После победоносного окончания Великой Отечественной войны в нашей стране началось бурное развитие ракетной техники. Главным конструктором многих первых отечественных баллистических ракет являлся Сергей Королев. В частности, им была создана жидкостная БР Р-11 с дальностью стрельбы 270 км и ее модификация - Р-11М (8А61), размещаемая на подвижном агрегате. Р-11 также послужила базой для разработки ракеты морского базирования с надводным стартом Р-11ФМ для вооружения подводных лодок (ПЛ).
После опытных пусков подготовка эскизного проекта и серийное производство этих БР передали СКБ-385 (Челябинская область), куда в 1955 году главным конструктором был назначен ученик Сергея Королева Виктор Макеев.
СЛАВНЫЕ ГОДЫ
День 16 сентября 1955 года вошел в историю как дата зарождения наших морских стратегических сил. В этот день был проведен первый пуск баллистической ракеты Р-11ФМ с подлодки проекта 611АВ. На вооружение этот ракетный комплекс был принят в 1959 году. СКБ-385, получившее затем название КБ машиностроения (КБМ), возглавляемое главным (с 1974 года - генеральным) конструктором Виктором Макеевым, разработало все находившиеся и находящиеся в настоящее время на вооружении ВМФ ракетные комплексы морского базирования с БР (всего восемь ракетных комплексов), образовавших морскую компоненту СЯС Советского Союза.
Старт морских баллистических ракет осуществляется с подвижной и качающейся платформы (подводной лодки), при этом навигационные системы субмарины имеют точность определения и хранения меридиана, а также определения и счисления местоположения корабля в любой момент времени вполне достаточную для решения мореходных задач, но совершенно неприемлемую с точки зрения обеспечения точности стрельбы. Разработка полетных заданий заранее исключается ввиду невозможности прогнозирования координат точки старта. Кроме того, на корпус ракеты во время ее выхода из шахты воздействует набегающий поток воды, существенно отклоняющий БР от вертикали. Образно говоря, морская ракета должна попадать в цель, расположенную на межконтинентальной дальности, с точностью, соизмеримой с точностью стрельбы "сухопутных" МБР, стартуя при этом с "заблудившейся" в океане и качающейся подводной лодки.
На первых ракетных ПЛ задача уточнения навигационных параметров в период предстартовой подготовки осуществлялось путем подвсплытия и проведения предстартовой обсервации по внешним ориентирам, что, разумеется, могло демаскировать субмарину, а при определенном стечении обстоятельств свести на нет ее главное преимущество - скрытность. А подготовка полетных заданий для ракет в период их предстартовой подготовки при малой степени автоматизации этих и других работ увеличивало затраты времени, необходимые для запуска БР.
Но кооперацией разработчиков морских ракетных комплексов, возглавляемой академиком Виктором Макеевым, были найдены уникальные технические решения. Оснащение БР гиростабилизированными платформами с системой астрокоррекции (по звездам) и использование космической навигационной системы "Глонас" вывели морские ракеты с разделяющимися головными частями по тактико-техническим характеристикам на один уровень с МБР наземного базирования. Проведенный в 1990 году из подводного положения ПЛ проекта 667БДРМ успешный старт в одном залпе с высокой скорострельностью всего боекомплекта (16 ракет) продемонстрировал всему миру надежность и эффективность нашего морского ракетного оружия.
Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и трех Государственных премий СССР, академик Виктор Макеев умер в 1985 году. КБ машиностроения теперь называется Государственный ракетный центр "Конструкторское бюро имени академика В.П. Макеева" (ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева"). Правда, после распада СССР для учеников и последователей Виктора Макеева наступили тяжелые времена, но они продолжали дело своего учителя и сохраняли традиции КБМ.
В Советском Союзе разработкой стратегических ракет занимались три головные организации Министерства общего машиностроения (Минобщемаша) - КБ "Южное", НПО машиностроения и ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева", а также одна головная организация Министерства оборонной промышленности (Миноборонпрома) - Московский институт теплотехники. По состоянию на 31 июня 1991 года на ракетах Минобщемаша (наземного и морского базирования) размещалось 97% боезарядов советских МБР, а на ракетах Миноборонпрома (наземного базирования) - 3%.
СТРАННОСТИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
После развала СССР КБ "Южное" оказалось за границей, а НПО машиностроения - предприятие многопрофильное, но никогда не занимавшиеся твердотопливными ракетами, заняла другую нишу. Остались две головные организации, продолжавшие латать изрядно прохудившийся отечественный ракетно-ядерный щит.
Московский институт теплотехники совершенствовал свои МБР с моноблоком "Тополь-M". После подписания Россией и США Договора "О стратегических наступательных потенциалах" (Договор о СНП), снявшего запреты на создание межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования с разделяющимися головными частями (РГЧ), перед этой организацией открылись большие возможности и перспективы создания новейших твердотопливных МБР с РГЧ.
ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева" продолжал работать по морской ракетной тематике. К началу XXI века, без учета выводимых из боевого состава устаревших атомных субмарин, в нашей морской стратегической группировке остались: ПЛ проекта 667 БДРМ с жидкостными ракетами с РГЧ комплекса Д-9РМ и ПЛ проекта 941 с твердотопливными ракетами с РГЧ комплекса Д-19. Так как продолжительность эксплуатации ракет на подлодке примерно в два раза меньше времени нахождения ПЛ в боевом составе Военно-морского флота, то при заводском ремонте субмарины, проводимом в середине этого срока, ракеты выгружаются из корабля и заменяются новыми, обычно существенно модернизированными образцами.
Согласно этому правилу комплекс Д-9РМ на ПЛ проекта 667БДРМ должен был сменить более эффективный РК "Синева" с жидкостной ракетой, оснащенной РГЧ, которая успешно прошла испытания. А для замены комплекса Д-19 на ПЛ проекта 941 был создан более эффективный РК Д-19УТТХ ("Барк") с новой твердотопливной ракетой (также с РГЧ), которая вышла на этап летных испытаний с наземного стенда. Под этот ракетный комплекс переоборудовали головную субмарину проекта 941 ("Дмитрий Донской"). Были также разработаны предложения по ракетному комплексу для новой подлодки проекта 955, строящейся на смену вырабатывающим свой ресурс ПЛ проектов 667БДРМ и 941.
Наличие в России двух квалифицированных специализированных головных организаций позволяло надеяться, что существенное уменьшение численности наших стратегических ракет, произошедшее в связи с распадом СССР и истечением сроков эксплуатации стоящих на боевом дежурстве МБР, будет своевременно ликвидировано. Имелось в виду, что Московский институт теплотехники, опираясь на свой опыт создания твердотопливных баллистических моноблочных ракет наземного базирования, оснастит РВСН новейшими твердотопливными МБР с РГЧ, а ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева", занимавшийся морскими баллистическими ракетами с РГЧ, оснастит Военно-морской флот новейшими БР для подводных лодок проектов 667БДРМ, 941 и 955.
Однако события стали развиваться по странному сценарию. На этапе летных испытаний комплекса Д-19УТТХ после трех нештатных пусков ракеты с наземного стенда работы над этим РК были прекращены. Хотя сам факт наличия трех нештатных пусков еще ни о чем не говорит. Например, при летных испытаниях жидкостной ракеты комплекса Д-9РМ с наземного стенда было проведено 16 пусков, из них шесть оказались нештатными. А при летной отработке твердотопливной ракеты комплекса Д-19 были нештатными все первые шесть пусков. Однако это не помешало успешно завершить испытания и принять эти комплексы на вооружение. Тем не менее ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева" отстранили от дальнейших работ по ракетным комплексам для ПЛ проектов 941 и 955. Создание комплекса с твердотопливной ракетой, оснащенной РГЧ, ("Булава-30") для ПЛ проекта 955 было поручено Московскому институту теплотехники, никогда ранее не занимавшемуся морской тематикой.
Головная ПЛ проекта 941, переоборудованная ранее для испытаний ракетного комплекса Д-19УТТХ, еще раз была переоборудована. Теперь уже для испытаний ракеты "Булава-30". Несколько бросковых испытаний макета этой ракеты уже проведены. Следует заметить, что раньше никогда из соображений безопасности натурная отработка ракет морского базирования не начиналась сразу с подводной лодки. Бросковые испытания макета ракеты проводились, как правило, со специального притапливаемого безлюдного стенда, а летные испытания ракеты всегда начинались с безлюдного наземного стенда. Целью летных испытаний с наземного стенда являлись проверка и подтверждение безопасности старта, соответствия характеристик комплекса требованиям тактико-технического задания ВМФ и частным техническим заданиям на системы, устройства и агрегаты ракеты и РК, а также выработка заключения о возможности начала испытаний с подводной лодки.
Проведение всех испытаний ракеты сразу с обитаемого объекта - подводной лодки - не может считаться нормальным явлением. Похоже, что трагедия с "Курском" нас ничему не научила. Кроме того, пропагандируется малореалистичная идея универсальности БР "Булава-30", которая будет якобы пригодной для использования как в качестве ракеты морского базирования, так и в качестве ракеты наземного базирования.
Опыт проектных организаций Минобщемаша свидетельствует, что унификация в ракетостроении целесообразна только по отдельным системам и блокам, да и то не всегда. Так, у МБР комплекса РТ-23 и у морской ракеты РК Д-19 были унифицированы твердотопливные двигатели первых ступеней, габаритные и энергетические характеристики которых допускали подобный шаг. Это мероприятие сократило время и упростило проведение стендовой отработки твердотопливного заряда и самого двигателя, но породило множество проблем при оптимизации параметров ракет, определяемых особенностями морского и наземного стартов и начальных участков траекторий полета, и к усложнению конструкции БР. При дальнейшей модернизации этих ракет от унификации двигателей пришлось отказаться.
ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ
Огромный научно-технический потенциал коллектива ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева", формировавшегося десятилетиями при создании морских баллистических ракет, а также уникальная стендовая база для модельной и натурной отработки ракетных систем в условиях, имитирующих параметры подводного старта и полета БР, оказались невостребованными. За этим КБ сохранилось только авторское сопровождение ракетного комплекса на ПЛ проекта 667БДРМ, срок нахождения которых в боевом составе ВМФ находится в завершающей стадии. А это означает, что и полувековая история уникального конструкторского бюро, созданного академиком Виктором Макеевым, близка к завершению, поскольку строительство других ракетных подводных лодок, кроме ПЛ проекта 955, в обозримое время не предвидится.
Таким образом, если в СССР над созданием стратегических ракет наземного и морского базирования трудились четыре высококвалифицированные головные организации, то в России все эти задачи возложены лишь на Московский институт теплотехники.
Понять глубинный смысл всех этих преобразований нам не дано, но если мы действительно живем в эпоху гласности, то нелишне было бы узнать, кто конкретно принял решение об отстранении ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева" от работ по морской тематике, т.е. фактически о ликвидации этого старейшего конструкторского бюро. Если такое решение обосновано, то авторы должны подумать и о своевременном перепрофилировании безработного коллектива на другую тематику, что особенно актуально в связи с неоднократными заявлениями президента Российской Федерации о необходимости создания зон высоких технологий и использовании научного потенциала нашей страны. Если же это решение непродуманно и ошибочно, то публикация фактического материала существенно упростит работу прокуратуры, когда последствия такого "судьбоносного" решения станут очевидными.