Статья Александра Сергеевича Ефремова и Валерия Иосифовича Козишкурта "Без шума и пыли" ("НВО" # 32, 2003 г.), несомненно, отражает большой успех создателей отечественного танкового газотурбинного двигателя, в частности, "как удалось обеспечить работу ГТД танка Т-80 в тяжелейших условиях при высоких и сверхвысоких пылевых нагрузках, присущих боевой работе современного танка, использовав при этом необслуживаемый воздухоочиститель".
Однако воздухоочиститель (ВО) танка Т-80 нельзя отнести к необслуживаемому узлу, в полной мере он таковым не является.
Когда танк Т-80 с газотурбинным двигателем (ГТД) принимался на вооружение Советской армии (1976 г.), на вооружении и в непрекращающемся серийном производстве уже находились танки Т-64 с двухтактным дизелем и Т-72 с четырехтактным дизелем. Это было время постоянных дискуссий (которые, впрочем, не прекратились и в наши дни) о преимуществах и недостатках различных типов танковых двигателей.
Если в США в результате таких дискуссий был сделан выбор в пользу одного основного танка ХМ-1 с ГТД АGТ-1500, то в СССР дискуссии ни на что не влияли и продолжался выпуск трех различных марок основных танков - каждый со своим двигателем.
Относительно танков с ГТД в СССР всегда делался акцент на применение их в холодных (северных) районах (отсутствие жидкостной системы охлаждения, более плотный и сравнительно чистый воздух, поступающий в двигатель, и т.п.). Для районов с умеренным и особенно жарким климатом приоритет отдавался танкам с дизельными двигателями. Но практика показывает, что танки с ГТД, как и с дизелями, находят применение в различных климатических условиях.
В упомянутой статье были рассмотрены условия эксплуатации танков при высоких температурах и запыленности окружающего воздуха. Посмотрим на эксплуатацию при низких температурах воздуха.
Испытания танков Т-80 (еще до принятия их на вооружение) в Сибирском военном округе зимой выявили среди прочих недостатков, связанных с топливной экономичностью и надежностью, недостаток, касающийся воздухоочистителя, а именно - в зимних условиях возникла необходимость обслуживания ВО.
Автор статьи являлся членом комиссии по проведению данных испытаний. Вот один из недостатков, выявленных нами, - забивание циклонов воздухоочистителя снегом при движении по сухому сыпучему снегу. Это приводило к резкому снижению мощности двигателя и необходимости остановок танка для очистки циклонов. В связи с этим в дальнейшем проводилась профилактическая очистка циклонов от снега при каждом ежедневном техническом обслуживании (ЕТО) и на больших привалах при совершении маршей.
Очистка циклонов от снега производилась выхлопными газами другого танка, а в дальнейшем с помощью специально разработанного заводом дефлектора, позволившего направлять выхлопные газы двигателя в зону входящих окон ВО. Ввод дефлектора обеспечил продолжение войсковой эксплуатации. Однако - в связи с большими габаритами дефлектора и необходимости прогрева ВО при ЕТО и на больших привалах - такое конструктивное решение нельзя считать окончательным. Заводу необходимо разработать более эффективную защиту от попадания снега в воздухоочиститель.
В танке Т-80 установлен одноступенчатый воздухоочиститель инерционного типа. Блок ВО (две батареи) и масляных радиаторов (двигателя и трансмиссии) установлен в силовом отделении поперек машины и крепится к передней опоре моноблока. Батарея циклонов состоит из решетки, в которую вварены 14 циклонов. В верхней части циклонов на винтах установлены розетки, обеспечивающие закручивание всасываемого воздушного потока.
При возвращении танков в парк после выполнения различных задач (марши, различные упражнения) механики-водители один за другим стали жаловаться на то, что двигатель не развивает максимальную мощность ("не тянет"). Когда циклоны ВО стали забиваться доверху - увидели и поняли причину снижения мощности двигателя вплоть до остановки машины.
Впоследствии приходилось останавливаться в пути и очищать циклоны от снега (откручивали розетки и вручную выскребали не мягкий, а плотный, почти обледеневший снег). Но такая операция была трудоемкой и занимала много времени.
В этой ситуации было предложено очищать циклоны ВО выхлопными газами аналогичного танка. Машины становились корма к корме и горячие выхлопные газы из машины с работающим двигателем поступали на вход в ВО машины с забитыми снегом циклонами ("растапливали снег"). Это занимало 10 - 20 мин.
Характер забивания циклонов был различный и выявить четкую закономерность было невозможно. Регулярные проверки показывали, что при выполнении одной и той же задачи на некоторых машинах оказывались забитыми снегом всего несколько циклонов (2, 3 и т.д.). На других машинах снегом забивались циклоны какой-то одной батареи (левой или правой). Более интенсивно происходило забивание циклонов в метель, пургу. Если по какой-либо причине был сорван подкрылок, то забивание циклонов также происходило интенсивнее, причем даже в ясную погоду. При этом забивание циклонов происходило и после 40, 154, 180 и более километров пробега.
Поскольку удаление снега из циклонов ВО с помощью выхлопных газов аналогичной машины также было весьма неудобной операцией, был найден другой способ. На заводе разработали специальное устройство, названное дефлектором, с помощью которого удаление снега из циклонов производилось с помощью отработавших газов собственной машины. Дефлектор обеспечивал направление выхлопных газов двигателя на вход в воздухоочиститель.
Но такое решение, как отмечалось комиссией, является временным и только для завершения опытной зимней эксплуатации. Однако, как показала жизнь, данное решение остается в силе до настоящего времени.
В действующей инструкции по эксплуатации танка Т-80 записано следующее. При эксплуатации машин зимой при температурах окружающего воздуха минус 20 градусов и ниже (при наличии глубокого снежного покрова, в метель, пургу, когда возможно попадание большого количества снега на входные жалюзи и циклоны воздухоочистителя) на башню установить дефлектор, взяв его из ящика, придаваемого в одиночный комплект ЗИП.
При ЕТО, а также на больших привалах при совершении длительных маршей в указанных условиях производить прогрев циклонов воздухоочистителя выпускными газами двигателя. Для прогрева на насадок жалюзи установить дефлектор, пустить двигатель и произвести прогрев в течение 10-15 мин. при частоте вращения турбокомпрессора высокого давления 83-85%.
Таким образом, для обслуживания воздухоочистителя танка Т-80 требуется дефлектор с габаритами, превышающими ширину и высоту выхлопного патрубка ("корытообразное устройство"), дополнительное крепление на танке и место в одиночном комплекте ЗИП для перевозки дефлектора.
Проблема обслуживания воздухоочистителя танка Т-80 в зимних условиях в настоящее время не стоит так остро, поскольку давно уже практически отсутствует эксплуатация данных машин в рассмотренных условиях. Не встречаясь с этим в жизни, войсковые танкисты уже забыли об этой необходимости. А разработчики танка с ГТД забыли о том, что должны были разработать более эффективное решение по исключению забивания снегом циклонов воздухоочистителя.
О решенной проблеме работы танкового ГТД в условиях сильной запыленности, изложенной в статье "Без шума и пыли", необходимо отметить, что термин "необслуживаемый воздухоочиститель" связан с необходимостью дополнительного обслуживания непосредственно двигателя, то есть обслуживание ВО перенесено на обслуживание двигателя. Для этой цели разработано специальное оборудование силовой установки, в том числе система сдува пыли для удаления отложений пыли из межлопаточных каналов рабочих колес компрессоров и такое оригинальное, о котором говорится в статье, - система пневмо-виброочистки двигателя - для удаления отложений пыли с соплового аппарата турбины компрессора высокого давления.
При этом обслуживание двигателя занимает не три секунды, как может показаться при прочтении статьи, - это только продолжительность сдува сильной струей сжатого воздуха налета пыли (конечный этап операции). При эксплуатации машины в летних условиях в зоне песчано-глинистых пустынь и полупустынь (лессовые грунты) виброочистку надо производить: перед каждым пуском холодного двигателя; при появлении одиночных хлопков на переходных режимах работы двигателя. При этом необходимо перевести двигатель на режим малого газа и нажать кнопку включения виброочистки. А также при загорании сигнальной лампы "включи АВ", которая загорается через каждые 2 часа работы двигателя.
С учетом того, что на выбег турбокомпрессоров двигателя при переходе на режим малого газа, а затем на разгон с режима малого газа до максимального режима работы двигателя (приемистость) требуется сравнительно большое время - эта операция занимает уже не секунды, а минуты.
Необходимо отметить, что гарантийная наработка ГТД танка Т-80 при эксплуатации летом в условиях лессовой запыленности воздуха более чем втрое меньше, чем нормальных условий.