Атмосфера ликования вокруг "первого полета" второго опытного прототипа перспективного ударного вертолета Ми-28Н "Ночной охотник", построенного на Роствертоле, в очередной раз сопровождалась громкими заявлениями о сроках и объемах будущих поставок. Но ничего нового мы не увидели. Фюзеляж вертолета тот же, что и у первого прототипа (кроме бортового номера), шар надвтулочной антенны РЛС - тоже, те же самые двигатели, вращающие винты, те же маневры. Если же это презентация "Ночного охотника" (ударение на первом слове), который готов к испытаниям, то и демонстрировать вертолет нужно ночью. Тем более что вертолет летал 25, 26 и 29 марта (полет по кругу). Вопрос заключается даже не в неумении расставлять акценты, хотя и это немаловажно в такой тонкой сфере, как вертолетный бизнес, а в выборе главного направления реформирования нашего вертолетостроения.
Вспомним события, происходившие на этом же месте двумя месяцами раньше, когда пять отремонтированных (модернизированных) вертолетов Ми-24ПН были переданы ВВС РФ. Тогда тоже было немало заявлений и обещаний. Горячие головы говорили о немедленной отправке вертолетов на Кавказ. Хорошо, что машины передали в Торжок, а не отправили в Чечню. Когда стихли овации, оказалось, что оборудование вертолетов не работает, сплошные отказы. Поэтому вместо отработки методик ночного применения вертолеты "стоят на земле", а ростовчане в буквальном смысле перебрались на "постоянное жительство" в Торжок.
На мой взгляд, именно здесь лежит ключ к нашему реформированию: ни ростовчане, ни арсеньевцы и т.д. не являются предприятиями конечной продукции. Устаревшие подходы по доведению вертолетов до ума в ходе эксплуатации сегодня больше не работают, они неэффективны и затратны. С нашими российскими просторами на одних командировочных разоришься. Нешуточное усложнение оборудования и вооружения современных вертолетов потребовало интеграции как по горизонтали - внутри летательного аппарата (ЛА) в единый комплекс, так и по вертикали - в единую боевую систему. Потребовалась не только интеграция на этапе разработки и производства, но и так называемая послепродажная и сопровождения продукции, которая начинается задолго до эксплуатации, еще на этапе проектирования и заканчивается (пуско-наладка) с вводом в эксплуатацию, а не продолжается бесконечно. В эксплуатацию должны поступать не платформы с набором оборудования, а интегрированная боевая система. Пока же наши вертолетные заводы строят и собирают платформы - "черные ящики", которые должны не только быть прозрачны (для эксплуатанта), но и увязаны с другими.
Очевидно, что процесс реформирования наступает на старые грабли - нашим заводам нужен ИНТЕГРАТОР, который способен объединить и завершить усилия вертолетостроителей, как внутри ЛА, так и за его пределами. Подход, что вертолет (в том виде, который реализован) есть конечная продукция, - ошибочен.
Итак, современный вертолетный продукт - не платформа, а интегрированный комплекс. Поэтому в новых структурах должен быть интегрирующий орган, осуществляющий интегрирующие функции, начиная с разработки конструкции. Примеров тому предостаточно: успехи международных интеграторов американской Boeing Integrated Defense Systems, британской BAE Systems и израильской IAI общеизвестны. По росту доходов интеграторы значительно опережают своих производителей. Кстати, последние два интегратора активно занимаются интеграцией комплексов авионики российских вертолетов.
Схема интеграции перспективной конечной продукции в вертолетостроении.
Программа создания вертолетного холдинга должна учитывать проблему интеграции перспективной конечной продукции. Для наглядности представьте себе авиастроительную отрасль в виде круга, где производители располагаются по концентрическим окружностям, которые постепенно (по мере поставки комплектующих) приближаются к центру. Например, на 4-й от центра - производители оборудования, затем на 3-й - трансмиссии, на 2-й - двигателей и, наконец, на 1-й вертолетов. А в центре - интегрирующая компания.
Так вот холдинг - это лишь сектор круга, где в центре находится интегратор, который осуществляет интеграцию как внутри отдельного сектора (холдинга), так и между другими секторами (холдингами, производящими другие боевые системы). Продукция по радиусам приближается к центру, где переходит на этап эксплуатации. Кстати, подобная схема решает наш извечный вертолетный вопрос, как объединить Ка и Ми. Объединение происходит в центре круга в ходе интеграции продукции.
А может сам вертолетостроитель выступить в роли вершины холдинга (интегратора)? Ответ лежит в "площади круга" - нет, так как все вертолетостроители находятся на одной окружности и равноудалены от центра. Сегодня они перестали быть производителями конечной продукции.
Презентация опытного прототипа Ми-28Н # 2 - еще один повод задуматься, как обустраивать наше "вертолетное хозяйство".