- Александр Владимирович, что вы можете сказать о результатах экспорта вооружений в 2003 году?
- Год стал рекордным за всю историю системы российского военно-технического сотрудничества (ВТС) с зарубежными странами. Это касается как поступлений валютной выручки, так и объемов экспорта вооружений и военной техники. По поступлениям валюты мы можем точно сказать, что это более пяти миллиардов долларов. По моему мнению, мы выходим на тот уровень поставок продукции военного назначения (ПВН), который соответствует нынешним реальным возможностям России.
Утвержденный президентом РФ плановый показатель в 4,4 миллиарда долларов уверенно преодолен. Хочу отметить, что объем валютных поступлений мы не рассматриваем как определяющий, потому что в него входят и платежи инозаказчиков по обязательствам прошлых лет. В целом очень успешно поработал прежде всего государственный посредник "Рособоронэкспорт". На его долю в 2003 году приходится почти 94% всего объема экспорта. С одной стороны, это отрадный факт, а с другой, это означает недоработку прочих спецэкспортеров. В целом по итогам года мы недовольны работой других субъектов ВТС. Значительно более низкий уровень объясняется тем, что, по-видимому, эти предприятия переоценили свои возможности после прошлогодних успехов. Прогнозируемые объемы на 2003 год заявлялись одни, а на самом деле, за исключением тульского Конструкторского бюро приборостроения (КБП), все остальные субъекты ВТС взятые обязательства не выполнили. Частично еще можно оправдать коломенское Конструкторское бюро машиностроения (КБМ), поскольку там имели место определенные форс-мажорные обстоятельства. Остальные предприятия с плановыми показателями не справились. Более того, РСК "МиГ" уже третий год подряд с обязательствами не справляется. Хочу заметить, что по имевшемуся потенциалу объективно корпорация вполне могла решить поставленные задачи. Кроме переоценки своих сил, возможно, негативную роль сыграл и фактор недостаточной активности предприятий - спецэкспортеров на внешнем рынке. Объем экспорта предприятиями-спецэкспортерами ПВН, по предварительным итогам 2003 года, составит около 300 миллионов долларов, хотя, по нашей оценке, этот объем должен быть как минимум в два-три раза выше.
- Изменилась ли структура поставок продукции военного назначения?
- Существенного перераспределения по отдельным видам вооружений не произошло. Доля авиационной техники составляет те же 70%. Несколько выросла доля военно-морской составляющей. Если говорить об уже подписанных контрактах, то, как мы и прогнозировали, возрастает роль средств ПВО. Сейчас заканчивается составление прогноза на следующий год. В ближайшее время возможны продвижения по подписанию ряда контрактов, и тогда уже окончательно будет ясно - или у нас пропорция остается в прежнем виде или, вполне возможно, авиационная составляющая будет чуть ниже за счет того, что повысится доля средств ПВО, военно-морской техники и вооружений для Сухопутных сил.
- Согласно указу президента РФ от 17 ноября 2003 года # 1357, правомочия собственника имущества ФГУП "Рособоронэкспорт" теперь осуществляет КВТС России. Как будут строиться в дальнейшем отношения с "Рособоронэкспортом"?
- В указе ничего чрезвычайного нет. Это фактически реализация закона об унитарных государственных предприятиях, который говорит о том, что у каждого ФГУП и ГУП должен быть собственник. До выхода этого указа собственником "Рособоронэкспорта" никто не являлся. Сейчас указ президента определил собственником КВТС России.
Для нашего комитета это означает дополнительную нагрузку. В частности, сейчас мы работаем над выполнением приказа, который определит перечень документов, которые КВТС России должен выпустить совместно с "Рособоронэкспортом". Здесь мы работает в тесной увязке, потому что считаем необходимым выстроить такую систему, которая была бы оптимальной во взаимодействии КВТС и "Рособоронэкспорта". Как собственник, мы, конечно, за деятельность предприятия отвечаем. В то же время хочу сказать, что не соответствуют действительности ряд выступлений в СМИ в отношении того, что мы будем кого-то снимать или менять структуру "Рособоронэкспорта". В постановлении правительства определено, что, в частности, главного бухгалтера действительно "Рособоронэкспорт" назначает по согласованию с КВТС России. Это касается и хозяйственной деятельности предприятия. Остальные кадровые вопросы в "Рособоронэкспорте" мы не решаем. Это нормальная практика.
Позиция КВТС России в этом вопросе строится на основе действующих нормативных правовых документов, определяющих правомочия КВТС России в отношении "Рособоронэкспорта" с учетом его специфических функций как государственного посредника в военно-технической сфере. В то же время этот указ завершает строительство президентской вертикали в сфере ВТС.
- Как вы оцениваете работоспособность созданной на сегодняшний день системы ВТС?
- За прошедшие три года нынешняя система ВТС устоялась и доказала свою жизнеспособность. Полагаю, что в организационном плане пока больше ничего менять не следует. Считаю, что стабильность функционирования системы ВТС идет только на пользу дела. Что же касается других проблем, то они у нас есть. Это прежде всего относится к проблеме прохождения документов. Очень много мы тратим времени на выпуск решений - и КВТС, и правительства, и президента. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы сократить эти сроки. У КВТС есть предложения на этот счет, и они будут доведены до высшего руководства страны.
- Что удалось реализовать КВТС России в 2003 году и на что будет обращено особое внимание в 2004 году?
- Первое, пожалуй, то, что комитет всерьез утвердился как головной орган исполнительной власти в сфере военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами. 1 декабря 2003 года мы отпраздновали свое трехлетие. Выход указа президента страны # 1357 является лишним подтверждением того, что комитет справляется с возложенной на него функцией по регулированию такой важнейшей сферы, какой является ВТС с иностранными государствами.
КВТС завоевал авторитет как внутри страны, так и за рубежом. Нас знают, к нам обращаются. На самом деле забот у нас немало. Те проблемы, которые возникают у субъектов по контрактам, они теперь "вываливают" на нас, и КВТС вынужден вплотную заниматься ими.
Все более увеличивается поток обращений инозаказчиков, которые идут непосредственно в адрес КВТС. Это еще раз говорит о том, что КВТС как таковой состоялся. Коллектив дееспособный - за три года специалисты очень "подтянулись", и многие предприятия не просто просят, а требуют, чтобы на переговоры с иностранными делегациями выезжали наши специалисты для оказания практической помощи.
С каждым годом конкурентная борьба на мировом рынке оружия усиливается. И тенденция эта будет только нарастать. И отрадно, что в 2003 году России удалось достичь серьезных результатов на азиатском рынке оружия - Вьетнам, Малайзия, Индонезия. С этими странами создан задел, имеющий перспективу к расширению. Что касается Вьетнама, то по уровню объемов это будет страна номер три после Китая и Индии. Определенные заделы созданы и на других региональных рынках оружия.
Много предстоит поработать с новыми субъектами военно-технического сотрудничества, получившими право ведения внешнеторговой деятельности в отношении поставок запасных частей к продукции военного назначения и проведения ремонтных работ. Таких предприятий на сегодня уже 14. Очень рассчитываем, что они внесут свой вклад в увеличение экспортных показателей. Не исключаем, что в дальнейшем лучшие из них могут получить полномасштабное право на внешнеэкономическую деятельность. И очень важная задача - повышение качества поставляемой продукции и ее послепродажное обслуживание.
- Как вы оцениваете работу предприятий, получивших право на самостоятельное ведение ВЭД в отношении продукции военного назначения в части, касающейся поставок запасных частей, сервисного обслуживания?
- Девять месяцев - не тот срок, когда можно говорить, что предприятия на новом для себя направлении заработали в полную силу. Практика показала, что даже спецэкспортеры фактически начали активно работать через два-три года после получения права на экспорт финальной продукции. То же самое касается и поставщиков комплектующих и запчастей. Тем не менее рассчитываем на серьезные наработки у таких предприятий, как АХК "Сухой", ММПП "Салют", "Аэрокосмическое оборудование", в том плане, что у них появились заявки инозаказчиков.
Хочу подчеркнуть, что КВТС России в 2003 году пришлось очень тесно работать по разграничению сфер деятельности "Рособоронэкспорта" с предприятиями, получившими право на самостоятельное ведение внешнеэкономической деятельности в области поставки запчастей и ремонта. Не секрет, что контракты, которые подписываются "Рособоронэкспортом", в своем абсолютном большинстве содержат положение, что послепродажное обслуживание обеспечивает в полном объеме именно госпосредник. То есть с юридической точки зрения поставки запчастей и комплектующих должны были бы быть закреплены за "Рособоронэкспортом". Но, учитывая, что с этой функцией он справлялся не лучшим образом, президентом России в 2002 году было принято решение допустить в этот сегмент ВТС те предприятия, которые могут более оперативно решать вопросы поставки запчастей, сервиса и ремонта. Хочу отметить, что в "Рособоронэкспорте", хотя и не сразу, пришли к пониманию того, что это помогает и ему, потому что оперативное и качественное послепродажное обслуживание работает на повышение авторитета как России в целом, так и "Рособоронэкспорта" как основного поставщика.
- Будет ли расширен перечень предприятий, имеющих право на самостоятельное ведение ВЭД?
- Со второго полугодия 2003 года мы начали проводить предварительный анализ работы предприятий, уже получивших такое право. С учетом того, что в стране идет процесс реформирования ОПК, мы еще раз запросили оборонные агентства по тому списку, который утвердил президент. Попросили высказать свою позицию - кому все-таки надо, а кому не стоит предоставлять право ведения самостоятельной ВЭД с учетом процесса формирования холдингов или иных вертикально интегрированных структур. Сейчас в КВТС России поступили последние заключения от агентств, где они предлагают частично этот список сократить.
Нынешний анализ показывает, что в первичной работе, которая была проделана ранее по составлению списка предприятий - кандидатов на самостоятельное ведение ВЭД, был допущен ряд перекосов. Некоторые агентства, подошли к этой работе формально. В результате мы уже имеем случаи конкурентной борьбы российских предприятий за рубежом. Сейчас проводится более жесткий анализ предприятий-кандидатов. По моему мнению, искусственно расширять список предприятий и форсировать этот процесс не стоит.
- Возросло количество рекламаций со стороны зарубежных клиентов. Как КВТС России намерен решать эту проблему?
- Вопросы качества обсуждались у президента на комиссии по ВТС, в правительстве, на коллегии КВТС, на коллегиях оборонных агентств. Проблема наитруднейшая, и одним махом ее не решить. Причин тому несколько. Первая заключается в снижении уровня квалификации и потере кадров. Когда в 1990-х годах произошел развал ОПК, многие специалисты ушли и не вернулись. Возрастной уровень работников недопустимо высокий, а размер зарплаты недостаточный. Решение вопроса состоит в необходимости возвращать кадры. И тому уже есть положительные примеры. В частности, хочу упомянуть НПО "Машиностроение". На этом предприятии руководству удалось добиться существенного прироста зарплаты для молодых сотрудников, работает система материального стимулирования, молодежь получила бронь от службы в армии, создана система профессионального и служебного роста.
Вторая и самая существенная проблема - закупки Российской армией военной техники минимальны. Фактически серийного производства в больших объемах нет, а где нет серии, там теряются технологии и навыки. Здесь выход только один (хотя и возможности государства в этом плане пока не очень большие) - необходимо, чтобы для армии начались массовые закупки вооружений и военной техники в ближайшие два-три года. Самым лучшим знаком качества образцов ВВТ раньше считалось их нахождение на вооружении Советской армии. Это был своего рода эталон. Сейчас, к сожалению, в основном мы продаем не серийную технику, а производимую фактически по заказам инопартнеров. Для них проводятся НИОКР, госиспытания и т.д. Естественно, при этом возникают какие-то недочеты. Мы пытаемся это компенсировать путем формирования за рубежом сервисных центров, чтобы создать необходимый запас ЗИП и комплектующих, которые позволят обеспечить оперативность замены. Держим гарантийные бригады. Будем выправлять ситуацию.
- В Москве в декабре прошло очередное 10-е заседание российско-китайской межправительственной комиссии (МПК) по ВТС. Итогом заседания стало подписание протокола о конкретных направлениях на 2004 год. Сумма предусмотренных документом новых контрактов, подлежащих реализации, и контрактов, выполнение которых будет продолжено в 2004 году, как сообщают СМИ, превысит два миллиарда долларов. Каково ваше видение основных направлений дальнейшего сотрудничества России и Китая в сфере ВТС?
- Сейчас мы планируем разработать программу двустороннего военно-технического сотрудничества сроком на пять лет. Я думаю, что в первой половине 2004 года будут намечены все среднесрочные направления сотрудничества. В то же время хочу отметить еще один нюанс. Как у российской, так и у китайской стороны есть понимание, что практика поставки готовой техники себя исчерпывает. Нужно переходить на другие формы взаимодействия - НИОКР, создание совместных предприятий, передача технологий. Тем не менее, я думаю, в ближайшие годы поставки готовой продукции сохранятся в достигнутых на сегодняшний день объемах, после чего постепенно будем переходить к другим формам двустороннего ВТС, тем более это уже и общемировая тенденция.
- Какова ваша точка зрения на дальнейшее развитие двустороннего российско-индийского военно-технического сотрудничества?
- Россия осуществляет ВТС с Индией в рамках программы, рассчитанной на период до 2010 года. Хочу отметить, что эта программа постоянно обновляется. В целом она выполняется достаточно успешно. В то же время не могу не отметить, что проблемы есть. Но мы для того и работаем, чтобы эти проблемы решать. Так, например, по качеству поставляемой ПВН. Хочу подчеркнуть, что мы стратегические партнеры и важно, чтобы это не только декларировалось высшими должностными лицами двух стран, но и подтверждалось практикой двустороннего сотрудничества на всех уровнях. Есть тенденция передачи ряда контрактов по модернизации советской и российской техники третьим странам. Это нас настораживает, и свою позицию мы откровенно высказываем нашим индийским партнерам. В целом же я оцениваю динамику развития двустороннего российско-индийского ВТС как достаточно устойчивую.
- Что удалось сделать в 2003 году в направлении возможного сотрудничества с Израилем?
- С Израилем мы активно работаем последние два года. Это дает результаты. Уже подписано первое трехстороннее российско-израильско-индийское соглашение по поставке систем ДРЛО "Фалкон". Мы настойчиво предлагаем Израилю перейти от конкуренции к сотрудничеству на рынках третьих стран по модернизационным программам именно в тех сферах, где у нас есть общие наработки.
С Израилем подписаны еще два соглашения - по защите интеллектуальной собственности и по вопросам конфиденциальности информации. Таким образом, заложена правовая основа к дальнейшему расширению сотрудничества. Сейчас мы прорабатываем проект соглашения о работе на рынках третьих стран. Я думаю, что подписание этого соглашения нормализует нашу совместную работу. Израиль так же заинтересован в совместной работе, как и мы. В некоторых странах мы сталкиваемся на рынке модернизации (прежде всего советской техники), и есть примеры, когда проигрывают и Израиль и Россия.
- Большинство стран Европы объявили о существенном сокращении состоящей на вооружении военной техники. Прогнозируете ли вы всплеск активности на мировом рынке подержанной техники?
- Я бы не переоценивал такой возможности. Тем не менее мы будем отслеживать ситуацию с точки зрения вывода вооружений из наличия и его предложения на рынок. Оборонная промышленность ряда стран Западной Европы сейчас не в самом лучшем состоянии, поэтому, прежде чем распродать, они, безусловно, будут думать, что получат взамен. Поэтому резкого массового выброса вторичной техники на рынок скорее всего не будет. Возможно, большая часть техники будет законсервирована и затем постепенно, по мере "выздоровления" оборонной промышленности может быть предложена для продажи.
- Реально ли в перспективе, по вашему мнению, сотрудничество с НАТО в сфере ВТС?
- На этот счет есть расхожее заблуждение. Собственно, Североатлантический альянс в военно-техническом сотрудничестве не участвует. ВТС в рамках НАТО предполагает, что работа будет организована на двусторонней основе со странами альянса. НАТО может давать только определяющие принципы сотрудничества.
НАТО высказывается за расширение ВТС с Россией, но как это будет реализовано - уже не является проблемой блока. Поэтому ВТС в формате НАТО-Россия пока находится в проработке. Речь сейчас идет о закладывании основ взаимодействия. В плане модернизации выгоднее напрямую работать с Россией, чем подключать кого-то еще со стороны.
В заключение хотел бы сказать, что российская оборонная промышленность по-прежнему является гордостью отечественной экономики. Ее высокотехнологичная продукция с высокой степенью добавленной стоимости по-прежнему конкурентоспособна в мире. А сфера ВТС позволяет сохранять ядро российской оборонно-промышленной базы. И мне, как представителю Комитета Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, приятно осознавать, что этот потенциал сохраняется, в том числе, благодаря и нашей работе.