В начале декабря в системе Госкомпании по экспорту и импорту вооружений и услуг военного и специального назначения "Укрспецэкспорт" произошли серьезные структурные изменения. Две из пяти дочерних компаний "Укрспецэкспорта" - "Спецтехноэкспорт" и "Промоборонэкспорт" ликвидированы, а в "Прогрессе" сменился директор. И если кадровая ротация была в какой-то мере спрогнозирована, то ликвидацию сразу двух структур госкомпании можно причислить к эпохальным событиям. Изначально у каждой из пяти компаний была своя сфера деятельности на оружейном рынке. Кроме собственных наработанных связей и контактов, были разграничения и по номенклатуре техники.
Подобные масштабные преобразования в системе госпосредника по торговле оружием украинские спецэкспортеры переживали в 1996 году во время создания ГК "Укрспецэкспорт". Нынешние внезапные изменения фактически остались без комментариев, как со стороны руководства госкомпании, так и лиц, курирующих оружейный бизнес Украины.
ПОЗИЦИЯ ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ
Госкомпания совершенствует свою структуру, и ничего экстраординарного не случилось - таков основной смысл пояснений, который озвучивается в "Укрспецэкспорте" на уровне личной беседы. Представители госкомпании утверждают, что реорганизация структуры направлена на улучшение системы управления дочерними предприятиями. "Укрспецэкспорт", как учредитель пяти дочерних компаний, решил навести порядок в отношениях с подчиненными структурами, которые стали вести себя более чем свободно. Фактическая неуправляемость "дочек" иногда доходила до внутренней конкуренции в борьбе за иностранные контракты. Подобное утверждение, впрочем, несколько спорно, поскольку у каждой из пяти структур были свои страны-партнеры. Таким образом, один и тот же посредник не работал одновременно, к примеру, с Индией и Пакистаном, либо с Эфиопией и Эритреей. Направления работы компаний разделились не по спецификации, а по регионам, и это до недавнего времени всех устраивало. Более того, для контроля за деятельностью каждого участника ВТС в украинском законодательстве предусмотрено достаточное количество сдерживающих нормативных рычагов. Один из них - получение полномочий от "Укрспецэкспорта" (лицензии) на право ведения переговоров с иностранными заказчиками, на предоставление коммерческих предложений для иностранных тендеров, а также на участие в них. Следующий "противовес" для вольного поведения - Государственная служба экспортного контроля Украины, без одобрения которой невозможно подписание ни одного контракта на продажу ВВТ иностранным государствам. В сомнительных либо спорных случаях решение принимается коллегиально на заседании Комитета по вопросам ВТС и экспортному контролю при президенте Украины. Таким образом, кроме рычагов управления со стороны госкомпании, каждый спецэкспортер находится под контролем различных государственных структур, позиции которых по сотрудничеству с рядом стран становятся год от года жестче.
Нынешние изменения должны повлечь за собой неизбежное улучшение показателей оружейного экспорта, а также устранение излишней конкуренции между государственными посредниками в регионах, которые считаются традиционными (они же приоритетные) для Украины. 2002 год был не самым удачным для украинского оружейного бизнеса. Конкретные результаты деятельности в сфере торговли оружием фактически не были оглашены, руководство госкомпании ограничилось заявлениями о том, что они остались на уровне 2001 г., когда Украина продала ВВТ на сумму около 450 млн. долл. США. В то же время есть подозрения, что и прошедший год не принесет сверхвысоких результатов. Хотя, на "МАКС-2003" гендиректор "Укрспецэкспорта" Валерий Шмаров заявил о том, что в 2003 году ожидался рост объемов на 15-20% по сравнению с 2002 годом.
Что до повышения результатов, то, по одной из версий, были ликвидированы наиболее неуспешные структуры. "Обреченных" отобрали по экономическим показателям их деятельности за время существования. Примечательно, что и "Спецтехноэкспорт", и "Промоборонэкспорт" были созданы в 1998 году, гораздо позже остальных предприятий. Однако, по мнению представителей компании, ликвидация не означает разбазаривание кадрового потенциала. Часть работников обязательно вольется в иные структуры компании. Такова в целом негласная позиция главного государственного посредника Украины на международных рынках вооружений.
ПОЗИЦИЯ ПРОИГРАВШИХ
Естественно, позиция "потерпевшей" стороны противоположна оптимистичным надеждам руководства "Укрспецэкспорта". Анонимные источники утверждают, что реорганизация внутренней структуры ГК "Укрспецэкспорт", (ликвидация дочерних компаний) может сказаться на качестве ВТС Украины с партнерами этих компаний из десятков стран мира. Украина неизбежно понесет убытки за сорванные действующие контракты этих предприятий и, как следствие, место на традиционных рынках вооружений. По мнению наблюдателей, данная ситуация может быть следствием деструктивных "перекроительных" процессов в сфере ВТС и связанных с этим переделов сфер влияния, а также переподчинения "зарабатывающих" государственных структур. Одним из аргументов приводится все та же поспешность в реорганизации. Если в "Укрспецэкспорте" случившееся считают внутренним делом компании, то эксперты извне отмечают, что такие решения не худо было бы согласовать с другими структурами. Например, с Советом национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ), поскольку именно его решением был создан "Укрспецэкспорт", и соответственно утверждена структура компании, в том числе дочерние предприятия. Настораживает и тот факт, что никаких решений центральных органов власти не было вообще. Об этом шаге не были проинформированы соучредители дочерних предприятий - Министерство науки и образования и Минпромполитики Украины. Кабинет Министров Украины также не давал своему подчиненному - "Укрспецэкспорту" - каких-либо указаний на проведение ликвидации предприятий, как не проводилась и процедура согласований по проведению мгновенной реорганизации "снизу".
Есть разные точки зрения и по оценке деятельности ликвидированных структур. По информации представителей Государственной налоговой администрации Украины, у ведомства не было нареканий на деятельность "Промоборонэкспорта", который является добросовестным плательщиком налогов в бюджет государства. А "Спецтехноэкспорт" вообще числится в списке особо крупных плательщиков налогов.
В Госслужбе экспортного контроля Украины также не припоминают со стороны этих предприятий никаких нарушений норм, регулирующих чувствительный бизнес, и характеризуют их, как успешные и динамично развивающиеся.
В результате ликвидации более ста предприятий промышленности и Минобороны Украины, вовлеченные в ход выполнения контрактов с этими фирмами, уже проявляют беспокойство и озабоченность по поводу возможных отсрочек, а то и прекращения реализации и финансирования заключенных контрактов. По оценке экспертов, речь может идти о судьбе более 200 млн. долларов США. Трудно спрогнозировать последствия для имиджа Украины на тесном мировом оружейном рынке. Однако внезапный уход с международных рынков украинских предприятий будет тут же использован спецэкспортерами других стран, прежде всего России, Белоруссии, других стран СНГ, конкурентами из Восточной Европы, активно избавляющимися от излишков советского вооружения и техники в преддверии вступления в ЕС и НАТО, считают некоторые представители украинского ВПК.
В то же время, по утверждению информированных источников, с 2002 года в активах самого большого спецэкспортера Украины наблюдается значительное снижение объемов экспорта. Из СМИ известно о фактическом провале контракта на поставку двух десантных кораблей "Зубр" в Грецию на сумму 100 млн. долл., упущенные танковые тендеры в Турции и Малайзии на сумму 500 млн. каждый, многомиллионные провалы на Африканском континенте. О каких-либо значительных успешных сделках за последнее время компания общественность не информировала. Если принять во внимание, что положение в компании отражает все нынешние проблемы украинского ВПК, то, по утверждению источников, за последние годы "Укрспецэкспорт" из мобильного предприятия, быстро реагирующего на изменение спроса на рынке, превратился в бюрократическую инертную организацию, не способную динамично реагировать на стремительно меняющуюся рыночную конъюнктуру.
Украинский госпосредник сейчас выглядит на рынке не очень убедительно. Среди объективных причин - некоторые расхождения политического курса государства и реальных рынков украинских товаров. При существующих жестких ограничениях работа с рядом стран, мягко говоря, не приветствуется. Если говорить о состоянии национального ВПК, то поводов для оптимизма не так уж и много. Ведомственный подход к решению ряда вопросов преследует не стратегические интересы государства, а несколько иные. А о том, как тяжело жить в эпоху перемен, знали еще древние китайцы┘
Киев