В начале ноября в Чжухае (Китайская Народная Республика) прошла 5-я Международная аэрокосмическая выставка "Airshow China-2004". Ее участниками стали около 300 научных и производственных предприятий из 32 стран. По итогам выставки можно в какой-то мере оценить перспективы и условия деятельности предприятий России на китайском рынке.
Китай не скрывает своей стратегической цели - занять прочное место среди стран - мировых лидеров. Это предполагает соответствующий уровень развития научного и производственного потенциала. В свою очередь, стратегия развития авиационно-космической отрасли включает по меньшей мере две составляющие. Программа-максимум требует обладания современными и перспективными технологиями, научным и производственным потенциалом, позволяющими быть независимыми от других стран по ключевым позициям и выйти по качеству своей продукции на мировой уровень и сделать ее конкурентноспособной. Программа-минимум предполагает приобретение готовых изделий, пока ОПК и другие отрасли промышленности не начнут их производить в достаточных количествах. Но даже закупка готовой продукции сопровождается одновременным приобретением технологий на ее полное или частичное изготовление на своей территории.
В пользу того, что Китай объективно имеет шансы войти в число лидеров, свидетельствует наличие дешевой рабочей силы, обладание собственным сырьем, проявляемые активность и упорство в получении доступа к современным технологиям. Потенциал страны позволяет достичь замкнутых циклов производства многих видов продукции, причем уже в обозримом будущем. Также важную роль способны сыграть местный менталитет, уклад жизни, принципы организации труда, позволяющие концентрировать необходимые ресурсы на важнейших направлениях.
Но одновременно с достаточно энергичным созданием производственных мощностей, китайским специалистам надо пройти достаточно долгий путь формирования своей научной и конструкторской школы. Этот процесс длительный, и сотрудничество с другими странами необходимо. Но одновременно происходят изменения в отношениях Китая с партнерами, в которых схема "продавец-покупатель" постепенно превращается в схему "партнеры, совместно разрабатывающие и производящие технику". Именно это нужно учитывать странам, осуществляющим свою деятельность на китайском авиационно-космическом рынке.
Причины такой направленности Китая вполне объяснимы. Законы геополитики никто не отменял. С каждым годом для Китая проблема расширения жизненного пространства становится все более актуальной. То, что о ней стараются вслух не говорить, никого не должно вводить в заблуждение. Для достижения этой цели необходимо мировое лидерство, так же как подкрепляющий это промышленный и, что самое главное, военный потенциал.
ЭКСПОЗИЦИЯ ХОЗЯЕВ ВЫСТАВКИ
Наибольшую экспозицию на авиасалоне занимали предприятия китайской авиационно-космической отрасли. В частности, были продемонстрированы в моделях и макетах ряд китайских истребителей и учебно-тренировочных самолетов (УТС).
Китайская государственная авиастроительная корпорация "AVIC-1" демонстрировала модель первого из трех УТС FTC-2000, летные испытания которого были начаты в конце 2003 года. Самолет имеет боковые воздухозаборники и оснащен одним турбореактивным двигателем ТРД WP-13F с тягой 6450 кгс компании "Лоянг". УТС FTC-2000 также отличается крылом двойной стреловидности с увеличенной площадью и новой цифровой авионикой.
На выставке также была представлена информация по сверхзвуковому (М=1,6) самолету JF-17/FC-1, совместно разрабатываемому компанией "Чэнду" - подразделением "AVIC-1" и Пакистанским авиастроительным комплексом. Планируется, что с 2006 года будет построено около 150 таких самолетов. Хотя этот истребитель позиционируется как "Супер-7", на самом деле он представляет собой еще одну модернизированную версию МиГ-21, совместно разрабатываемую с РСК "МиГ" начиная с 1991 года. Самолет JF-17/FC-1 оснащается ТРДД РД-93 разработки Санкт-петербургского завода им. Климова с тягой 8300 кгс. Опытный образец JF-17, впервые поднявшийся в небо в августе 2003 года, оснащается БРЛС управления огнем EL/V-2032 израильской компании "Элта". Вооружение истребителя может включать китайские ракеты средней дальности SD-10/PL-12 класса "воздух-воздух", разработанные на базе российской ракеты Р-77 ГосМКБ "Вымпел". Перспективная версия истребителя для ВВС НОАК может также оснащаться БРЛС "Копье-Ф" разработки российской корпорации "Фазотрон-НИИР". Кроме того, предусматривается двухместный учебно-боевой вариант JJF-17 этого истребителя. Стоимость JF-17 оценивается в 10-12 млн. дол. Этот самолет может прийти на замену парка пакистанских истребителей, однако эти поставки могут начаться только после того, как будут одобрены закупки JF-17 для ВВС НОАК.
Среди перспективных разработок военных самолетов также был представлен одноместный истребитель J-10A, создаваемый "Чэнду" на базе истребителя "Лави" израильской компании "Израэль эйркрафт индастриз". Этот самолет также оснащается российским ТРДД АЛ-31ФН мощностью 13650 кгс, передним горизонтальным оперением (ПГО) и треугольным крылом. Недавно эта разработка была дополнена двухместным вариантом.
Отдельный павильон на выставке занимала продукция китайской авиастроительной корпорации "AVIC-2". Она демонстрировала натурный образец УТС L-15, макеты J/TL-10B, JJ/TL-6B, JJ/TL-10A, а также целый ряд натурных образцов и макетов гражданской авиатехники. Среди них наибольший интерес представляет перспективный УТС/ЛБС (легкий боевой самолет) L-15/JL-15. Он оснащен двумя ТРДДФ АИ-222К-25Ф производства запорожского ОАО "Мотор Сич". "AVIC-2" ведет переговоры с европейским аэрокосмическим и оборонным концерном "ЕАДС" о возможной кооперации по этой программе. В разработке концепции УТС L-15 также принимает участие российское "ОКБ Яковлева".
Перспективный учебно-тренировочный и легкий боевой самолет (УТС/ЛБС) L-15 может быть запущен в серийное производство в 2007 году. По информации, распространенной в Чжухае, УТС/ЛБС L-15 имеет нормальную взлетную массу 6800 кг и максимальную взлетную массу 9800 кг. Максимальная дальность полета достигает 3100 км при скорости, соответствующей числу М=1,4. Срок службы 10 тыс. летных часов или 30 лет.
Китайская компания "КАТИК-2" впервые продемонстрировала на авиасалоне новый тактический баллистический ракетный комплекс ближнего действия класса "поверхность-поверхность". Этот мобильный комплекс создан на 6-колесном шасси и имеет обозначение В611. В его составе применяется баллистическая ракета В6, серийное производство которой ведется уже несколько лет, однако 6-колесная транспортно-пусковая установка (ТПУ), рассчитанная на две баллистические ракеты и имеющая массу 24 тонны, была создана только в 2003 году. Комплекс В611 рассчитан для внутреннего и экспортного рынков, причем китайские специалисты подчеркивают, что его серийное производство уже ведется для НОАК.
Наряду с мобильными ТПУ в составе комплекса применяется машина - пункт управления и машина технического обеспечения. Всего в состав комплекса могут входить шесть двухконтейнерных ТПУ. Ракета В6 комплекса имеет наклонную дальность стрельбы от 80 до 150 км и оснащена осколочно-фугасной боевой частью массой 480 кг. Китайские военные отмечают, что после пуска ракета В6 может маневрировать на траектории полета, что делает ее сравнимой с ракетой российского оперативно-тактического ракетного комплекса 9М72 "Искандер-Э" (SS-X-26 "Стоун" по классификации НАТО). Круговое вероятное отклонение ракеты В6 от цели заявлено менее 150 м, на подготовку к пуску требуется до 25 минут, сам пуск занимает до 5 минут.
УЧАСТИЕ РОССИИ
Россия - традиционный участник авиасалона в Чжухае. В этом году ее представляли 57 компаний и организаций, 19 из которых демонстрировали свою продукцию в рамках единой экспозиции "Рособоронэкспорта".
АХК "Сухой" впервые показал на авиасалоне в Чжухае модернизированный одноместный многофункциональный истребитель Су-27СК, который по своим характеристикам соответствует самолету поколения 4+ и обеспечивает поражение высокоточным управляемым оружием не только воздушных, но и всего спектра наземных и морских целей. Семейство "Сухих" было представлено также истребителем Су-30МК, многофункциональным ударным самолетом Су-39 и истребителем-бомбардировщиком Су-32.
Корпорация "МиГ" показала возможности истребителя-перехватчика МиГ-31Э. По мнению заместителя главного конструктора по новым проектам РСК "МиГ" Льва Большакова, Китай, как великая авиационная держава, должен иметь парк истребительной авиации двух типов. Однако если с тяжелым классом вопрос решен совместно с компанией "Сухой", то с истребителями легкого класса у Китая еще много работы. В настоящее время китайская авиапромышленность реализует несколько программ, которые по техническому уровню далеко не совершенны и идут с отставанием. В этой связи имеющиеся у РСК "МиГ" технологии могут найти спрос на китайском рынке.
Первый пример "возвращения" корпорации на китайский рынок уже есть. Это проект легкого истребителя "Супер-7", для которого планируется поставлять двигатели РД-93 разработки Завода им. Климова. Серийное производство двигателей после подписания контракта будет осуществляться на МПП им. Чернышева.
Посетители авиасалона смогли также ознакомиться с возможностями учебно-боевого самолета Як-130, оперативно-стратегического военно-транспортного самолета Ил-76МФ и дистанционно-пилотируемого летательного аппарата "Пчела-1", различных модификаций вертолетов "Ансат", Ми-38, "Актай".
Компания "Роствертол" рассчитывает на продвижение в Китай боевых ударных вертолетов Ми-28Н. "С учетом того, что КНР ориентируется на закупки современных вооружений и, как правило, приобретает образцы вооружений и военной техники с правом их дальнейшего лицензионного производства в Китае, мы готовы рассматривать в различных конфигурациях проект поставки Ми-28Н через организацию их лицензионного производства в Китае", - заявил заместитель генерального директора по маркетингу и экспортным продажам предприятия Андрей Шибитов.
Вторым перспективным партнером "Роствертола" в регионе Юго-Восточной Азии является Индия. Основное направление работ - модернизация имеющегося в этой стране парка Ми-35 или поставка уже модернизированных машин Ми-35М. "Роствертол" активно работает также с Министерством обороны Индии по ремонту Ми-24. Кроме того, возможен вариант заключения контракта на модернизацию эксплуатирующихся в Индии четырех вертолетов Ми-26Т. Не исключен вариант поставки этих машин в обновленной версии. "Роствертол" давно работает по проекту поставки Ми-26 в Малайзию. Последние два года эта работа застопорилась в связи с тем, что проект был заморожен из-за недостаточного выделения средств на развитие транспортной авиации. Тем не менее этот проект не отменен. По условиям тендера речь идет о поставке 8 тяжелых вертолетов. В Индонезию "Роствертол" поставил партию Ми-24Б. В конце этого года планируется возобновить переговоры по поставке следующей партии этих машин. Совместно с "Рсоборонэкспортом" ведется работа в Мьянме по тематике Ми-24. В перспективе страны ЮВА в торговом обороте "Роствертола" могут составить до 60-70%.
Руководитель делегации "Рособоронэкспорта", начальник департамента ВВС Александр Михеев заявил: "Сейчас у нас сформированы достаточно интересные предложения для китайских партнеров, связанные с созданием сервисных центров, ремонтных предприятий, складов запчастей в качестве обменного фонда, необходимого как для обеспечения эксплуатируемой техники, так и для производства в рамках тех предприятий, которые созданы в Китае при техническом содействии России для сборки самолетов Су-27", - отметил Михеев.