Прочитал в "НВО" # 10 статью вашего обозревателя Александра Бабакина "Орбитальные командармы". И усомнился, что за 2002-2003 гг. российская военная орбитальная группировка пополнилась более чем 50 спутниками. Давайте посчитаем.
В 2002 г. с космодромов Плесецк и Байконур было выполнено 25 запусков ракет-носителей (РН) космического назначения. Только семь из них - в интересах Министерства обороны. При этом на орбиту выведены 10 космических аппаратов (КА), заказчиками которых были как само министерство, так и непосредственно Космические войска.
Это "Космос-2387" - для фотонаблюдения; "Космос-2388" - для пополнения группировки Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН); "Космос-2389" - навигация; "Космосы-2390 и 2391"" - предположительно для военной связи; "Космос-2392" - оптико-электронные наблюдения; "Космос-2393" - СПРН; "Космосы-2394, 2395 и 2396"" - для пополнения группировки Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС).
В семи других запусках заказчиком КА выступал "Росавиакосмос", в одном - Государственное предприятие "Космическая связь" и еще в одном - Европейское космическое агентство (ЕКА): на орбиту выведена международная астрофизическая обсерватория "Интеграл". Остальные девять запусков были коммерческими. В одном из них в качестве попутной нагрузки на орбиту выведен спутник Космических войск "Можаец".
Из 25 запусков 2002 г. два были аварийными: в первом - с выходом КА на нерасчетную орбиту (коммерческий запуск спутника связи Люксембурга "Astra-1K"); в другом - ракета-носитель "Союз-У" взорвалась на первых секундах полета, научно-исследовательский КА "Фотон-М" погиб.
В 2003 году пусков ракет-носителей космического назначения выполнено уже только 20. Из них в интересах Министерства обороны, как и в 2002 г., - семь. На орбиту выведено 10 военных КА: четыре спутника связи ("Молния-1Т", "Молния-3", "Космосы-2400 и 2401""); четыре навигационных аппарата ("Космосы-2398, 2402, 2403, 2404"); один - для оптико-электронной разведки ("Космос-2399") и один - для СПРН ("Космос-2397"). В качестве попутной нагрузки в одном из коммерческих запусков выведены на орбиту два экспериментальных спутника Космических войск: "Можаец-4" и "Ларец".
Пять запусков в 2003 г. выполнено по заказу "Росавиакосмоса" (все - для поддержания работы Международной космической станции): один - для ЕКА (межпланетная станция "Марс-Экспресс"); два - для обеспечения космической связи (заказчики - ОАО "Газком" и ГПКС). Три пуска были коммерческими. Еще один запуск - с грузомакетом КА для испытаний конверсионного носителя "Стрела".
Таким образом, за последние два года российская военная орбитальная группировка пополнилась не более чем 50 спутниками, как утверждается в статье "Орбитальные командармы", а только 23, включая три экспериментальных аппарата (два "Можайца" и "Ларец"), которые военными можно назвать только на том основании, что они разработаны слушателями Военно-космической академии им. Можайского. "Можайцы" преследуют лишь научно-образовательные цели, а "Ларец" предназначен для калибровки наземных измерительных средств.
Другой вопрос: сколько спутников было потеряно за эти два года из-за полного исчерпания их ресурса?
9 декабря прошлого года завершился полет спутника "Космос-2399", предназначенного для широкополосной фоторазведки. В этот день "Дон" ("девичья фамилия" "Орлец") был подорван на орбите.
Еще раньше, в августе, прекратил работу КА оптико-электронного наблюдения "Космос-2392". При гарантийном ресурсе в 3 года он прекратил свою работу через год после запуска. В декабре 2003 г. сведен с орбиты спутник оптико-электронной разведки. Давно закончил работу и фоторазведчик "Космос-2387", запущенный в феврале 2002 г. И сегодня у России опять не осталось ни одного спутника оптической разведки.
Несмотря на принятие Федеральной целевой программы по ГЛОНАСС, воссоздание системы по-прежнему идет с отставанием от графика. На момент запуска 10 декабря 2003 г. очередной тройки спутников "Ураган" в системе работало 8 КА. 8 работающих аппаратов (один из них проходил испытания) было в системе и перед предыдущим запуском 25 декабря 2002 г. То есть за год численность навигационной группировки сократилась на три спутника, и на сегодня она только доведена до состояния конца 2002 г. При этом три космических аппарата уже находятся за пределами гарантийного ресурса. Из-за малого количества КА в орбитальной группировке такой важный параметр системы, как доступность навигации (доля суток, в течение которой в конкретной точке доступны для наблюдений как минимум четыре аппарата), значительно меньше единицы.
Отечественная орбитальная группировка, в том числе и военная, по-прежнему поддерживается за счет КА разработки 1970-1988 гг. с малыми сроками активного существования и устаревшей элементной базой, которая по большей части снята с производства. Однако финансирование Космических войск за последние два года возросло почти в три раза.
В какой-то степени это позволило стабилизировать состояние военного космоса и остановить деградацию орбитальной группировки. Повысилась и доля космических аппаратов, функционирующих в пределах гарантийного ресурса. Наверное, можно даже говорить о том, что достигнута положительная динамика в развитии военного космоса. Но пока, к сожалению, не более того.
Что касается экспозиции Космических войск на авиакосмическом салоне МАКС-2003, то она действительно имела место. Но, не впервые, как пишет Александр Бабакин в "Орбитальных командармах". Последний раз такой павильон можно было видеть на МАКС-95. Значимость любой выставки определяется не известностью и уровнем оплачиваемости услуг дизайнера, а содержанием и актуальностью. Экспозиция павильона Космических войск на МАКС-2003 на специалистов явно не была рассчитана, если не считать стендов пары предприятий, связанных с созданием аппаратуры для ГЛОНАСС. Не обошлось и без курьезов - из трех фотографий на стенде КБ "Арсенал" две не имели никакого отношения к данной организации.
Тем не менее на фоне ухода с МАКСа таких ведущих предприятий российской ракетно-космической отрасли, как РКК "Энергия" им. С.П. Королева и ГКНПЦ им. М.В. Хруничева (от его огромной экспозиции 2001 г. остались только макеты РН серий "Протон" и "Ангара" и спутников "Монитор"), в целом экспозиция Космических войск на МАКС-2003 может рассматриваться как положительное явление.
Что же касается будущего российской космонавтики под руководством генералов, то, как говорится, поживем - увидим.