0
2475
Газета Вооружения Интернет-версия

23.07.2004 00:00:00

Без шума не получается

Александр Ефремов

Об авторе: Александр Павлович Ефремов - ведущий научный сотрудник 38-го НИИ МО РФ, полковник в отставке, кандидат технических наук.

Тэги: танк, газотурбинный двигатель, т80


Статья Александра Сергеевича Ефремова и Валерия Иосифовича Козишкурта "Без шума и пыли" ("НВО" # 32, 2003 г.), несомненно, отражает большой успех создателей отечественного танкового газотурбинного двигателя, в частности, "как удалось обеспечить работу ГТД танка Т-80 в тяжелейших условиях при высоких и сверхвысоких пылевых нагрузках, присущих боевой работе современного танка, использовав при этом необслуживаемый воздухоочиститель".

Однако воздухоочиститель (ВО) танка Т-80 нельзя отнести к необслуживаемому узлу, в полной мере он таковым не является.

Когда танк Т-80 с газотурбинным двигателем (ГТД) принимался на вооружение Советской армии (1976 г.), на вооружении и в непрекращающемся серийном производстве уже находились танки Т-64 с двухтактным дизелем и Т-72 с четырехтактным дизелем. Это было время постоянных дискуссий (которые, впрочем, не прекратились и в наши дни) о преимуществах и недостатках различных типов танковых двигателей.

Если в США в результате таких дискуссий был сделан выбор в пользу одного основного танка ХМ-1 с ГТД АGТ-1500, то в СССР дискуссии ни на что не влияли и продолжался выпуск трех различных марок основных танков - каждый со своим двигателем.

Относительно танков с ГТД в СССР всегда делался акцент на применение их в холодных (северных) районах (отсутствие жидкостной системы охлаждения, более плотный и сравнительно чистый воздух, поступающий в двигатель, и т.п.). Для районов с умеренным и особенно жарким климатом приоритет отдавался танкам с дизельными двигателями. Но практика показывает, что танки с ГТД, как и с дизелями, находят применение в различных климатических условиях.

В упомянутой статье были рассмотрены условия эксплуатации танков при высоких температурах и запыленности окружающего воздуха. Посмотрим на эксплуатацию при низких температурах воздуха.

Испытания танков Т-80 (еще до принятия их на вооружение) в Сибирском военном округе зимой выявили среди прочих недостатков, связанных с топливной экономичностью и надежностью, недостаток, касающийся воздухоочистителя, а именно - в зимних условиях возникла необходимость обслуживания ВО.

Автор статьи являлся членом комиссии по проведению данных испытаний. Вот один из недостатков, выявленных нами, - забивание циклонов воздухоочистителя снегом при движении по сухому сыпучему снегу. Это приводило к резкому снижению мощности двигателя и необходимости остановок танка для очистки циклонов. В связи с этим в дальнейшем проводилась профилактическая очистка циклонов от снега при каждом ежедневном техническом обслуживании (ЕТО) и на больших привалах при совершении маршей.

Очистка циклонов от снега производилась выхлопными газами другого танка, а в дальнейшем с помощью специально разработанного заводом дефлектора, позволившего направлять выхлопные газы двигателя в зону входящих окон ВО. Ввод дефлектора обеспечил продолжение войсковой эксплуатации. Однако - в связи с большими габаритами дефлектора и необходимости прогрева ВО при ЕТО и на больших привалах - такое конструктивное решение нельзя считать окончательным. Заводу необходимо разработать более эффективную защиту от попадания снега в воздухоочиститель.

В танке Т-80 установлен одноступенчатый воздухоочиститель инерционного типа. Блок ВО (две батареи) и масляных радиаторов (двигателя и трансмиссии) установлен в силовом отделении поперек машины и крепится к передней опоре моноблока. Батарея циклонов состоит из решетки, в которую вварены 14 циклонов. В верхней части циклонов на винтах установлены розетки, обеспечивающие закручивание всасываемого воздушного потока.

При возвращении танков в парк после выполнения различных задач (марши, различные упражнения) механики-водители один за другим стали жаловаться на то, что двигатель не развивает максимальную мощность ("не тянет"). Когда циклоны ВО стали забиваться доверху - увидели и поняли причину снижения мощности двигателя вплоть до остановки машины.

Впоследствии приходилось останавливаться в пути и очищать циклоны от снега (откручивали розетки и вручную выскребали не мягкий, а плотный, почти обледеневший снег). Но такая операция была трудоемкой и занимала много времени.

В этой ситуации было предложено очищать циклоны ВО выхлопными газами аналогичного танка. Машины становились корма к корме и горячие выхлопные газы из машины с работающим двигателем поступали на вход в ВО машины с забитыми снегом циклонами ("растапливали снег"). Это занимало 10 - 20 мин.

Характер забивания циклонов был различный и выявить четкую закономерность было невозможно. Регулярные проверки показывали, что при выполнении одной и той же задачи на некоторых машинах оказывались забитыми снегом всего несколько циклонов (2, 3 и т.д.). На других машинах снегом забивались циклоны какой-то одной батареи (левой или правой). Более интенсивно происходило забивание циклонов в метель, пургу. Если по какой-либо причине был сорван подкрылок, то забивание циклонов также происходило интенсивнее, причем даже в ясную погоду. При этом забивание циклонов происходило и после 40, 154, 180 и более километров пробега.

Поскольку удаление снега из циклонов ВО с помощью выхлопных газов аналогичной машины также было весьма неудобной операцией, был найден другой способ. На заводе разработали специальное устройство, названное дефлектором, с помощью которого удаление снега из циклонов производилось с помощью отработавших газов собственной машины. Дефлектор обеспечивал направление выхлопных газов двигателя на вход в воздухоочиститель.

Но такое решение, как отмечалось комиссией, является временным и только для завершения опытной зимней эксплуатации. Однако, как показала жизнь, данное решение остается в силе до настоящего времени.

В действующей инструкции по эксплуатации танка Т-80 записано следующее. При эксплуатации машин зимой при температурах окружающего воздуха минус 20 градусов и ниже (при наличии глубокого снежного покрова, в метель, пургу, когда возможно попадание большого количества снега на входные жалюзи и циклоны воздухоочистителя) на башню установить дефлектор, взяв его из ящика, придаваемого в одиночный комплект ЗИП.

При ЕТО, а также на больших привалах при совершении длительных маршей в указанных условиях производить прогрев циклонов воздухоочистителя выпускными газами двигателя. Для прогрева на насадок жалюзи установить дефлектор, пустить двигатель и произвести прогрев в течение 10-15 мин. при частоте вращения турбокомпрессора высокого давления 83-85%.

Таким образом, для обслуживания воздухоочистителя танка Т-80 требуется дефлектор с габаритами, превышающими ширину и высоту выхлопного патрубка ("корытообразное устройство"), дополнительное крепление на танке и место в одиночном комплекте ЗИП для перевозки дефлектора.

Проблема обслуживания воздухоочистителя танка Т-80 в зимних условиях в настоящее время не стоит так остро, поскольку давно уже практически отсутствует эксплуатация данных машин в рассмотренных условиях. Не встречаясь с этим в жизни, войсковые танкисты уже забыли об этой необходимости. А разработчики танка с ГТД забыли о том, что должны были разработать более эффективное решение по исключению забивания снегом циклонов воздухоочистителя.

О решенной проблеме работы танкового ГТД в условиях сильной запыленности, изложенной в статье "Без шума и пыли", необходимо отметить, что термин "необслуживаемый воздухоочиститель" связан с необходимостью дополнительного обслуживания непосредственно двигателя, то есть обслуживание ВО перенесено на обслуживание двигателя. Для этой цели разработано специальное оборудование силовой установки, в том числе система сдува пыли для удаления отложений пыли из межлопаточных каналов рабочих колес компрессоров и такое оригинальное, о котором говорится в статье, - система пневмо-виброочистки двигателя - для удаления отложений пыли с соплового аппарата турбины компрессора высокого давления.

При этом обслуживание двигателя занимает не три секунды, как может показаться при прочтении статьи, - это только продолжительность сдува сильной струей сжатого воздуха налета пыли (конечный этап операции). При эксплуатации машины в летних условиях в зоне песчано-глинистых пустынь и полупустынь (лессовые грунты) виброочистку надо производить: перед каждым пуском холодного двигателя; при появлении одиночных хлопков на переходных режимах работы двигателя. При этом необходимо перевести двигатель на режим малого газа и нажать кнопку включения виброочистки. А также при загорании сигнальной лампы "включи АВ", которая загорается через каждые 2 часа работы двигателя.

С учетом того, что на выбег турбокомпрессоров двигателя при переходе на режим малого газа, а затем на разгон с режима малого газа до максимального режима работы двигателя (приемистость) требуется сравнительно большое время - эта операция занимает уже не секунды, а минуты.

Необходимо отметить, что гарантийная наработка ГТД танка Т-80 при эксплуатации летом в условиях лессовой запыленности воздуха более чем втрое меньше, чем нормальных условий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1698
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3657
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2709
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2214

Другие новости