- Олег Иванович, отличия только в буквах или они еще в чем-то?
- Ракеты разные. Я не стану упоминать о целом ряде отличий, но комплексы разнятся, и очень существенно.
- А какие различия, хотя бы самые основные┘
- Принцип действия - одноступенчатая ракета, аэробаллистическая, но "мозги" другие, конструктивные исполнения многих узлов также другие. "Эмовский" вариант сильно превосходит экспортный. Взять хотя бы по числу ракет - в два раза. Траектории полета другие.
- А почему назвали комплекс в честь Александра Македонского? Делали ставку на потенциального ближневосточного заказчика?
- Потенциальный рынок, может быть, имели в виду первоочередной, это и рынок Ближнего Востока. Но может быть, и рынок Азии, Малайзии┘ Вообще делали так, чтоб этот комплекс был конкурентоспособен. Поэтому мы учитывали возможные запросы потенциальных покупателей и старались это дело в конструкции учесть. В частности, температурные диапазоны, климат┘
- Комплекс точный?
- Да. Безусловно. Он очень точный.
- На сколько метров было отклонение от той намеченной точки, от вешки, в которую хотели попасть?
- Я не имею права вам этого сказать. Но на одном из пусков мы перебили провода к лампочке, которая была на вешке, обозначавшей точку прицеливания.
- Неоднократно демонстрировались кадры, как "Точка У" попадает в бочку с соляркой. "Искандер" на двадцать лет моложе. Значит, он тоже способен попадать в цели диаметром меньше метра.
- Дальность полета "Искандера" намного больше, чем у "Точки", и трудно гарантировать стопроцентное попадание в бочку┘
- Как вы считаете, есть ли будущее у "Искандеров" или их тоже захотят, как "Оку", уничтожить?
- Трудно сказать. Во всяком случае, рынок такого класса оружия очень непростой. Конечно, будет противодействие определенных кругов, и разные меры будут приниматься, чтобы не пустить его. Наверняка будут истории, похожие на ту, когда Кипр приобретал С-300, но тот-то - оборонительный комплекс, а "Искандер" - больше наступательный. Трудностей, соответственно будет больше.
- Первый раз "Искандер-Э" был продемонстрирован пять лет назад, на МАКСе-99. Точнее, в первый день показали, а потом со скандалом сняли с экспозиции. Это был такой маркетинговый ход или что?
- Ситуация была странноватая. Дело в том, что все разрешения были получены, но в последний момент кому-то показалось это неправильным. Ракету убрали, хотя потом, через год-другой все выставлялось.
- То есть с 99-го года вы были готовы производить и продавать комплексы за рубеж, не имея аналогов у себя?
- Мы готовы были вести переговоры, имея уже характеристики и уверенность в том, что мы сможем выполнить заказ, если бы такой появился. Очень многие зарубежные фирмы, проведя только одну осевую линию на чертеже новой ракеты, уже делают мощный маркетинг, рекламу, заявляют о готовности производить. Мы же, пока не доведем до конца определенные этапы и испытания, заявлений никаких не делаем. Интерес к комплексу есть, безусловно.
- Существует мнение, что комплекс уже морально устарел по ряду позиций.
- В комплексе "Искандер-М" стоит самая современная аппаратура и прочая так называемая начинка.
- А как ракета в полете определяет свои координаты? По звездам летит или корректируется со спутника?
- В нашем комплексе метод ориентировки по звездам не используется, мы не стратеги. Другое дело, что по желанию заказчика можем поставить навигационную аппаратуру, которая ориентируется на спутник.
- Почему только для иностранного заказчика вы можете ставить аппаратуру спутникового наведения?
- Точность улучшается, но наличие спутниковой системы наведения лишает комплекс автономности. В любой момент американцы или кто-нибудь другой смогут переключить режим работы спутника или еще каким-то способом воздействовать и привнесут такие ошибки, что ни о какой точности говорить будет невозможно. Поэтому, если заказчик хочет, мы ему поставим аппаратуру спутникового наведения. На своих "Искандерах", как мы считаем, этого делать не надо.
Достаточно ракете задать координаты цели, свои комплекс определяет автоматически, и ракета сама, только по ей известной траектории полетит поражать цель. Она сама соображает, как лететь по отношению к точке цели. Управлять или каким-либо образом воздействовать на нее уже невозможно.
- Но все-таки можно каким-либо образом повлиять на полет или сбить ракету?
- Бесполезно. Она летит. Все работает внутри ракеты. И повлиять на эту работу просто невозможно. А насчет сбить? Конечно, ПРОшники стараются ловить и точку старта, и траектории пролонгировать, строить и провязывать их, вычислять, куда пустить противоракету. Но при таких типах траекторий, которые применены в "Искандере", уничтожить его малореально, а особенно в "эмовском" варианте. По крайней мере на сегодняшний момент.
- А по тепловому следу, завихрениям или еще каким-либо признакам полета ракеты можно ее засечь?
- Нет. Это исключено. А даже если бы и можно было бы засечь, то предсказать, где ракета будет в следующую секунду, абсолютно не представляется возможным. Даже мы, конструкторы, этого не знаем.
- В "Оке" все-таки был какой-то коэффициент отражения, а в "Искандере"?
- В "Оке" только за счет рулей и корпуса ракетной части был коэффициент отражения, но после отделения "головы" ее уже не было видно. На "Искандере" отделяемых частей нет. Ракетный двигатель проработал, потом ракета летит в инерционном режиме.
- А какое расстояние пролетает ракета с работающим двигателем?
- Не более 12-15 километров, а потом ракета "молчит" и летит самоуправляемая с той энергетикой, какую получила при старте. Но этого вполне хватает на 280 км пути по непредсказуемой траектории. Это расстояние от точки старта до точки цели 280 км, а так она очень даже сильно маневрирует - как по высоте, так и по направлению, и причем, подлетая к цели, скорость ее не менее 700-800 метров в секунду. Попадает в цель чисто по вертикальной траектории.
- Какие-то фигуры пилотажа или пируэты она делает в полете?
- Она пируэты делает все время, но к моменту срабатывания боевой части угол падения должен быть 90 градусов - чтобы эффективность действия боевой части была максимальной. Боевые части могут быть осколочно-фугасные, кассетные и так далее, а применяться - для поражения различных бункеров, командных пунктов, вертолетов и самолетов на временных стоянках, различных точечных целей. За счет высокой точности поражения цели, большой мощности взрывчатого вещества можно достичь желаемого без специальных каких-либо боевых частей, которые тоже можно установить на ракету.
- 22 страны имеют или могут производить баллистические ракеты. Активно развивают программы создания оперативно-тактических ракет Индия, Пакистан, Израиль, Бразилия, Аргентина, Иран. Даже Украина говорила о возможности создания оперативно-тактической ракеты. Какая страна может произвести конкурентный комплекс?
- Только США. Но их модифицированная, так называемая "Блок 1" тактическая ракета ATACMS имеет дальность 115 км. Американцы работают над увеличением дальности до 190 км, а по некоторым сообщениям, и до 300 км, но увеличение дальности будет достигаться за счет троекратного уменьшения массы ВВ - с 570 до 160 кг. А это делает ATACMS слабым конкурентом "Искандера-Э". Кстати, мы сделали "Искандер", когда наши зарубежные конкуренты были убеждены, что нам это неподвластно.
- Почему вы так считаете?
- Помните, был такой комплекс "Ока", на Западе его называли - SS-23 Spider - "Паук", принятый на вооружение в 1980 году. По советской классификации он относился к оперативно-тактическому оружию армейского подчинения.
В декабре 1987 года Горбачев и Рейган подписали Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Оценки этого документа весьма противоречивы. Под ограничения попали жизненно важные для обороноспособности системы вооружения. В пакете документов, связанных с Договором РСМД, не указывалась дальность "Оки". Это было не случайно. Ракета никогда не испытывалась на дальность свыше 400 км и в соответствии с этим общепринятым критерием не должна была попасть в число ограничиваемых систем (свыше 500 км). Включение ее в договор не имело под собой объективных оснований.
- Но ведь банальным уничтожением, подрывом ракет и разрезанием пусковых установок дело не ограничилось?
- Естественно. Причем для американцев стало сюрпризом наличие комплексов, оказавшихся в других государствах - это Болгария, Германия, Румыния. Имела несколько установок Словакия - по-моему, самым крепким орешком для американцев оказалась именно Братислава, только два года назад они смогли-таки последние ракеты уничтожить. Представляете, как они боялись "Оку".
А про то, как они нас контролировали, - это интересно. Документацию и технологию не трогали. Уничтожалась только материальная часть. Проходит несколько лет. И вот весной 92-го года к нам на предприятие ежедневно начали приходить факсимильные сообщения из Америки от имени фирмы "Орбитайл Сайнс Корпорэйшен", мол, изготовьте и продайте нам несколько ракет для отработки нашей системы ПРО. На что ответили, что мы не имеем возможности изготовить, а тем более продать - ведь это являлось бы прямым нарушением договора.
- А зачем посылались эти запросы?
- Чтобы посмотреть, как изготовлена, сконструирована ракета и из каких материалов. Ведь весь секрет невидимости ракеты в ее форме и в покрытии.
- Просили оригинальный корпус, настоящий?
- Конечно. И предлагали хорошие деньги. Получалось два с половиной миллиона долларов. Но они хотели, чтоб мы сделали заказ за два месяца после подписания контракта, то есть за четко определенное время. Мы им говорили, что сможем выполнить контракт, но не ранее чем через 9 месяцев. После чего всякая переписка прекратилась.
- Другими словами, американцы хотели проверить - как быстро вы можете восстановить производство. Так получается?
- Совершенно верно. Они хотели не только получить конструкцию корпуса и обследовать ее, но и убедиться - все ли было уничтожено. Ведь даже такие простые, казалось бы, работы, как производство корпуса, за два месяца невозможно сделать, даже если работать в три смены, по-стахановски, как говорится. А через полгода к нам на предприятие приходит посылка из Америки, а там - игрушечные ракеты.
- Копии?
- Нет. Простые абстрактные пластмассовые ракетки, разной конструкции, даже не сувениры. Мы расценили этот жест как то, что американцы нам хотели показать, мол, ребята, больше чем игрушками вы заниматься ничем не будете. Это была их оценка нашего будущего как ракетчиков.
- Другими словами, они убедились в вашей неспособности сделать даже корпус ракеты?
- Да. И вот совсем недавно министр обороны Иванов доложил президенту о том, какие мы умеем игрушки делать. Теперь мы успешно завершили государственные испытания высокоточного оперативно-тактического комплекса "Искандер-М", который превышает все характеристики имеющихся в мире аналогов.
P.S.
Несмотря на то что Россия вернула себе утраченные лидирующие позиции в разработке оперативно-тактического ракетного оружия, предназначенного для точечных, как говорится, "хирургических" ударов по противнику, будущее у "Искандеров" не радужное. Мало одних докладов об успешном окончании испытаний. Ведь завершить испытания и принять на вооружение - это абсолютно разные вещи. Технология чиновничьих решений о принятии на вооружение и постановке на сирийное производство чрезвычайно громоздка. После заявления об окончании государственных испытаний проводится заседание МВК - межведомственной комиссии. А это, как правило, несколько недель, а то и месяцев кропотливой работы по рассмотрению конкретных результатов испытаний, эксплутационной документации, изучение технологических, метрологических и прочих данных. После этого проходит этап устранения замечаний МВК, и документации присваивается литера "О-1", и только потом она передается на серийные заводы, где начинается этап подготовки к производству. Параллельно с этим оформляется решение правительства о принятии на вооружение. И только потом начинается производство и поставка комплекса в войска или заказчику.
Но все это не такая проблема по сравнению с прохождением бюрократической процедуры выпуска документов о принятии на вооружение и постановке на сирийное производство. Главные камни преткновения могут быть со стороны Минфина, Минэкономики, Минпромышленности и прочих министерств и ведомств, порог коих заведений не один раз придется оббивать для выполнения президентской программы. Поэтому сколько еще лет пройдет до формирования боеспособных дивизионов из "Искандеров", никто предсказать не берется из-за неизвестности объема финансирования. Еще раз напомним, что помимо технологических проблем есть еще и бюрократические проволочки. Соответствующим образом оформленные документы должны попасть в Гособоронзаказ. А в Гособоронзаказе должно быть четко прописано, что такие-то предприятия изготавливают то-то, а на таком-то предприятии все это собирается и получаются готовые комплексы. Должны быть выделены из бюджета деньги, и причем немалые. Под эти деньги заключаются договора с предприятиями, произойдет авансирование, приобретение новых станков и оборудования. Все это - огромная работа по освоению новых технологий и требует напряженной работы множества предприятий ВПК.
Однако начальник Генерального штаба генерал-полковник Юрий Балуевский пообещал, что в ближайшее время начнется широкомасштабное серийное производство "Искандеров", нужно только, чтоб финансирование было достаточным.