В то время как противотанковые снаряды танковых пушек (кумулятивные и подкалиберные), начиная с предвоенных лет, прошли период бурного развития и продолжают непрерывно совершенствоваться, единственный тип боеприпасов, способный бороться с танкоопасной живой силой, - осколочно-фугасный снаряд - остановился в своем развитии на уровне 30-х годов прошлого века. Сегодня таким боеприпасом является 125-мм снаряд 3ОФ26 с взрывателем В-429Е.
ВОПИЮЩИЕ НЕДОСТАТКИ
Его низкая эффективность при стрельбе по одиночным целям общеизвестна и не превышает в среднем 0,2. Основные причины такого показателя связаны с настильностью траектории и, как следствие, большим рассеиванием точек падения по дальности (на дистанции 2 тыс. м эллипс рассеивания имеет отношение больших осей 50:1) и с разлетом основной массы осколков в направлении, перпендикулярном к траектории. В терминах боевой эффективности это называется рассогласованием плотности рассеивания точек падения снарядов и координатного закона поражения цели.
Неблагоприятное воздействие на эффективность снаряда оказывает специфика действия взрывателя. Использование установки В-429Е на осколочное (мгновенное) действие, т.е. со снятым колпачком, допускается в исключительных случаях, а если идет дождь или град, категорически запрещается. При стрельбе же с надетым колпачком и использованием инерционного ударного действия снаряд до подрыва значительно углубляется в грунт, что резко снижает осколочное действие.
К снижению эффективности 3ОФ26 приводят также относительно небольшой коэффициент наполнения (0,14) и невысокие осколочные свойства снарядной хромистой стали 45Х1, используемой для горячей штамповки корпусов снарядов. Легирование хромом способствует подавлению хрупкого радиального разрушения и преимущественному развитию вязких сдвиговых трещин, что усиливает так называемое "саблеобразование" - значительное ухудшение формы осколков.
Правда, учеными России разработаны прекрасные высокоосколочные стали, в первую очередь 80Г2С и 60С2. Пока, однако, ни одна оружейная фирма страны не внедрила эти стали в серийное производство.
ТОЖЕ НЕ ПАНАЦЕЯ
Доныне существуют два принципиально различных взгляда на роль танка в бою. Согласно первому основной его задачей является борьба с танками противника как создающими главную угрозу (по принципу "бей равного"), а оборона от наземных и воздушных танкоопасных целей (ТОЦ) должна осуществляться танковым "шлейфом", т.е. сопровождающими БМП и самоходными зенитными установками типа "Тунгуска". При таком подходе осколочно-фугасный снаряд танку вроде бы вообще не нужен. Однако далеко не ясно, возможна ли в принципе реализация такой обороны. Это связано, с одной стороны, с серьезными трудностями координации действия танков и их "шлейфов" в условиях ограниченной видимости, помех радиосвязи, большого числа разнообразных ТОЦ на поле боя, различной скорости движения и проходимости препятствий и т.п.
Очевидно, что легкие бронецели поддержки, двигающиеся в общем строю с танками, представляют и легкую же добычу не только для танков и ПТУР противника, но и для многих видов пехотного оружия. В этом плане большие надежды возлагаются на боевые машины поддержки танков (БМПТ), созданные на танковой базе. БМПТ разработана в настоящее время конструкторским бюро Уралвагонзавода (Нижний Тагил) под руководством генерального конструктора Владимира Домнина. Комплекс вооружения включает в себя две двухтрубные пусковые установки ракет "Штурм-СМ" с кумулятивными и термобарическими боевыми частями, две 30-мм автоматические пушки 2А42, два 30-мм автоматических гранатомета АГ-17Д, два пулемета ПТКМ. (Ну точно по пословице "Всякой твари по паре".)
Специалисту набор вооружения представляется достаточно разношерстным и что самое главное - малоэффективным для решения основной задачи БМПТ - подавления танкоопасных целей. Неясно самое главное: какой именно вид вооружения будет выполнять эту задачу? Если основные надежды возлагаются на пушку 2А42, то они беспочвенны. Утверждаю это со знанием дела, как человек, расстрелявший из этой пушки много сотен патронов.
Дело в том, что при настильной стрельбе по малоразмерному объекту, находящемуся на поверхности земли, например по установке ПТУР, вероятность прямого попадания в площадь вертикальной проекции цели ничтожно мала. Основная масса снарядов рассеивается вокруг и попадает в грунт. Осколочное действие 30-мм осколочно-фугасно-зажигательных снарядов (ОФЗС) само по себе является малоэффективным. Это объясняется малой массой заряда ВВ А-IX-2 (48,5г), специфической конструкцией снарядного корпуса и, как следствие, небольшим числом убойных осколков (примерно 300 штук с массой 0,25 г и более). При ударном же подрыве в грунте осколочное действие катастрофически падает, поскольку специфическое исполнение ударного взрывателя не обеспечивает мгновенный разрыв снаряда на поверхности. В результате при стрельбе по грунту, особенно рыхлой структуры (пахоте, торфянику, песку), а также по снегу, к моменту разрыва происходит значительное углубление снаряда и, как следствие, перехват большей части осколков.
Единственной реальной возможностью подавления танкоопасной цели является реализация траекторного (воздушного) разрыва снаряда над ней. Однако давно доказано, что выполнение траекторного взрывателя в калибре 30 мм при приемлемой стоимости практически нереально. Собственно говоря, именно это обстоятельство и обуславливает в перспективе целесообразность перехода автоматического орудия БМПТ на более крупный калибр (40-50 мм, а при определенных условиях и на 60-80 мм).
Тенденция к укрупнению калибра со всей очевидностью уже проявилась за рубежом. Первый прорыв совершила фирма "Бофорс", запустившая в производство БМП CV-9040 с 40-мм пушкой L70. В Великобритании происходит модернизация боевой машины пехоты "Уорриор" путем замены 30-мм орудия RARDEN 40-мм пушкой CTWS с телескопическим патроном. Интенсивную разработку 40-мм пушек для БМП ведут фирмы "Эллайент Тексистемз" (США), GIAT (Франция), "Боинг" (бикалиберная пушка МК 40 30/40 мм, "Бушмастер II" и 40-мм пушка "Бушмастер IV").
Согласно другой концепции танк представляет собой автономную систему оружия, способную самостоятельно решать все боевые задачи, в том числе и задачу самообороны. При этом просматриваются следующие основные направления увеличения ее возможностей:
- применение траекторного подрыва для обычных танковых ОФ снарядов;
- разработка принципиально новых противопехотных танковых снарядов;
- введение в состав вооружения танка дополнительного оружия, специально предназначенного для борьбы с ТОЦ.
Система траекторного подрыва снаряда над целью с использованием временного взрывателя разрабатывается уже с начала 1990-х годов. Для танка Т-90С принята система "Айнет", содержащая дальномер, баллистический вычислитель и автоматический установщик взрывателя (с индуктивным вводом временной установки во взрыватель на тракте заряжания непосредственно перед подачей снаряда в ствол). НИИ "Поиск" разработаны электронные ударно-временные взрыватели 3ВМ17 (для шрапнельных и осколочно-пучковых снарядов) и 3ВМ18 (для осколочно-фугасных снарядов) с очковой резьбой 52 мм.
Основная проблема заключается в обеспечении разрыва снаряда в зоне достоверного поражения цели, например, над окопом. Из этого следует, что суммарная среднеквадратическая ошибка танковой системы управления огнем (СУО) не должна превышать 0,001 с. Создание СУО с такими показателями в ближайшие годы маловероятно.
ОСКОЛОЧНО-ПУЧКОВЫЙ СНАРЯД
Находится в разработке у нас в стране более 30 лет. Первый отечественный патент # 2018779 получен НИИ специального машиностроения МГТУ им. Н.Э. Баумана с приоритетом 1992 года. Снаряд предназначен для траекторного подрыва и создает наряду с круговым полем осколков корпуса также направленный вперед сноп (пучок) готовых поражающих элементов. При соответствующей установке взрывателя может использоваться и как ударный с подвидами осколочного, осколочно-фугасного и фугасного действия.
Впоследствии НИИ СМ получил еще 10 патентов, развивающих идею осколочно-пучкового снаряда. Устройство и действие снаряда широко освещались в оборонной печати. В зарубежной печати он получил название "Бауманского снаряда".
Временной взрыватель должен обеспечить подрыв снаряда на подходе к цели. Поэтому требование по точности к взрывателю снижается почти на порядок (0,01с). В перспективе осколочно-пучковый снаряд должен заменить в боекомплекте танка Т-90С штатный снаряд 3ОФ26, обеспечивая при этом почти в три раза более высокую вероятность поражения танкоопасных целей. Однако разработка снаряда недопустимо затянулась.
Вытягивание поля поражения вдоль траектории может быть достигнуто и в других конструкциях. Наиболее простое техническое решение - обычный кассетный снаряд с осколочными боевыми элементами. При этом насущно необходимым является переход к сферической форме боевых элементов, обеспечивающих круговое поле поражения при любом угле падения (заявка # 2003118033 МГТУ).
Весьма перспективными считаются и схемы с траекторным доворотом снаряда перед подрывом на угол 90 градусов. Они могут применяться только при известной угловой ориентации снаряда относительно поверхности земли. Доворот производится с помощью реактивных двигателей или отстрела балластных масс.
ЕСЛИ БЬЮТ СВЕРХУ
Еще бессильнее выглядит танк при отражении воздушной угрозы. В этом случае пушка обречена на бездействие: прямое попадание в вертолет или штурмовик любым снарядом танкового боекомплекта практически нереально, а снарядов с неконтактным взрывателем бронированная машина не имеет. Иногда предполагают, что танк не может бороться с воздушной целью из-за малого предельного угла возвышения ствола (обычно 14-16 град.). Это не так. Для поражения низколетящих целей на дальностях 1000-3000 м этого угла вполне хватает.
Зенитный 12,7-мм пулемет НВС, установленный на башне танка, нельзя рассматривать как серьезное оружие для борьбы с современными летательными аппаратами, обладающими высокой живучестью.
Полностью преимущество атакующих самолетов над танками выявилось уже в ходе арабо-израильских войн. По оценкам западных экспертов, соотношение боев, выигранных самолетами, оценивается как 30:1. Утверждается, что в ходе войн в Заливе 1991 года авиацией и вертолетами было уничтожено несколько сотен танков. По данным американской военной печати, наибольший вклад в успех внесли боевые ударные вертолеты АН-64А "Апач", вооруженные ПТУР "Хеллфайр", и штурмовики А-10, оснащенные 30-мм семиствольной пушкой GAU-8/A.
В зарубежной литературе штурмовик А-10 рассматривают в качестве общепризнанного примера рационально спроектированного комплекса вооружения "платформа-огневая установка-боеприпасы". Пушечный агрегат длиной более 6 м, непонятно как втиснутый в фюзеляж самолета, имеет максимальную скорострельность (4200 выстр./мин.) и огромный по любым меркам боекомплект (1174 выстрела). Для сравнения укажем, что аналогичный по назначению отечественный штурмовик СУ-25 вооружен двуствольной пушкой ГШ-30 того же калибра 30 мм с боекомплектом 250 патронов (почти в 6 раз меньше) и скорострельностью 3500 выстр./мин (в 1,2 раза меньше).
Бронебойные подкалиберные снаряды PGU-14 c вольфрамовым сердечником пушки А-10 успешно поражали верхние броневые листы и ходовую часть танков. Имелось неподтвержденное сообщение, что звено из двух штурмовиков в течение дня уничтожило 17 иракских танков. Охота за танками у пилотов А-10 получила название "отстрел жирных куропаток".
Еще более грозную опасность для бронированных машин представляют боевые вертолеты.
Каким оружием танк может бороться с воздушными противниками? Традиционные снаряды боекомплекта бесполезны. Осколочно-фугасный 3ОФ26 и кумулятивный 3БК18М при дульной скорости соответственно 850 и 905 м/с имеют большое полетное время, за которое подвижные воздушные цели, находящиеся в трехмерном пространстве, уходят в сторону, и прямое попадание становится практически нереальным. В этом плане более вероятным является прямое попадание оперенным подкалиберным снарядом 3БМ42 (начальная скорость 1715 м/с), однако эффективность его действия по большинству отсеков воздушных целей невелика.
Не приходится возлагать чрезмерные надежды и на управляемый снаряд 9М119 "Рефлекс". Оценку его возможностей надо проводить не в неких абстрактных, а во вполне реальных условиях нищенского финансирования закупок военной техники, высокой стоимости ракет (20-30 тыс. долларов за штуку), отсутствия средств и возможностей поддержания сложных электронных систем управляемых ракет в рабочем состоянии в течение всего гарантийного срока хранения и целого ряда других факторов.
А КАК У НИХ?
Судя по публикациям в военно-технической печати, необходимость включения в танковый боекомплект осколочно-пучковых снарядов осознается вполне ясно. Запатентовано много конструкций этих снарядов, в первую очередь германскими фирмами "Диль" и "Рейнметалл". Однако в производстве пока находится только осколочно-пучковый снаряд HETF-T (High Explosive Time Fuze-Tracer) тип M-DN191, и то предназначенный не для танкового орудия, а для автоматической пушки Rh503 фирмы "Маузер" перспективной боевой машины пехоты "Мардер-2". В этом снаряде впервые в мировой практике применено соединение головного приемника команд с донным взрывателем электрическим проводом, проходящим внутри заряда взрывчатого вещества.
Крупным событием последних лет стала разработка израильской фирмой IMI (Israel Military Industries) танкового кассетного снаряда APAM с траекторным разрывом боевых элементов. APAM (Anti-Personnel/Anti-Materiel-противопехотный/противотранспортный) предназначен для 105-мм нарезной пушки "Меркава", защищен европейским патентом # ЕР 0961098А2 и производится серийно. Появление на рынке этого снаряда сопровождалось большой рекламной кампанией. В проспектах фирмы АРАМ характеризуется как "революционный"; указывается, что он обеспечивает "окончательное решение" проблемы защиты танка от ТОЦ. В настоящее время заключено соглашение о совместном производстве этих снарядов для армии США между IMI и американской фирмой "Праймекс Технолоджиз". Указывалось, что эти снаряды, по-видимому, войдут в состав боекомплекта 105-мм пушки перспективной боевой машины FSC (Future Combat System), призванной в перспективе заменить танки в армии США.
Кассетные осколочные блоки АРАМ выполнены в форме низких цилиндров (дисков), последовательно уложенных в корпусе снаряда. Временной взрыватель и вышибной пороховой заряд расположены в головной части снаряда, выброс блоков производится назад со срезанием резьбы дна. Над целью выстраивается "цепочка" разрывов, обеспечивающая компенсацию ошибки определения взаимного положения танка и цели.
Заметным шагом в деле обороны танка стало принятие на вооружение в 1994 году танкового многоцелевого кумулятивно-осколочного снаряда М830А1 (HEAT-MT-T-High Explosives-Multi Purposes-Tracer), разработанного фирмой АТК (США). Он предназначен для борьбы как с бронированными целями, так и с противотанковыми вертолетами. Снаряд имеет три принципиально новых свойства:
- является подкалиберным, что обеспечивает высокую начальную скорость 1400 м/с, большую дальность прямого выстрела и малое полетное время;
- укомплектован неконтактным взрывателем М764;
- оснащен готовыми поражающими элементами.
Выстрел унитарный массой 22,3 кг, длиной 982 мм. Метательный заряд массой 7,1 кг выполнен из пороха марки 19 Perf Hex JA2. Разделяющийся на три части поддон изготовлен из алюминиевого сплава. Снаряд имеет длинный стержень стабилизатора, выводящий его перья за придонную возмущенную зону.
Классический танк еще не обречен окончательно и его можно спасти. Для этого нужно прервать наконец летаргический сон, в котором находятся военные, танкостроители и оружейники, и начать что-то делать.