0
18531
Газета Вооружения Интернет-версия

29.07.2005 00:00:00

Военная приемка открывает тайны

Тэги: вооружение, армия, рф, Баранов, начальник вооружения


- Николай Андреевич, конечно, из соображений секретности о современных делах и проблемах военных представительств многого сказать нельзя. Но все же как они работают в рыночных условиях, какие решают задачи?

- Сегодня в системе военных представительств трудятся специалисты (военнослужащие и гражданский персонал), основной задачей которых, как и в прежние годы, является сохранение национального достояния страны - промышленных военных технологий, обеспечение качества и надежности образцов вооружения и военной техники, готовности их к использованию по прямому назначению в любых условиях обстановки. Кроме того, на плечах военных представителей лежит груз ответственности за правильность формирования цены на продукцию, выполнение мобилизационных задач.

Организация работы системы военных представительств Министерства обороны совершенствуется. Последние несколько лет Управлением начальника вооружения Вооруженных сил Российской Федерации проводился углубленный анализ деятельности военных представительств, порядка их содержания, обеспечения и комплектования. По результатам этого анализа уже проведены мероприятия по централизации системы военных представительств. С января 2005 года расформированы органы контроля военных представительств Минобороны России и на их базе создано Управление военных представительств. С апреля 2005 года начальнику вооружения Вооруженных сил - заместителю министра обороны Российской Федерации переподчинены военные представительства, осуществляющие контроль качества и приемку разрабатываемых и изготавливаемых образцов вооружения и военной техники. Так что уже в текущем юбилейном году необходимо решить ряд серьезнейших задач.

Для дальнейшего развития системы надо провести мероприятия по совершенствованию организационно-штатной структуры военных представительств, разработать ряд нормативных и руководящих документов в соответствии с требованиями вышедших недавно законодательных актов, внести изменения, согласно новым нормативным документам, в методическую документацию по вопросам подтверждения соответствия качества разработки и производства вооружения и военной техники, а также по экономическим вопросам. Предстоит организовать работу по комплектованию военных представительств офицерским составом, согласно военным учетным специальностям, провести мероприятия по совершенствованию уже имеющейся системы подготовки и переподготовки кадров для военных представительств.

Требуется, наконец, обеспечить решение социальных проблем личного состава военных представительств Минобороны России, и прежде всего предоставления жилья военнослужащим.

- Но ведь ранее этими вопросами занимались прежде всего заказывающие управления военного ведомства, которые обеспечивали поставку войскам необходимого вооружения и техники. Как они теперь будут взаимодействовать с военпредами?

- Отмечу, что заказывающие управления Минобороны России осуществляют техническое руководство деятельностью военных представительств по тематике своих заказов. У них имеется опыт такой работы. Дело в том, что и ранее, и в настоящее время большинство предприятий оборонной промышленности имели и имеют договорные отношения с различными заказывающими управлениями. В свою очередь, военные представительства осуществляют на предприятиях ОПК независимую приемку продукции в интересах военных заказчиков. Таким образом, действует целостная система. Например, существующими военными стандартами установлен порядок выполнения научно-исследовательских и конструкторских работ, производство серийной продукции военного назначения. Это как раз и определяет взаимодействие ОПК, заказчиков продукции и военпредов. Но, кроме того, есть ряд руководящих документов Минобороны РФ, определяющих главенствующую роль заказывающих управлений МО РФ по отношению к военным представительствам в промышленности, разработки, изготовления, поставки вооружения и военной техники. А общее руководство по всем направлениям деятельности военной приемки осуществляется Управлением военных представительств Минобороны.

- Вы сказали, что 2005 год юбилейный для системы военных представительств. Действительно ли службе российских военных представительств в отечественной оборонной промышленности исполнилось 360 лет. Неужели еще до императора Петра I кто-то в России контролировал производство различных вооружений?

- Чтобы узнать историю зарождения военных представительств в нашей стране, пришлось целой группе наших офицеров под руководством начальника отдела контроля и кадров военных представительств МО РФ полковника Александра Холодкова немало покопаться в государственных архивах. Были обнаружены уникальные старинные документы. Оказалось, что при первом царе династии Романовых - Михаиле Федоровиче проверка поставляемой военной продукции осуществлялась наиболее квалифицированными заводскими мастерами - оружейными "дозорщиками". Однако вскоре выяснилось, что такая организация контроля качества не обеспечивает в должной мере соответствие технических характеристик продукции требованиям заказчика. Ведь русские мастера середины XVII века достигли значительных успехов в изготовлении артиллерийских орудий. Но разительное отличие пищалей одинаковых калибров по весу, размерам и другим конструктивным особенностям существенно снижало эффективность их боевого применения. Выход из создавшегося положения был найден в назначении приемщиками вооружения представителей органов центрального военного управления - Пушкарского и Оружейного приказов.

Содержание немногих дошедших до нас документов того времени проливает свет на первые шаги отечественных военпредов. По указу царя от 25 июня (по старому стилю) 1645 года на Тульском заводе "пищального и железного дела", принадлежавшем голландскому купцу Андрею Виниусу, была введена военная приемка артиллерийских орудий. Ответственность за ее организацию и проведение по изложенным в указе методикам возлагалась на тульского воеводу князя Якова Черкасского.

Необходимо отметить, что этим указом царя предписывалось осуществлять приемку военной продукции "как прежде", что свидетельствует о существовании военных контролеров и в более ранний период. Однако соответствующих первичных документов, как нам сообщили сотрудники Института военной истории Минобороны России, приложившие немало усилий для подтверждения этой знаменательной для военпредов даты, в настоящее время не существует.

Прежде всего пищальные приемщики проводили испытания заводских изделий путем их "прострела" на полигоне. Мишенью служил специальный осыпанный землей сруб. Затем проверялось соответствие типов, размеров и веса орудий своего рода техническому заданию (росписи Пушкарского приказа) и заводской технической документации (мастерской сказке). Оказалось, что все пищали различны по весу и размерам.

Царским указом, кроме того, были определены критерии для приемки военной продукции. Устанавливались допустимые отклонения от заданных веса и размера орудий (три пуда и два вершка соответственно). Впредь приемщикам было велено вести подробную постатейную отчетность о результатах их деятельности: "...сколько каких пищалей ядром в приеме будет порознь, и что в какой пищали весу, и в какову меру длиною, и что на прострелку зелья и ядер выйдет, и где те пищали устроят и во что сарай [склад] станет..."

- Император Петр I тоже приложил руку к этому важнейшему для обороноспособности страны делу?

- Необходимость института военных представителей для государства и целесообразность его содержания на предприятиях промышленности убедительно подтвердилась и в эпоху Петра Великого. В то время основу русской армии составляла артиллерия - "масса бессистемных орудий с прислугой полустрелецкого характера, с управлением, чуждым азбуке артиллерийского дела". Артиллерия, собранная с разных заводов, "скучивалась как попало, передвигалась на подставных, действовала зря, блюлась потомственно одним сословием, ведалась заочно другим".

Для "внутреннего спокойствия и внешней безопасности посредством хорошо устроенного войска" требовалась четко отлаженная система надзора за производством и обеспечением армии и флота качественным оружием и боеприпасами. Начало артиллерийскому образованию в России и подготовке специалистов для приемки "пищалей, фузей и ружей" положил Петр I. Его военные преобразования были предопределены неудачами русских войск в конце XVII века и необходимостью борьбы за выход к Балтийскому морю.

В связи с этим системное преобразование армии было начато с переустройства системы управления процессами производства и поставок оружия.

Указом от 19 мая 1700 года Петр I вводит должность генерал-фельдцейхмейстера и назначает генерала от артиллерии царевича Александра Имеретинского "ведать всякие дела" в Пушкарском приказе и "тщится, чтоб пушки, мортиры и все, что к артиллерии принадлежит, учтены б были исправны и добрым мастерством". В перечень "всяких дел" были включены обязанности руководства работами по организации надзора за созданием, производством и приемкой пороха, свинца, оружия для реорганизуемой армии.

Изготавливать пушки начали только по чертежам, утвержденным Александром Имеретинским. По его указанию приемку и поставку оружия в армию стали осуществлять с учетом результатов испытаний по методикам, изложенным в указах царя. Оружейные приемщики на предприятиях, как и прежде, состоя на царской службе, обладали полной независимостью от заводской администрации. Определенное представление о содержании их деятельности в период Северной войны, в 1700-1721 годах, дают документальные материалы, хранящиеся в фондах архива Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, в Российском государственном архиве древних актов.

В архивах сохранились доклады старшин приемщиков ружей (альдермалов) о проведении входного контроля исходного сырья (меди, селитры, серы и т.д.) и результатах испытаний, о поставках оружия и пороха в окраинные города России и Запорожское войско.

Увеличение количества заводов, выпускающих военную продукцию, и возникающие в связи с этим проблемы обеспечения специалистами, оборудованием, сырьем и материалами потребовали дальнейшего развития системы военного контроля, введения централизованного руководства деятельностью альдермалов на заводах. В 1719 году учреждается Канцелярия и Артиллерийская экспедиция Военной коллегии. Первыми органами контроля за деятельностью военных представителей являлись специалисты Канцелярии генерал-фельдцейхмейстера.

Указом царя от 11 января 1723 года предписано "оружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и денно и нощно блюсти исправность ружей" и контролировать, "как альдермалы клейма ставят". При плохом качестве "ружей и фузей" указом Петра предписывалось наказывать чиновников канцелярии (дьяков и подьячих), хозяина ружейной фабрики и старшин альдермалов. Известно, что один из начальников приемщиков ружей - старшина альдермалов Фрол Фукс за низкое качество ружей был сослан в Азов.

В 1728 году на базе Канцелярии создается Штаб генерал-фельдцейхмейстера, а 24 января 1812 года на базе Артиллерийской экспедиции - Артиллерийский департамент, ведающий "вопросами производства артиллерийского вооружения и снабжения им армии".

Параллельно с образованием системы военного контроля артиллерийского вооружения, как свидетельствуют исторические источники, складывалась и система контроля по наблюдению за проектированием и постройкой кораблей.

Начиная с 1695 года в центрах судостроения (Воронеже и других городах) выделялись специальные лица (стольники), которые были близки к государю и разделяли его труды и заботу о флоте. В дальнейшем делами кораблестроения и вопросами надзора за постройкой судов стали заниматься специально созданные учреждения: с 1700 года - Адмиралтейский приказ, или Приказ адмиралтейских дел; с 1707 года - Адмиралтейская канцелярия.

В декабре 1717 года было учреждено девять коллегий, в том числе Адмиралтейская коллегия. В состав Адмиралтейской коллегии входили 11 контор, одна из которых (Адмиралтейская) занималась наблюдением за правильностью работ и свидетельствований счетов используемых материалов, вторая (Обер-сарвайерская), в ведении которой находились все корабельные мастера, в том числе и дозорщики за работами, непосредственно отвечала за постройку судов.

Заложенные при создании системы военных представительств принципы оценки качества оружия, испытаний и приемки продукции, методология и критерии контроля производства были сохранены и при последующих реформах армии.

- То есть впоследствии созданная императором-реформатором система военных представительств не перекраивалась заново, а только совершенствовалась?

- Так и есть. В XIX веке инициатором военных реформ в России стал военный министр Дмитрий Милютин, обосновавший 15 января 1862 года в своем докладе к царю необходимость реформы системы центрального военного управления и создания военных округов. В результате этих преобразований должности офицеров военных представительств 24 декабря 1862 года были введены в штаты вновь созданного Главного артиллерийского управления (ГАУ). Именно с этого дня впервые появилось официальное упоминание термина "военный представитель". Тогда же был разработан полный комплекс документов, подробно регламентировавших весь процесс деятельности военпредов. Таким образом система военного контроля и своевременной поставки военной продукции получила в Российской империи соответствующее законодательное оформление.

Из исторических документов известны имена военных приемщиков, контролирующих качество оружия для русской армии в XIX веке. Среди них Иван Бобарыков - приемщик от ГАУ при Петербургском патронном заводе до 12 января 1870 года, управляющий Верх-Исетским заводом Александр Семевский, а также начальник литейной мастерской по отливке орудий штабс-капитан Александр Энгельгард.

1 января 1866 года образовано Главное управление кораблестроения и снабжения, ведавшее делами постройки и вооружения кораблей, заготовками материалов и учетом затрат для их постройки.

- А как и на каких принципах действовала военная приемка в машинно-индустриальном ХХ веке?

- Да, начало теперь уже прошлого века ознаменовалось бурным развитием науки и техники. Тем не менее созданная к тому времени система военной приемки была достаточно управляема и совершенна, что позволило без существенных изменений в организации ее работы перейти к контролю разработки и производства таких качественно новых видов техники и вооружения, как самолеты, танки, подводные и надводные корабли, другие виды ВВТ.

Сегодня нелегко представить, что еще несколько десятилетий назад полеты на летательных аппаратах были уделом немногих энтузиастов, а авиационной промышленности как отрасли народного хозяйства не существовало вообще. Возникали акционерные кустарные мастерские, впоследствии переросшие в конструкторские бюро Андрея Туполева, Александра Яковлева, Сергея Ильюшина, Николая Поликарпова, крупнейшие предприятия авиастроения России (ОАО "Таганрогская авиация", ОАО АНТК имени Туполева и многие другие), вся история развития которых неразрывно связана с развитием военных представительств ВВС. Одним из первых военпредов Военно-воздушных сил России на аэропланном заводе "Лебедев и К╠" в Таганроге был наблюдающий офицер морского ведомства, летчик-черноморец с 1913 года лейтенант Рагозин, начавший принимать в 1917 году первые самолеты, построенные на предприятии.

- Чем знаменит советский период истории нашего государства для военпредов?

- В советский период в связи с увеличением объемов военных заказов в годы первых пятилеток, необходимостью реализации программ технического перевооружения армии и флота штаты военных приемок были увеличены до 130 тысяч человек. Военные представители при конструкторских бюро и на заводах промышленности, в число которых входили Горидько - старший военпред Харьковского паровозостроительного завода (производителя первых танков Т-34), майор Микоян - военпред завода # 1 имени Осоавиахима (будущий генеральный авиаконструктор), летчики и штурманы - испытатели Герой Советского Союза Юмашев (участник рекордного перелета экипажа Громова через Северный полюс в Америку на самолете АНТ-25), полковник Черепко (кавалер четырех орденов Красного Знамени, орденов Ленина и Красной Звезды, сражавшийся в Испании, воевавший против гитлеровских агрессоров и японских милитаристов) и многие другие, непосредственно участвовали в создании принципиально новых образцов оружия и техники, проводили их испытания вместе с разработчиками и изготовителями.

Постоянно развивающаяся система контроля качества вооружения и военной техники полностью оправдала свое предназначение в предвоенный период и внесла весомый вклад в победу нашего оружия в Великой Отечественной войне. Весьма интересен такой исторический факт, как работа за рубежом офицеров военных представительств, осуществлявших приемку самолетов с заводов США по ленд-лизу в 1943-1945 годах, поставки которых составляли 16% от поставок фронту наших истребителей и 38% от выпуска промышленности США.

Стиль работы советских военпредов Князева, Бестужева, Лебедева (впоследствии генерал-майора авиации) при испытаниях и приемке самолетов, отличающийся разносторонним подходом и стремлением вникать во все детали дела, в глубину рассматриваемого вопроса, вызывал уважение и благодарность со стороны американских авиационных специалистов за помощь в вопросах улучшения качества продукции. Дело в том, что американские "военпреды" того периода обычно не вникали в вопросы конструкторской и производственной документации, ограничиваясь в основном представительскими делами заказчика.

В послевоенные годы военные представительства Министерства обороны участвовали в разработке, производстве и испытаниях современного ракетно-ядерного вооружения, новых образцов ракетного и зенитно-ракетного вооружения, подводного атомного флота, авиационной, космической и других видов техники.

Многие офицеры и служащие военных представительств впоследствии занимали руководящие должности в органах управления Вооруженных сил, а также стали учеными, руководителями научных и производственных коллективов, сотрудниками министерств и ведомств. Среди них - генерал-полковник Миронов (заместитель министра обороны СССР по вооружению, начальник вооружения ВС РФ), адмирал Новоселов (заместитель главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению), генерал-лейтенант Горохов (заместитель начальника вооружения ВС РФ, начальник управления), Князев (начальник управления военных программ Минэкономики России), академик Северденко и многие другие.

Следует подчеркнуть, что в послевоенный период численность военных представительств была сокращена более чем в два раза. Это произошло вследствие сокращения численности Вооруженных сил в целом, реорганизации промышленности страны для перехода на работу в мирное время и потребности в дальнейшем совершенствовании системы военных представительств.

В середине - конце 60-х годов вводится в действие новое положение о военных представителях Министерства обороны на предприятиях промышленности, утвержденное на правительственном уровне (ранее такие положения распространялись только по видам и родам ВС), был разработан новый порядок содержания и определения численности личного состава военных представительств Министерства обороны. Численность военпредов устанавливалась в зависимости от объема принимаемой ими продукции на предприятиях промышленности (как показала жизнь, этот принцип очень удачен и сохранен до настоящего времени). Переход к другому порядку приводил к необоснованному увеличению или уменьшению численности сотрудников военных представительств.

Надо сказать, что во второй половине XX века, как и прежде, военпреды полностью оправдали свое предназначение. При их непосредственном участии и под их контролем, хотя это в то время и не предавалось огласке, были созданы образцы вооружения и военной техники, которыми гордилась вся страна. Кроме того, военпреды по решениям правительства осуществляли контроль качества и приемку наиболее сложной продукции народно-хозяйственного назначения (космической техники, гражданской авиации и др.), в том числе поставляемой на экспорт. Своим профессионализмом, требовательностью, независимостью от разработчиков и производителей, упорством и настойчивостью, способностью докладывать на любом уровне правдивую информацию о ходе разработки и производства изделий военпреды добились того, что в войска поступала высококачественная военная продукция.

- Но ведь в работе военпредов было не все так гладко и красиво. Наверное, им приходилось нередко отстаивать право военного ведомства получать от промышленности действительно качественную продукцию. Были ли такие случаи?

- И немало. Ветераны органа контроля военных представительств Министерства обороны, созданного в 1969 году при аппарате заместителя министра обороны по вооружению, рассказывали следующее. Министру обороны СССР Маршалу Советского Союза Гречко демонстрировали один из первых самолетов с вертикальным взлетом. Воодушевленный докладами конструкторов Гречко с энтузиазмом начал обсуждать с главкомами перспективы применения машины в войсках, предложенные планы поставок серийного самолета и вдруг вспомнил выступления военпредов на первом Всеармейском совещании военных представителей Министерства обороны, которое он незадолго до этого проводил. По команде маршала в его многочисленной свите нашли военпреда, который контролировал разработку самолета. На вопрос, как он оценивает возможности этой машины, военпред ответил одним издавна известным словом и пояснил, что самолет ни летать, ни стрелять пока не умеет, заказывать его рано. После этого случая представители промышленности долго не решались предлагать для постановки на серийное производство не отработанную в соответствии с требованиями заказчика продукцию.

В 70-х годах старший военпред на Ленинградском металлическом заводе приостановил отгрузку на объекты нескольких эшелонов оборудования, недоработанного по результатам проведенных испытаний. Директор завода, боясь срыва плана поставок продукции, обратился с жалобой на военпреда в Военный отдел ЦК КПСС. Выслушав доклад старшего военпреда об экономической целесообразности проведения доработок на заводе, Дмитрий Устинов (в тот период он возглавлял этот отдел) распорядился срочно проверить изложенные факты. Прибывшая на завод комиссия РВСН после длительного общения с руководством предприятия, не выслушав доклад военпреда, разрешила директору отгрузить оборудование в войска. Старший военпред, понимая, что на проведение доработок техники в войсках государство израсходует огромную сумму по сравнению с выполнением этих же работ в заводских условиях, предпринял действия, которые не позволили выпустить эшелоны за пределы города. После повторного доклада директора предприятия Дмитрию Устинову последовали распоряжения, в результате которых оборудование в течение суток было возвращено на завод для устранения недостатков, председатель комиссии был уволен из армии.

Подчеркиваю: военпреды во все времена, и особенно в последние годы, эффективно защищают экономические интересы Министерства обороны и других государственных заказчиков. Не допуская поставки недоброкачественной продукции, постоянно контролируя технологические процессы производства изделий и участвуя в формировании цен на них, военпреды экономят в год для государства суммы, в десятки раз превышающие расходы на содержание личного состава военных представительств Министерства обороны.

- Из ваших слов, да и в общем-то из многовекового опыта нашего государства тоже, можно сделать вывод, что в рыночных условиях для Минобороны РФ просто необходимы военпреды в ОПК? Не выступают ли против этого военного института сейчас сами оборонная промышленность и наука?

- В сохранении и совершенствовании института военных представительств заинтересованы сами же предприятия и организации оборонно-промышленного комплекса России. Дальнейшее развитие этого института позволит им обеспечить поставку современных высококачественных образцов вооружения и военной техники как на внутренний, так и на внешний рынки. Достойное место и роль военных представительств в современных условиях военного строительства обусловлены всей предыдущей историей оборонной промышленности российского государства и его Вооруженных сил.

В соответствии с Концепцией строительства Вооруженных сил РФ и другими основополагающими документами дальнейшее развитие института военных представительств должно предусматривать преемственность и сохранение управляемости системой, максимальную концентрацию усилий военпредов на проведение единой технической и экономической политики в области разработки, испытаний, производства, эксплуатации, ремонта и утилизации вооружения и военной техники.

Коллективы военных представительств Министерства обороны с пониманием относятся к трудностям организации работы предприятий в современных условиях. Стойкость духа, высокий профессионализм сотрудников военной приемки, ответственный подход к любимому делу, доверительное отношение к ним со стороны генеральных (главных) конструкторов, директоров предприятий позволили военпредам в этих непростых условиях обеспечить сохранение производственных связей между предприятиями, создание новых коопераций НИИ, КБ, заводов, способных выпускать современные комплексы вооружения и военной техники.

Гарантом стабильности системы военных представительств является глубокая уверенность в возрождении былого потенциала оборонно-промышленного комплекса страны, который сможет обеспечить потребности армии и флота в первоклассном вооружении и создать научно-производственный потенциал для поддержания обороноспособности нашей Родины на необходимом уровне.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1249
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
785
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1508
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1455

Другие новости