0
5607
Газета Вооружения Интернет-версия

16.07.2004 00:00:00

Куда плывет военно-морской флот России?

Владимир Заборский

Об авторе: Владимир Васильевич Заборский - капитан 1 ранга, в прошлом начальник отдела Оперативного управления ГШ ВМФ.

Тэги: ВМФ, развитие, строительство, проблемы


В настоящее время интенсивно проводятся исследования и работы по формированию Государственной программы вооружения на 2006-2015 годы и ее составляющей - Программы кораблестроения ВМФ. В связи с этим представляет интерес сравнительно оценить, куда плывет наш ВМФ и что его может ожидать в перспективе. В данной публикации с разрешения автора представлены фрагменты подготовленной к печати объемной работы о проблемах ВМФ, требованиях к восстановлению военно-морского потенциала страны.

ПРОЩАНИЕ С ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ

Период конца 1960-х - конца 1980-х годов можно назвать золотым веком нашего флота. Именно к концу 1980-х годов наш флот достиг высочайших показателей боевого могущества и стал вторым в мире по количественному составу носителей и боевому потенциалу после ВМС США. При этом высший пик развития нашего флота за все его 300 лет существования приходится на 1985 год.

В таблице 1 приведено количество боевых кораблей ВМФ (боевой состав) по состоянию на разные временные рубежи конца 1980-х - начала 2000-х годов. Из диаграмм видно, что все линии изменения количественного состава кораблей обладают характерной удручающей идентичностью: все к 2015-2020 гг. неуклонно сходят на нет.

Данные таблицы на 1985, 1991 и 1998 годы составлены по памяти прежней службы и по материалам многочисленных открытых источников. Данные на 2003, 2005, 2010 годы являются авторскими экспертными, в том числе прогнозными, оценками.

Оценим потери флота за годы реформ по боевым надводным кораблям. На 1985 и 2003 годы числилось соответственно: всего боевых надводных кораблей 703 и 146, из них океанской и морской зон - 380 и 70. Потери за эти годы составили: по кораблям всех классов, рангов и типов: 703 - 146 = 557 единиц; по кораблям океанской и морской зон: 380 - 70 = 310 единиц. Из 380 кораблей океанской и морской зон на 1985 год кораблей основных классов, то есть 1 и 2 рангов, числилось 250 единиц. Примем в таком же соотношении (250:380 = 0,66) количество кораблей 1 и 2 рангов на 2003 год: 70 х 0,66 = 42 корабля. Таким образом, потери за время реформ боевых надводных кораблей ориентировочно составили: по кораблям 1 и 2 рангов: 250 - 42 = 208 кораблей; по всем кораблям океанской и морской зон действий: 310 кораблей; всего по кораблям всех классов, рангов и типов: 557 боевых кораблей.

В Цусимском сражении потери составили 26 кораблей и судов. Таким образом, приблизительные потери только надводных кораблей за время реформ соответствуют примерно 25-30 "Цусимам". Или одна-полторы "Цусимы" в год реформ. Это разгром флота без войны, поражений, капитуляций и контрибуций!


Динамика изменения корабельного состава (без кораблей спецназначения и вспомогательных судов).

В итоге наш флот по своим боевым возможностям в оценках ряда военно-морских специалистов сегодня ориентировочно уступает: на Балтике - шведскому и финскому флотам - в 2 раза, германскому флоту - в 4 раза; на Черном море - турецкому флоту - в 2-3 раза; ВМС Англии и Франции в 5-8 раз; ВМС США - в 20-30 раз.

Оперативные возможности ВМФ по решению возлагаемых на него задач сократились по океанской зоне в 3-4 раза, в морской зоне на треть.

Океанская зона остается "доступной" только для наших АПРК с противокорабельными ракетами, многоцелевых атомных и дизельных подводных лодок. Именно эти носители на сегодня остаются (и останутся в обозримой перспективе) одним из главных ударных компонентов нашего флота и олицетворяют его все еще существенный боевой потенциал. Нашим РПКСН нет необходимости прорываться в дальнюю океанскую зону, поскольку межконтинентальная дальность стрельбы их баллистических ракет позволяет использовать эти носители из охраняемых районов в ближней морской и прибрежной зонах (и даже из гаваней).

Надводным кораблям вынужденно остается только ближняя морская и прибрежная зона в тех районах, где возможно осуществить прикрытие наших сил наземными зенитными средствами и береговой авиацией. В дальней морской и океанской зонах надводным кораблям "делать нечего" без авианесущих кораблей (авианосцев) с истребительной авиацией. То есть наш флот, и прежде всего надводный его компонент, может стать прибрежным.

Но нужен ли вообще России чисто прибрежный флот? Полагаю, что такой флот не нужен, и незачем тратить средства на его строительство - достаточно будет Морской пограничной охраны и рыбнадзора для контроля морской границы, отлавливания браконьеров, террористов, поставщиков наркотиков и даже борьбы с пиратством в ряде прилегающих к нашим берегам морских регионов.

Говоря о сложной, вернее, тяжелой обстановке в ВМФ, я не бросаю не то что камня, даже камушка в огород командования ВМФ, флотов, командиров соединений и кораблей, даже самого младшего корабельного офицера. И другим не советую, поскольку это, во-первых, не делает чести бойким "обличителям", как правило, в лучшем случае слабо разбирающимся во флоте или, более того, дремучим дилетантам в военно-морских вопросах, и, во-вторых, оскорбительно для флотских офицеров всех рангов и служебных статусов. Никому из них не позавидуешь - все они заложники сложившихся обстоятельств и бед нашего времени. Наоборот, надо спасибо сказать командованию ВМФ и всему личному составу флота за то, что хоть в таком составе и состоянии Военно-морской флот еще сохраняется как вид Вооруженных сил и единственная сила защиты страны с морских направлений.

ПРОБЛЕМЫ НЕ ТОЛЬКО ФИНАНСОВЫЕ

Одной из главнейших проблем является следующая: флот на протяжении всего периода "реформ" практически не строится. Конечно, без денег, извините, никакой флот не построить и содержать его (как и армию) также невозможно. Но есть и другая существенная причина: общая деградация, снижение возможностей ОПК и развал отдельных его отраслей. Что касается финансирования, то какие-то деньги нашлись, и началось "по-малому" строительство многоцелевых надводных кораблей нового подкласса "корвет" (сходен с подклассом сторожевых кораблей) - головной корабль "Стерегущий" и первый серийный корабль "Сообразительный" заложены на "Северной верфи" (Санкт-Петербург). Характерно, что по поводу закладки серийного корвета "Сообразительный" в мае 2003 года премьер правительства Михаил Касьянов заявил, что такие корветы и в последующем "фрегаты" - это будущее нашего флота. В общем-то и "корветы", и "фрегаты", как многоцелевые, насыщенные разнообразным оружием и техническими средствами корабли, флоту тоже необходимы. С них, возможно, и начинается как бы восстановление нашего флота. Но не эти корабли - главное будущее направление развития российского флота. Надо бы это понимать бывшему председателю Морской коллегии РФ.

Что же происходит фактически с военным кораблестроением? Подводный стратегический ракетоносец "Юрий Долгорукий" и многоцелевая атомная подводная лодка "Северодвинск" неизвестно, когда будут построены. Да, достроили в свое время ТАВКР "Адмирал Кузнецов" (бывший "Брежнев", "Рига", "Тбилиси"), ТАРКР "Петр Великий" (бывший "Андропов"), трагической судьбы подводный ракетоносец "Курск", закончена строительством и вошла в боевой состав ВМФ долго строившаяся атомная подводная лодка "Гепард", завершен ремонт одного ТРПКСН типа "Тайфун", который предназначается для испытаний (?) нового стратегического РК "Булава" (крайне непонятное и нерациональное решение, для этого обычно использовался примитивный подводный плавучий стенд или подлежащая списанию подводная лодка); построен и вошел в состав Каспийской флотилии новый сторожевой корабль "Татарстан" и заканчивает, как сообщалось, испытания такой же корабль "Дагестан" (также предназначен для Каспийской флотилии). В эти же годы в состав ЧФ вошли два мощных по боевым возможностям скоростных ракетных корабля на воздушной подушке типа "Бора". Вот и все, не считая кое-какой мелочевки.

Следующей проблемой является катастрофическое сужение системы базирования флота. Россия по территории отброшена фактически в допетровскую эпоху и отрезана в значительной части от выхода к двум важнейшим по расположению на евроазиатском континенте морям - Балтийскому и Черному. На Балтике флот разорван на многомильное расстояние между Калининградом с Балтийском и Кронштадтом, что значительно осложняет и управление флотом, и все вопросы его обеспечения. С потерей Калининградской области весь Балтийский флот будет вынужден базироваться (фактически окажется запертым) в оперативном отношении в абсолютно бесперспективном дальнем углу Финского залива. Такой Балтийский флот будет просто ненужным.

На Черном море мы вполне можем потерять Севастополь. Других пригодных для базирования флота мест на Черноморском театре практически нет. Искусственное создание где-либо на кавказском побережье даже пункта базирования сопряжено с громадными финансовыми и материальными затратами и длительными трудоемкими работами в условиях недостаточности финансовых средств на все нужды и проблемы ВМФ. Каспийская флотилия, оставив оборудованную береговую инфраструктуру в Баку, вынужденно перешла в "верхний" северный угол Каспийского моря к Астрахани, где пришлось заново строить и обустраивать систему базирования.

Значительно сократились производственные возможности и мощности системы судостроения и судоремонта России. Из этой системы выпали производственные узлы заводов Украины, Прибалтики, Грузии, Азербайджана - около 40% всех судостроительных и судоремонтных мощностей Советского Союза. Прекращено большое количество НИОКР по флотской тематике. Расформированы или сокращены ряд НИУ и КБ, имеющих громадные опыт и заслуги в проектировании кораблей и разработки морского вооружения.

В докладе Совета по внешней и оборонной политике РФ сказано: "Кризис ОПК даже глубже и острее, чем кризис ВС. Потеряна способность создавать многие виды вооружений, в первую очередь это связано с прекращением производства на предприятиях по выпуску специальных материалов и комплектующих".

И последнее о проблемах флота - о кадрах. С флота ушла масса опытных, грамотных, в весьма "продуктивном" возрасте (45-50 лет) для службы офицеров. Срыв преемственности и традиций в службе особенно отрицательно сказались на кадровом составе ВМФ в управленческой сфере (штабы, органы управления в центре и на местах), в научно-исследовательской и педагогической деятельности (НИУ, полигоны, военные вузы), а также на кораблях. По фоицерам флота (армии тоже) налицо патовая ситуация: уничтожена верхняя прослойка опытных старших офицеров, но с флота уходит молодежь.

На восполнение призываются на два года офицеры запаса из выпускников гражданских вузов. В некоторых округах дело дошло уже до организации годичных курсов младших лейтенантов - как в Великую Отечественную войну! Но ставка на такие "кадры" малопродуктивна, это всего лишь временная мера, своего рода латание тришкиного кадрового кафтана.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Рассмотрим проблемы дальнейшего развития, строительства флота, направленность, требования, порядок обоснования и формирования новой ГПВ 2006-2015 гг. и ее составляющей Программы кораблестроения ВМФ.

Процесс развития ВМФ - это комплекс краткосрочных (до 2-х лет), среднесрочных (до 5-и лет) и долгосрочных (10-15, по некоторым направлениям возможно до 20-и лет) организационных и других форм и содержания мероприятий стратегического, оперативно-тактического и военно-экономического обоснований требований к оперативно-тактическим, техническим и количественным характеристикам и параметрам родов сил, систем и средств ВМФ; на основе и по данным указанных обоснований выполнение программного планирования проектирования, конструкторских разработок, опытного и серийного строительства кораблей (судов), производства систем их вооружения, а также всех видов, сил, средств, систем и инфраструктур обеспечения ВМФ.

Поскольку в течение последних 10-12 лет службы я был непосредственно причастен к подготовке и курированию решений командования ВМФ и руководства Минобороны по большому кругу проблем перспективного планирования и развития ВМФ, то, учитывая ограниченность общего финансирования ВМФ в 1992-2003 годы и, нужно прямо сказать, ничтожность выделяемых средств на строительство флота (на 2004 год на все нужды ВМФ выделено около 2 млрд. долларов!), считаю, что формирование новой ГПВ должно быть выполнено по нескольким вариантам, а именно:

вариант первый - с учетом высшего уровня ожидаемых угроз и максимальной заданной эффективности выполнения задач ВМФ без финансовых и прочих ресурсных ограничений;

вариант второй - усредненный, с учетом прогнозируемых повышения перспективных возможностей экономики и увеличения финансовых и других ресурсных средств на строительство ВМФ, скажем к 2008-2009 годам;

третий вариант - минимальный, с учетом сохранения действующих планов финансирования ВМФ на уровне бюджета 2004-2005 годов.

Кстати, как считает, например, генеральный директор компании "НПК" Борис Кузык, именно по третьему варианту следует формировать ГПВ-2015, цитирую: "Сейчас, исходя из имеющегося оборонного бюджета России, нашим ВМФ принята концепция минимальных потребностей состава флота. Она является на сегодняшний день оптимальной". Далее Кузык рассуждает о строительстве "корветов" и "фрегатов" как главной основы перспективного надводного флота. Позволю себе с ним не согласиться. Да и о такой "минимальной" концепции что-то мне не приходилось слышать. Скорее всего это "концепция" самого Кузыка и тех, кого он лоббирует (проще жить - строй себе все корабли на продажу иностранцам, а не родному флоту!).

По сути же такая "концепция", повторяющая содержание вышеприведенного третьего варианта дальнейшего развития и строительства ВМФ, для него смертельна. По прикидкам военно-морских профессионалов при сохраняющемся темпе и количестве вступающих в состав флота новых кораблей к 2010 году у нас останется около 100 кораблей всех классов и типов. Большинство из них постройки 1980-х годов. Срок службы надводных кораблей 25-30 лет. Значит, после 2010 года произойдет еще более усиливающийся в последующие 4-5 лет буквальный обвал корабельного состава флота. И где-то к 2015-2020 году корабельный состав флота скукожится, как шагреневая кожа, до каких-нибудь жалких единиц, вошедших в состав ВМФ после 1992 года.

ЕЩЕ НЕ ПОЗДНО

Какими же темпам и порциями следует строить ежегодно корабли, чтобы не допустить такого обвала? Поясняю это "на пальцах". Допустим, по всем планам развития ВМФ принято, что стране достаточен будет корабельный состав флота в 30 единиц. Так вот, чтобы удерживать в неснижаемом количественном балансе этот корабельный состав, следует, учитывая срок службы корабля в 30 лет, поставлять флоту в год один корабль (один поступает в состав флота и один списывается). Соответственно для принятой численности корабельного состава в 300 единиц требуемые квота и темп строительства должны быть 10 кораблей в год.


Динамика изменения общей численности ВМФ РФ.

Процесс строительства флота (и не только по кораблям) должен быть ритмичным и непрерывным. Самое опасное для страны - допустить полный развал флота и утрату его корабельного состава (как это было после Гражданской войны). В этом случае придется, чтобы воссоздать за пять лет флот с корабельным составом, к примеру, в 70 подводных лодок и 150 фрегатов (или корветов), строить в год по 14 подводных лодок и по 30 фрегатов. А если состав флота должен быть в 1000 или 1500 единиц корабельного состава (как ВМФ Советского Союза), то эта квота строительства возрастает до 200 и 300 кораблей в год соответственно. Какой бы экономически сильной ни была страна, но такие "рывки" будут тяжелы или вообще непосильны для ее экономики.

Какой же ВМФ должна иметь Россия?

В принципе состав сил, носителей и всех обеспечивающих структур, воплощающих в себе так называемый "облик ВМФ", обуславливается поставленными перед ним задачами и определяется соответствующими доктринальными документами. В настоящее время такими действующими документами являются "Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года" и "Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года". Так, в ст.14 "Основ┘" декларируется, цитирую: "Основу СФ и ТОФ составляют ракетные подводные лодки стратегического назначения и многоцелевые подводные лодки, авианесущие, десантные и многоцелевые корабли, морская ракетоносная и противолодочная авиация; БФ, ЧФ и Каспийской флотилии - многоцелевые надводные корабли, минотральные корабли и катера, дизельные подводные лодки, береговые ракетно-артиллерийские войска и штурмовая авиация. Особое географическое положение отдельных регионов РФ предполагает наличие в составе флотов группировок береговых войск, сил и средств ПВО, предназначенных для обороны этих территорий". Надо сказать, что этот декларированный структурный состав сил ВМФ показан весьма приближенно: почему-то, например, не числятся в составе СФ и ТОФ береговые ракетно-артиллерийские войска, штурмовая и истребительная авиация, нигде не фигурирует морская пехота и пр. Но не в этом дело. "Основы┘" действуют до 2010 года, а новая программа (ГПВ-2015) формируется до 2015 года. Значит, нужны соответствующие качественные и количественные коррективы и уточнения, каким в перспективе должен быть флот. Так, например, начальник Главного штаба ВМФ адмирал Виктор Кравченко сделал заявление на Морском салоне в Санкт-Петербурге в 2003 году: "Строительство кораблей океанской зоны для ВМФ начнется с 2005 года, а после 2010 года будут строиться и авианосцы". Это подтвердил заместитель министра обороны - начальник вооружений ВС РФ генерал-полковник Алексей Московский, отметив, что вполне возможно "к 2015-2017 гг. в Вооруженных силах РФ иметь┘ 2-3 ударных авианосца". Правда, можно было бы задать генералу Московскому вопрос: почему же в таком случае не финансируются эти работы? Ведь если в указанные сроки мы хотим получить для флота авианосцы, их проектирование должно начаться уже сегодня, а строительство не позднее 2009-2010 гг.

Ну, а каким должен быть новый ВМФ России - это тема отдельной статьи.

Количественный состав боевых кораблей ВМФ
(без кораблей спецназначения и вспомогательных судов)

Боевые корабли (ПЛ и НК) 1985г. 1991г. 1998г. 2003г. 2005г. 2010г.

подводные лодки

ракетные крейсера СН 68 62 27 16 15 10
многоцелевые атомные 120 95 30 20 20 10
многоцелевые дизельные 220 130 30 25 20 10
Всего подводных лодок 408 287 87 61 55 30

надводные корабли

авианесущие 3 5 2 1 1 1
ракетно-артилирические и противолодочные океанской и морской зон 380 330 130 70 50 20
тральщики 200 130 50 40 40 15
десантные 120 110 40 35 30 10
Всего боевых надводных кораблей 703 575 220 146 121 46

боевые катера

ракетно-артилирические 170 160 45 40 40 20
противолодочные, десантные и других предназначений 280 210 70 40 30 30
Всего боевых катеров 450 370 115 80 70 60
Всего в боевом составе ВМФ 1561 1230 422 297 241 136

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
350
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
404
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
395
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
398

Другие новости