До начала 90-х годов в СССР велась достаточно бурная деятельность в области космических исследований. Сейчас не секрет, что многие работы были, так сказать, двойного назначения - они отвечали интересам как обороноспособности страны, так и науки. Среди приоритетных достижений программы космических исследований наиболее впечатляющими стали обнаружение радиационных поясов Земли, посадка и доставка на Землю образцов грунта Луны. Кроме того, мягкая посадка на поверхность Венеры и получение цветных панорамных снимков ее поверхности, радиолокационная съемка этой планеты и ее картирование, исследования кометы Галлея и полеты в атмосфере Венеры аэростатов с научными приборами. И это далеко не полный перечень выдающихся научно-технических достижений нашей страны, многие из которых до сих пор считаются непревзойденными. Именно они дали большой толчок развитию отечественной науки, содействовали появлению разработок, преследующих интересы Вооруженных сил.
Например, в тот период также успешно велась работа над программой пилотируемых космических полетов. Рекордсменом среди пилотируемых комплексов является станция "Мир", которая вместо гарантируемых трех лет пролетала пятнадцать. На этой станции было проведено великое множество экспериментов, направленных на усиление обороноспособности страны, в частности создание непреодолимого космического оборонного щита над нашей страной.
В тех же Соединенных Штатах, с их огромным экономическим потенциалом, только еще ведутся научно-исследовательские работы по созданию космических платформ для размещения на космических орбитах высокоэффективного лазерного, электромагнитного и других типов вооружения. Россия же благодаря науке могла это сделать еще в начале 90-х годов. В тот период было получено много уникальных научных данных, особенно в области влияния невесомости на организм человека при длительных полетах, что весьма важно для пилотируемой космонавтики, освоения ближнего и дальнего космоса, а также для создания постоянных станций на той же Луне.
Следует отметить, что, к сожалению, после 1992 года финансирование космических исследований сократилось в 15-20 раз. Фактически это привело к свертыванию космической программы. Если в 80-х годах мы запускали два научных аппарата в год, то после 1990 года было запущено всего 3 аппарата: два "Интербола" и "Коронас-Ф". Практически все они были построены еще до распада СССР. Остальные аппараты планируется запустить только в 2007 году.
Учитывая сложное экономическое положение страны, Российская академия наук совместно с Российским космическим агентством в середине 90-х годов пересмотрела программу научных исследований, сократив число планируемых запусков примерно в 10 раз. В программе на ближайшую перспективу остались только принципиально важные проекты, в числе которых: "Спектр-Р" ("Радиоастрон") - проект, нацеленный на получение фундаментальных результатов для прикладного использования в глобальной навигации, космологии; "Спектр-УФ" (Всемирная космическая обсерватория) - космический телескоп, который по своим характеристикам даже превосходит знаменитый Космический телескоп им. Хаббла (КТХ) США; "Фобос-Грунт" - проект, основной задачей которого является доставка на Землю вещества со спутника Марса - Фобоса, что позволяет получить сведения о первозданной материи Солнечной системы; "Коронас-Фотон" предназначен для изучения в области фундаментальной науки (природа вспышек) и прикладных направлений (например, связи и медицины); "Спектр-РГ" ("Спектр Рентген-Гамма") - обсерватория для проведения исследований в области астрофизики высоких энергий.
Осуществление этих экспериментов (кроме проекта "Фобос-Грунт") планировалось провести до 2000 года. Однако вследствие недофинансирования первый запуск одного из этих исключительно интересных и важных проектов - "Спектр-Р" - намечен только на 2007 год. Да и это еще остается под вопросом.
Правда, нельзя сказать, что президент и правительство РФ не рассматривали вовсе вопросы поддержки космической программы, и в частности космических исследований в стране. Однако предпринятые меры помощи оказались декларативными и совершенно неэффективными. Полностью провалена была Федеральная космическая программа (ФКП) России на период до 2000 года. В последнее время положение несколько улучшилось. Принятая Федеральная космическая программа России на 2001-2005 годы выполнена лучше, чем предыдущие, однако реальное ее финансирование составило лишь 68% от утвержденного постановлением правительства (от 30.03.2000 г., # 288).
Президент РФ в Указе от 6 февраля 2001 года "Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности" отметил, что "космическая деятельность является одним из важнейших государственных приоритетов России, ей оказывается всесторонняя и стабильная государственная поддержка". На деле, особенно в финансовом отношении, эта поддержка явно недостаточна. Бюджет НАСА в 50-100 раз превышает бюджет российского Федерального космического агентства (Роскосмос). Сравнение величины валового внутреннего продукта (ВВП) США и России показывает, что на бюджет Роскосмоса в России расходуется в пять раз меньшая доля ВВП, чем на бюджет НАСА в США. Даже такие развивающиеся страны, как Индия и Бразилия, не говоря уже о Китае, в последние годы выделяют на гражданский космос гораздо больше средств, чем Россия.
Необходимо понимать, что реализация научного космического проекта относительно мирового уровня не может стоить менее 1 млрд. руб. Именно такие аппараты делают большую космическую науку. Подавляющее число научных публикаций в мире (и соответственно количество ценных данных) получено именно благодаря результатам экспериментов на аппаратах среднего и крупного класса. Стремление преимущественно реализовать менее дорогостоящие малые и микроспутники, отказавшись от крупных проектов, является заблуждением. Здесь необходимо соблюдать баланс.
Сейчас на орбите находится только один российский научный спутник - "Коронас-Ф". Причем в этом году он должен прекратить свое существование из-за торможения атмосферой. Это означает, что начиная с 2005 года у России не останется ни одного научного спутника. По другим направлениям положение дел тоже не лучше. С 1998 года мы не имеем метеорологического спутника на геостационарной орбите, хотя обязаны запускать и поддерживать функционирование таких спутников по международным обязательствам. Неудивительно, что в мировых научных и научно-популярных изданиях уже практически отсутствуют ссылки на реальные российские космические проекты.
Сейчас принята Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы. Не хотелось бы, чтобы ее постигла участь предыдущих программ. Для этого необходимо принять меры к строгому выполнению всех составляющих программы, разумеется, включая план финансирования.
Государственная поддержка всех направлений космической деятельности должна быть эффективной и четкой. Примером половинчатой государственной поддержки может служить постановление правительства РФ "О мерах по обеспечению государственной поддержки развертывания и функционирования гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения" от 25 августа 2001 года. Постановлением было предусмотрено дополнение к ФКП 2001-2005 годов в части обновления орбитальной группировки КА связи и вещания, но не производилось соответствующее увеличение бюджетных ассигнований, выделенных на эту программу при ее утверждении.
То есть, по существу, предлагалось вывести на орбиту новые КА связи и вещания за счет сокращения расходов на другие направления космической деятельности. Не абсурдно ли это в отношении важнейших для нашей страны космических исследований? Для России отставание в этой области в недалеком будущем может попросту обернуться огромными экономическими и оборонными потерями.
В последнее время президент Российской Федерации, Совет Федерации и правительство РФ предпринимают шаги, направленные на то, чтобы Россия сохранила статус космической державы. Для этого есть и экономические предпосылки (например, рекордный рост золотовалютных запасов России, увеличение размеров Стабилизационного фонда, достигнутых в последнее время в силу известных обстоятельств) и понимание со стороны широкой общественности важности космической деятельности, в частности космических исследований. Еще не поздно возродить и укрепить славные традиции нашей страны как великой космической державы.
Александр Алексеевич Боярчук - доктор физико-математических наук, член-основатель Европейского астрономического общества, член Американского физического общества, президент Международного астрономического союза (1991-1994 гг.), заместитель председателя Межведомственной экспертной комиссии по космическим исследованиям при правительстве РФ, первый заместитель председателя Совета РАН по космосу, научный руководитель Института астрономии РАН, советник президиума Российской академии наук.