0
1395
Газета Вооружения Интернет-версия

13.02.2004 00:00:00

Туманные перспективы сотрудничества

Тэги: рамос, сша, сотрудничество


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Проект "Рамос", все эти годы покрытый завесой секретности, был начат в 1992 г. в рамках инициатив бывших президентов Билла Клинтона и Бориса Ельцина. Предусматривалась совместная разработка, запуск и эксплуатация на орбите в течение двух лет российского (ROS - Russian Observation Satellite) и американского (AOS - American Observation Satellite) экспериментальных спутников дистанционного зондирования Земли. При необходимости орбитальный полет спутников мог быть продлен до 5 лет. Доведение проекта до стадии практической реализации планировалось на конец текущего десятилетия.

В основу проекта "Рамос" был положен принцип стереоскопической съемки спутниковой парой AOS-ROS одного и того же объекта на поверхности Земли или в атмосфере с помощью многоспектральной оптико-электронной аппаратуры наблюдения, работающей в видимой, средней и дальней инфракрасных областях электромагнитного спектра. Предполагалось вести наблюдение за фоноцелевой обстановкой, обнаруживать и сопровождать запущенные баллистические ракеты. Главной целью было формирование уникального банка данных, который обе страны могли бы в дальнейшем использовать для своевременного обнаружения любой запущенной баллистической ракеты по ее демаскирующим признакам. По сути, речь шла о создании эффективной спутниковой системы наблюдения повышенной информативности. Не исключалась возможность использования системы для мониторинга земной поверхности и решения экологических задач.

Российская сторона первоначально предлагала использовать малогабаритный спутник массой 800 кг, разработанный в Научно-техническом центре (НТЦ) "Комплекс". Затем было предложено использовать спутник разработки ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, оснастив дорабатываемыми в рамках конверсии бортовыми системами. Одним из них мог быть оптико-электронный модуль, обеспечивающий регистрацию теплового контраста остывающей головной части на участке траектории после отделения ее от ракеты.

УЧАСТНИКИ И ПЛАНЫ

Стороны намеревались подписать соглашение, определяющее формат двустороннего сотрудничества по этому проекту. Запуск первого спутника планировался на конец 2007 ф.г., а второго - в 2008 ф.г.

США должны были нести основную часть финансовых расходов по проекту - более 300 млн. долл. в течение всего периода реализации. Однако в дальнейшем сумма возросла до 500 млн. долл. Лаборатория космической динамики Университета штата Юта должна была изготовить для комплекта полезной нагрузки спутников новейшие ИК-датчики и камеры наблюдения.

С российской стороны в проекте участвовали Министерство обороны, компания "Рособоронэкспорт" и ЦНИИ "Комета" - ведущий российский разработчик военно-космических информационно-управляющих систем различного назначения, в том числе систем дальнего обнаружения стартов баллистических ракет. Российская сторона должна была построить спутники, включая датчики для ультрафиолетовой области спектра и матричные камеры, работающие в видимой его части, а также обеспечить запуск спутников. Управление орбитальной группировкой AOS-ROS и обработку данных должен был осуществлять объединенный оперативный центр в Москве. Обе участвующих в проекте "Рамос" стороны должны были иметь паритетный доступ к полученной информации. В то же время американской стороной не предусматривалось включение спутников "Рамос" в состав создаваемой инфраструктуры системы НПРО.

На начальном этапе реализации программы в 1995-1999 гг. обе страны достигли определенного научно-технического прогресса. Были даже проведены некоторые эксперименты в приземной атмосфере и космосе с использованием самолетов-лабораторий и космических аппаратов из состава орбитальных группировок России и США. Однако затем программа стала заложницей той международной политической ситуации, которая сложилась после решения Соединенных Штатов выйти из Договора по ПРО и создать национальную систему противоракетной обороны. Высшее политическое руководство России выступило против этого решения, в связи с чем Пентагон через некоторое время стал проявлять беспокойство за безопасность накопленной по программе информации и возможность утечки применяемых в "Рамосе" приоритетных американских космических технологий. Эти опасения начали влиять на финансирование проекта. В частности, планировавшийся на 2003 ф.г. бюджет "Рамоса" был сокращен и вместо запрашиваемых 69 млн. долл. Конгресс США выделил только 50,1 млн. долл.

Кроме того, управление ПРО посчитало, что стоимость "Рамоса" до окончательного завершения проекта слишком высока (около 550 млн. долл.) и эти средства можно с большей пользой потратить на "чисто американские" приоритетные программы в области ПРО.

ВЫХОД США ИЗ ПРОГРАММЫ

Вполне естественно, что одним из наиболее критичных для обеих сторон вопросов была защита интеллектуальной собственности и предотвращение утечки секретных технологий. Американская сторона, в частности, была чрезвычайно озабочена защитой технологий своих космических датчиков, которые в перспективе должны были доставляться в Россию для последующей интеграции в состав полезной нагрузки спутников. Было решено, что датчики будут оснащаться специальными устройствами, не допускающими их разборку. С другой стороны, и российская сторона была заинтересована в том, чтобы партнеры не получили лишней информации о спутнике.

Несмотря на решение закрыть "Рамос", американские официальные представители заявляют, что намерены сотрудничать с Россией в области ПРО. Но выход США из программы показывает, что ближайшие перспективы российско-американского военно-технического сотрудничества выглядят пока достаточно туманно. В недавнем интервью информационному агентству АРМС-ТАСС первый заместитель председателя Комитета по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами Александр Денисов так охарактеризовал современную ситуацию в области российско-американского ВТС: "Холодная война закончилась, но стереотипы до сих пор остались как у американцев, так и у нас. Для того чтобы разрушить эти стереотипы, необходим достаточно длительный путь, который нам еще предстоит пройти. Именно с этой точки зрения мы подходим к военно-техническому сотрудничеству с США. Раньше да и сейчас наши американские партнеры пытались заполучить единичные образцы нашей техники. Понятно, что в первую очередь этот интерес связан с тем, чтобы найти эффективное противодействие нашим образцам военной техники, которые по качественным параметрам в целом ряде случаев превосходят американские аналоги. При этом, когда мы предлагали сотрудничать на более выгодной взаимной основе, мы получали "мягкий" отказ. В принципе в отношениях с США мы хотим сначала построить нормативную базу. Мы хотели бы заключить пакетное соглашение, как это имеет место с другими нашими партнерами. Прежде всего это соглашение о защите интеллектуальной собственности. Вести же речь о подписании соглашения о ВТС можно будет в том случае, если мы действительно подойдем к заключению крупных проектов".

Выйдя из проекта "Рамос", Соединенные Штаты продолжат путь к практическому осуществлению своего плана создания системы НПРО. В частности, в рамках военного бюджета США на 2005 ф.г. Пентагон запрашивает на эту программу 10,3 млрд. долл., в том числе около 900 млн. долл. на финансирование разрабатываемых противоракет и космических датчиков, которые войдут в первоначальный состав системы противоракетной обороны. Ну а в России, по всей видимости, получат дополнительный импульс всевозможные проекты "асимметричных ответов" американской стороне.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2502
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3135
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2330
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4118

Другие новости