Несмотря на определенные позитивные изменения в отношениях между ведущими мировыми державами, происходящие в последние годы, стратегическое ядерное оружие продолжает оставаться обязательной составляющей в арсеналах США, России, Франции, Великобритании и Китая. Ракеты с ядерными боеголовками есть у Индии и Пакистана, ЯО обладает Израиль, не исключено его появление в других странах. Не снижающийся интерес к подобным вооружениям объясняется тем, что они обладают боевыми свойствами, которые не могут иметь вооружения никакого другого вида.
ВРЕМЯ НОВЫХ ВЗГЛЯДОВ
Стратегические наступательные вооружения постоянно совершенствуются. При этом помимо решения технических проблем создания и развития составляющих ядерной триады возникали и остаются актуальными вопросы по формам и способам боевого применения СНВ, их испытаниям, эксплуатации в войсках и др. Здесь всегда требовалось участие специалистов и организаций Министерства обороны. Особенно при подготовке специалистов и в проведении научных исследований в области СНВ.
Рассмотрим в качестве примера, что делалось в этом отношении в области ракет большой дальности наземного базирования (впоследствии - в области МБР - межконтинентальных баллистических ракет). Роль учебной организации, обеспечивающей подготовку специалистов, была возложена на Военную академию имени Ф.Э. Дзержинского.
После появления в 1960 году первой МБР и до конца 1980-х годов были приняты на вооружение более десяти ракетных комплексов. Специалисты 4 НИИ принимали участие в создании всех комплексов с МБР. Ими готовились проекты ТТЗ МО на новые образцы, давались заключения на работы промышленности, разрабатывалась документация, необходимая для пусков ракет, планы и методики их полигонных испытаний, система эксплуатации в войсках, контролировалось состояние вооружения и прежде всего его надежность и т.п.
И 4 НИИ МО, и Военная академия имени Ф.Э. Дзержинского внесли весьма существенный вклад в создание и развитие вооружения РВСН. Без их успешной работы было бы невозможно то, что РВСН стали главной составляющей СЯС Советского Союза. В институте и академии выросли специалисты самой высокой квалификации в разных вопросах, относящихся к наземной составляющей СНВ. Институт и академия к последнему десятилетию прошлого века были готовы к выполнению любых задач в этой области.
Историю развития вооружения РВСН можно представить состоящей из трех периодов:
1946-1960 годы - создание ракет наземного базирования все большей дальности. В 1960 году принимается на вооружение первая МБР Р-7А и комплекс с этой ракетой.
1960-1990 годы - разработка новых МБР и комплексов к ним, обладающих характеристиками более высокими, чем у предыдущих образцов. Наращивание группировки РК РВСН, интенсивные работы по поиску путей повышения эффективности РК с МБР.
С 1990 года - сокращение группировки РК, практически полное прекращение работ по их совершенствованию.
Боевые возможности (эффективность) системы вооружения РВСН как полной совокупности комплексов, находящихся на боевом дежурстве, зависят от многих факторов. Основным из них является число боевых блоков, установленных на всех МБР системы вооружения.
Резкое увеличение количества боевых блоков на МБР в 1970-е годы было связано с тем, что основным условием обеспечения военной безопасности Советского Союза в то время считалось достижение равенства в боезарядах на носителях СНВ СССР и США, а наиболее быстрое наращивание этого числа для СНВ нашей страны было возможным за счет увеличения количества блоков на МБР. С этой же целью в 1970-е годы были созданы три МБР с РГЧ, несущие до десяти боевых блоков. Все эти ракеты были жидкостными, комплексы к ним - стационарными. Так сформировалась система вооружения РВСН, имевшая очень большую эффективность в условиях первого удара и малую эффективность в условиях ответного удара.
Когда в последующем изменились взгляды на задачи СНВ и основной формой их боевого применения стал считаться ответный удар, оказалось, что имеющаяся мощнейшая группировка стратегических ядерных средств наземного базирования, по существу, не нужна. Громадные средства, потребовавшиеся для ее создания, практически были затрачены напрасно. Одна из главных причин допущенной ошибки - некомпетентность тех, кто готовил и принимал соответствующие решения. Из этого следовало бы сделать необходимые выводы.
Основные особенности СЯС, определяющие требования к их вооружению, следующие:
во-первых, главная задача СЯС - обеспечить возможность нанесения любому противнику в случае развязывания им агрессии против РФ недопустимого для него ущерба;
во-вторых, СЯС РФ должны быть способны решить эту задачу в любых возможных условиях. Расчетным случаем применения СЯС является ответный удар по наиболее опасному противнику после того, как им будет нанесено воздействие по объектам СНВ РФ в периоды применения неядерных средств, ракетно-ядерного удара (РЯУ) и на системах ПРО;
в-третьих, величина неприемлемого ущерба для агрессора точно назначена быть не может. Однако это не мешает спрогнозировать стратегию поведения обеих сторон в рассматриваемой ситуации и сделать крайне важные выводы. Страны (альянсы стран), готовящиеся к агрессии, будут принимать меры по снижению эффективности ответного удара СНВ РФ, направленные прежде всего на повышение возможностей по поражению средств СНВ в первом ударе. Со стороны РФ необходимо принять меры по повышению эффективности ответного удара СЯС;
в-четвертых, повышение эффективности СНВ в ответном ударе может быть достигнуто либо увеличением их численности, либо обеспечением высокой живучести при всех воздействиях противника (обычное оружие, ракетно-ядерный удар, системы ПРО). Живучесть СНВ - крайне (наиболее) сложное их свойство. В 1980-х годах исследование вопросов, относящихся к живучести, было одним из главных направлений работы 4 ЦНИИ. Однако вследствие сложности проблемы считать ее решенной нельзя и в настоящее время. Более того, изменение ряда факторов, влияющих на живучесть (например, развитие систем ПРО), проблему осложняет еще более. Повышение живучести СНВ требует совершенствования и многих элементов комплексов (боевое оснащение ракет, пусковые установки и т.д.) и систем управления, и средств защиты объектов позиционных районов от авиационного оружия, а также поиска и реализации оптимальных режимов боевого дежурства и пр. При всем многообразии этих мер они имеют одно общее - для их определения и осуществления требуется научное исследование многих вопросов, поскольку изучены они недостаточно.
ТРЕБУЮТСЯ СПЕЦИАЛИСТЫ
Все сказанное относится к одной (наземной) составляющей СНВ. Однако наиболее значимых результатов в решении проблемы повышения их эффективности следует ожидать в области разработки вопросов, относящихся ко всей триаде СЯС в совокупности. Наращивание научных разработок и развитие системы подготовки кадров ракетчиков шли по схеме: элемент вооружения (ракета) - ракетный комплекс - группировка ракетных комплексов. Схема была естественной. Но она не исчерпывалась группировкой РК. Далее следовала система СНВ разных видов - вся их совокупность. Работы в области СНВ на уровне всей триады проводились в 27, 46 и 4 ЦНИИ. В 1997 году решением правительства РФ и руководством Минобороны головным по научному обоснованию развития СНВ был определен 4 ЦНИИ МО. Однако работы по указанному направлению следует усилить. В число их исполнителей необходимо включить НИУ ВМФ и ВВС.
Основными задачами этих исследований могли бы быть:
- дальнейшее совершенствование методов и моделей оценки эффективности триады СНВ в различных условиях ее применения, анализ путей повышения эффективности;
- углубленный анализ (прогнозирование) направлений и возможностей совершенствования средств воздействия предполагаемого противника по СНВ, разработка мер противодействия;
- подготовка предложений в области сокращений СНВ;
- дальнейшая оптимизация структуры и распределения ресурсов всех видов между программами развития различных составляющих СНВ;
- уточнение требований к обеспечивающим системам (СПРН, СБУ, ПРО, ПВО и пр.);
- подготовка предложений по развитию нужной для СНВ базы - научной, проектной, испытательной и т.п.
Для проведения научных исследований в рассмотренной области необходимы соответствующие специалисты. Они должны обладать знаниями сложных проблем определения и оптимизации характеристик современных систем стратегических вооружений. Одновременно с этим им нужны знания и во многих других областях: состояние и перспективы развития всех видов СНВ, особенности боевого применения СЯС и т.п. Подобные специалисты сегодня не готовятся ни в одном учебном заведении. Их явно не хватает. Поэтому одной из самых важных первоочередных задач является их подготовка. В какой-то мере повторяется ситуация 1950-х годов, когда возникла необходимость в создании стратегического вооружения наземного базирования. Эта задача была успешно выполнена, в частности, потому, что в кратчайшие сроки в Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского было подготовлено большое количество военных инженеров-ракетчиков, сыгравших особую роль в решении многочисленных вопросов, возникавших в ходе создания вооружения и становления РВСН.
Опыта подготовки специалистов в области триады СНВ, отвечающих современным требованиям, нет. Особое значение имеет обоснованное решение ряда организационных вопросов. Первым из них является вопрос, какое учебное заведение наиболее подходит, чтобы готовить специалистов в области триады СНВ. Среди ввузов МО РФ наиболее подготовленным для этой цели следует признать Военную академию РВСН имени Петра Великого.
Конечно, реализация высказанных выше предложений по подготовке кадров для СЯС и активизации научных исследований в этой области потребует определенных усилий и изменений в деятельности соответствующих научных и учебных организаций. Начинать надо с того, чтобы проработать проблему полнее в ввузах и НИУ МО, определив в качестве головных исполнителей академию и НИИ-4 РВСН.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема повышения эффективности ядерного сдерживания СНВ РФ характеризуется следующими особенностями:
во-первых, решение проблемы крайне важно для обеспечения военной безопасности России на стратегическом уровне;
во-вторых, сама суть проблемы такова, что ее решение в новых геополитических условиях стало чрезвычайно сложным, что затрудняет разработку и реализацию мер по повышению боевых возможностей СЯС в наиболее важном варианте их применения;
в-третьих, помимо исследования возможностей повышения эффективности за счет использования уже известных способов (увеличение живучести СНВ, совершенствование обеспечивающих систем и др.) необходим анализ возможностей, связанных с решением ряда вопросов, относящихся к триаде СНВ в целом.
Для этого необходима постоянная подготовка специалистов высокой квалификации, которые были бы способны, зная особенности составляющих СЯС и представляющие в комплексе основные проблемы триады в целом, вести как исследования по этим проблемам, так и грамотно решать практические задачи в профильных управлениях Минобороны, в видах и родах войск.
В качестве головной организации, отвечающей за подготовку таких специалистов, целесообразно определить Военную академию РВСН имени Петра Великого, в качестве головной организации по научным исследованиям проблем, относящихся к триаде СНВ, оставить, как это и предусмотрено упоминавшимся постановлением правительства, 4 НИИ МО.