Основные отличия наших танков от западных заключаются в значительно меньшей массе, наличии автомата заряжания и трехчленном экипаже. Исключение составляет французский «Леклерк», также имеющий трехчленный экипаж и автомат заряжания. Менее известное отличие заключается в устройстве танкового выстрела. Все западные танки, в том числе и «Леклерк», имеют унитарный выстрел, в наших танках применяется раздельно-гильзовое заряжание (сначала снаряд, затем частично сгорающая гильза с пороховым зарядом).
В ЧЕМ ТРУДНОСТИ?
Использование раздельного заряжания в свое время рассматривалось как удачное техническое решение, позволяющее сократить длину выстрела и, как следствие, использовать принципиально новую карусельную схему автомата заряжания с расположением его на полу танка. Предполагалось, что спрятанный в глубине танка боекомплект будет надежно защищен от воздействия огня противника. Эти надежды не оправдались. В региональных конфликтах противник, хорошо зная конструкцию танка, обстреливал из ручных гранатометов борт танка в районе расположения карусельного автомата по возможности в пространство между катками. Проникающая через относительно тонкую бортовую броню кумулятивная струя легко воспламеняла сгорающие гильзы, что приводило к катастрофическому поражению танка. Эта же опасность угрожала и со стороны противоднищевых мин. При двухтактной схеме заряжания удлинялось время заряжания. Загрузка боекомплекта в кольцевой транспортер на полу машины через верхние люки башни и стесненное пространство боевого отделения представляла длительную и трудоемкую операцию.
Однако главный органический порок автомата заключался в другом. В принятой схеме длина снаряда не может превышать внутренний радиус кольцевого транспортера. В то же время современная тенденция развития бронебойных оперенных подкалиберных снарядов (БОПС) состоит в непрерывном увеличении их длины. Уже разработаны снаряды с относительным удлинением бронебойных стержней 30 и 35. В перспективе их длина может доходить до 800 мм, а возможно, и до 900 мм. Такой снаряд ни при каких условиях не разместится в кольцевом транспорте. Аналогичная картина имеет место для кумулятивных тандемных снарядов. Как известно, с увеличением расстояния между предзарядом и основным зарядом поражающее действие снаряда увеличивается.
Еще более сложная ситуация возникает при введении в боекомплект танка принципиально новых боеприпасов, так называемых гиперзвуковых бронебойных управляемых ракет кинетического действия (см. пат. № 2108537 РФ, НИИ СМ МГТУ им. Баумана). В этих ракетах, выстреливаемых из ствола, могут быть достигнуты скорости 2200–2300 м/с, что обеспечит горизонтальное пробитие до 800–900 мм. Длина ракет будет достигать 1200–1300 мм. Бронебойный стержень расположен по оси заряда твердого топлива и по длине незначительно уступает длине ракеты.
К числу мелких, но досадных недостатков раздельного заряжания относятся трудность обеспечения взаимного фиксированного положения снаряда и гильзы при заряжании, особенно при изношенном стволе, что приводит к разбросу условий сгорания заряда в начальный момент выстрела, а также невозможность извлечения снаряда из ствола в случае отказа или отмены выстрела. В этом случае разряжание может быть произведено только выстрелом, что не всегда допустимо по условиям боевой обстановки.
НУЖНЫ КАРДИНАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ
Фактически нужно одновременно принять два кардинальных решения: перенести укладку и автомат в другой отсек танка и вернуться к унитарному патрону.
Строго говоря, первое мероприятие можно осуществить и при сохранении раздельно-гильзового заряжания. Все зависит от того, куда именно будет перенесен автомат. Однако при более детальном анализе выясняется, что имеется единственный альтернативный вариант размещения – кормовая ниша башни (погон башни), именно тот, который и используется во всех западных танках. В этом случае переход к унитарному патрону практически неизбежен, так как, с одной стороны, он позволяет реализовать наиболее простую кинематическую схему автомата, а с другой – резко сократить общую длину выстрела за счет размещения большей части снаряда внутри гильзы.
Вот как размещен боекомплект в танке «Абрамс» М1А1 США (заряжание ручное). Наиболее тяжелый выстрел М830А1 с кумулятивно-осколочным снарядом имеет массу 22,3 кг, длину 982 мм. Укладка выстрелов (34 шт.) отделена от боевого отделения подвижной бронеперегородкой. В случае воспламенения пороховых зарядов в укладке при попадании пуль, осколков или кумулятивных струй давление продуктов сгорания вызывает сброс двух вышибных панелей крыши башни и выброс горящего боекомплекта наружу. Одно из расхожих возражений против конструкций с башенным автоматом заряжания заключается в легкости воспламенения или взрыва боекомплекта при попадании в корму башни малокалиберных снарядов, противотанковых гранат или крупных осколков. Однако опыт боевого применения танков в войнах в Персидском заливе и других местах не подтверждает этого. В литературе не описаны случаи гибели танков при подрыве боекомплектов в кормовых нишах.
В единственном западном танке, имеющем автомат заряжания, – французском «Леклерке» боекомплект выстрелов также расположен в погоне башни. Унитарные выстрелы уложены параллельно оси башни. Напротив казенника пушки имеется окно подачи, выстрелы к которому подаются транспортером ленточного типа. Так же, как и в наших танках, перед заряжанием ствол автоматически выводится на линию заряжания. Автомат способен обеспечить техническую скорострельность (без учета прицеливания и наводки) до 15 выстрелов в минуту.
УКРАИНЦЫ ВЕРНУЛИСЬ К УНИТАРНОМУ ПАТРОНУ
Размещение автомата заряжания конвейерного типа в погоне башни применено в опытном украинском танке «Ятаган». Этот танк, адаптированный к требованиям стандартов НАТО, имеет экипаж 3 человека, массу 48 т, дизельный шестицилиндровый двигатель мощностью 1200 л.с. и 120 мм гладкоствольную пушку с боеприпасами НАТО. Боекомплект составляет 40 выстрелов, из них 22 размещены в башенном автомате заряжания, 16 – в корпусном конвейере, 2 – в боевом отделении. В боекомплекте имеется 120 мм управляемая ракета.
В НИИ СМ МГТУ им. Баумана разработан автомат заряжания «Скоропея» также с укладкой боекомплекта в кормовой нише башни, но обеспечивающий заряжание при любом угле возвышения ствола. Между орудием и укладкой располагается свободный операционный отсек, в котором перемещается подвижный качающийся лоток.
Значительным преимуществом расположения укладки в кормовой части башни является возможность быстрого переснаряжания – укладки с помощью транспортно-заряжающей машины. Такая система применена, например, в самоходной гаубице ХМ 2001 «Крусейдер» США. При этом укладка может быть выполнена сменной, целиком извлекаемой из башни, что позволяет быстро заменять израсходованную укладку на снаряженную. Этот принцип используется в системе залпового огня MLRS США.
Перенос автомата в погон башни и возвращение к унитарному патрону не только решило бы все проблемы, связанные с БОПС и кинематическими бронебойными ракетами, но и оказало бы благотворное влияние на совершенствование калиберных снарядов, в первую очередь кумулятивных, осколочно-фугасных и перспективных осколочно-пучковых. В отечественных танковых снарядах применяется аэродинамическая стабилизация подкалиберными перьями большого размаха, раскрывающимися после вылета снаряда из канала ствола. Это связано с необходимостью выноса перьев за границы возмущенной придонной зоны. При этом значительно возрастает аэродинамическое сопротивление движению снаряда. Большая длина снаряда позволяет, с одной стороны, создать конический переходный отсек от корпуса к трубке стабилизатора, а с другой – вывести перья в невозмущенную зону и, как следствие, уменьшить их размах и аэродинамическое сопротивление снаряда. Такая схема реализована в конструкции 120 мм осколочно-кумулятивного танкового снаряда М830А1 США.
По совокупности этих соображений ни одна танкопроизводящая страна, кроме нас, не использует в настоящее время принцип раздельно-гильзового заряжания. Запад быстро воспринял нашу идею гладкоствольной пушки, но проявил здоровый консерватизм, сохранив унитарный патрон.
Переход на унитарный патрон отечественного штатного калибра 125 мм и башенный автомат заряжания потребовал бы полной реконструкции танка и был бы вряд ли приемлем по экономическим соображениям. Более реальным представляется компромиссный вариант с введением в танк дополнительного башенного автомата и разделением функций: башенный автомат подает снаряды, кольцевой – гильзы с пороховыми зарядами. Этот вариант, в частности, позволил бы перевести весь боекомплект на автоматическое заряжание (заявка НИИСМ МГТУ № 2006116983 «Орей»).
РЕШИТЬ РАЗОМ ДВА ВОПРОСА
Наиболее рациональным вариантом был бы переход на унитарный патрон более крупного калибра с одновременным переходом на башенный автомат заряжания. При решении вопроса о калибре решающую роль должны сыграть вопросы мировой унификации вооружений и их экспортных возможностей.
В настоящее время основными танкопроизводящими странами НАТО как наиболее перспективный рассматривается калибр 140 мм. Принята совместная программа ATACS (Advanced Tank Cannon System), в рамках которой изучаются как обычные, так и электрические пушки. В США проведены испытания опытной 140 мм танковой пушки ХМ-291. Масса унитарного выстрела с осколочно-фугасным снарядом должна составлять около 35 кг, то есть является приемлемой для ручной загрузки в автомат.
Перспективный калибр отечественной танковой пушки пока не определен окончательно. Если ориентироваться на уже достигнутый уровень горизонтального пробития для тяжелых ПТУР «Корнет-Э», TOW 1000 мм, то калибр 140 мм недостаточен, а нужен калибр в диапазоне 150–155 мм. С другой стороны, быстрый рост номенклатуры танковых выстрелов (только за последние годы к классическому набору добавились противовертолетный подкалиберный снаряд М830-А1, крышебойный STAFF, дальнобойный управляемый TERM-KE, бронебойно-кинетический X-ROD и другие) привел к тому, что ни одно танкопроизводящее государство оказалось не в состоянии производить весь спектр танковых снарядов и нуждается в международной кооперации в их производстве. В этих условиях перспективным может оказаться и калибр 140 мм. В частности, РФ заинтересована в использовании западных систем высокоточного траекторного подрыва для танковых осколочно-пучковых снарядов, являющихся интеллектуальной собственностью России (патент № 2018779 РФ с приоритетом от 27.02.92), но до сих пор не освоенных в производстве.