемы поставок в Китай самолетов Су-27 и Су-30 оцениваются в сумму 5,8 млрд. долл., эсминцев проекта 956Э - 2,4 млрд. долл., систем ПВО - не менее 1,5 млрд. долл.
Сотрудничество двух стран в сфере ВТС возобновилось в 1990 году после длительного перерыва, а уже в 1992 г. объем российско-китайских сделок в области ВТС составил 1,8 млрд. долл.
В 1996 году Китай приобрел лицензию на производство 200 самолетов Су-27СК в течение пяти лет без права реэкспорта. Сделка оценивается в 2,5 млрд. долл. Сборка истребителей осуществляется на авиастроительном заводе в Шэньяне, построенном по российскому проекту. Основное его оборудование также российского производства. Самолеты оснащаются российскими двигателями АЛ-31Ф и комплексом БРЭО. Стоимость технологической оснастки для производства Су-27СК, по некоторым данным, оценивается в 150 млн. долл.
Во второй половине 90-х гг. Китай получил 8 зенитных ракетных комплексов С-300ПМУ-1 и 27 "Тор-М1", две многоцелевые дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) проекта 877ЭКМ и две ДЭПЛ проекта 636.
В ноябре 1997 года Китай заключил контракты на поставку двух эсминцев пр. 956Э класса "Современный". Эсминцы вооружены сверхзвуковыми ПКР 3М-80Е "Москит" (стоимость контракта на их поставку составляет около 100 млн. долл.). Китай является первым и пока единственным покупателем этих ракет. Общая же стоимость контракта по эсминцам составляет около 1 млрд. долл. Для них также поставлены восемь палубных противолодочных вертолетов (3 - Ка-27 и 5 - Ка-28). В январе 2002 года был подписан контракт на строительство еще двух эсминцев пр. 965ЭМ.
В 2000-2001 гг. в Китай экспортировано 40 многоцелевых двухместных истребителей Су-30МКК по контракту на 1,5 млрд. долл., подписанному в 1999 году. Кроме того, Китай в 2000-2002 гг. получил 28 двухместных учебно-боевых истребителей Су-27УБК в счет госдолга России.
В мае 2002 года "Рособоронэкспорт" заключил контракт на поставку для ВМС Китая восьми дизельных ДЭПЛ проекта 636 ("Кило" по классификации НАТО), оснащенных ракетным комплексом "Клаб-С". По оценке экспертов, стоимость контракта может составить 1,5-1,6 млрд. долл.
В 2001-2002 гг. были заключены также контракты на поставку ракет, морских комплексов ПВО С-300Ф (2 системы), авиадвигателей, в том числе и для истребителей собственно китайской разработки,
Однако в последнее время Китай постепенно отказывается от закупок готовых боевых систем и переходит к закупке их компонентов. В дальнейшем расширение российско-китайского ВТС будет предусматривать постепенный переход от простого экспорта оружия к совместным научным исследованиям и разработке образцов ВВТ. Кроме того, Россия и Китай могут сотрудничать в получении военных контрактов в третьих странах.
Пекин ставит вопрос и о приобретении соответствующих технологий. Уже сейчас доля российских военных технологий в торговле с Китаем составляет 30%. Пекин стремится довести эту пропорцию до 70%, а на закупку непосредственно готовых вооружений тратить лишь 30% средств. Это соответствует стратегической установке КНР "опоры на собственные силы".