0
702
Газета Вооружения Интернет-версия

18.08.2006 00:00:00

Облик будущего ядерного арсенала США

Александр Горшков

Об авторе: Александр Федорович Горшков - капитан 1 ранга в отставке.

Тэги: буш, сша, ядерное оружие, пентагон, nnsa


Недавно были опубликованы представленные в Конгресс проект бюджета Министерства энергетики (МЭ) США на 2007 финансовый год. Всего МЭ запрашивает на свои нужды 23,9 млрд. долл. (на 720 млн. больше, чем в 2006 ф.г.), в том числе 9,3 млрд. – на программы, осуществляемые по линии Национальной администрации ядерной безопасности (NNSA – National Nuclear Security Administration): совершенствование ядерного арсенала, технологий производства, обеспечение безопасности содержания и обслуживания, нераспространения ЯО (увеличение на 211,3 млн. долл. по отношению к 2006 ф.г.).

На собственно военные программы NNSA намерено истратить 6,4 млрд. долл. (увеличение на 0,6%). Объем ассигнований в данной сфере остается в целом стабильным. Деньги направляются главным образом на «трансформацию» ЯО на основе НИОКР в сфере новых технологий, которые имеют целью осуществить техническое совершенствование, продление срока службы (жизненного цикла) имеющихся и перспективных ядерных боеголовок, других ядерных боезарядов, ядерных реакторов боевых кораблей (повышение их технической и операционной надежности, безопасности и эффективности при снижении стоимости производства, содержания и обслуживания). Часть бюджета предназначается для развития обеспечивающей инфраструктуры ядерного производства и арсенала, включая поддержание технического состояния и готовности ядерных полигонов.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОГРАММ

Из открытых директивных и бюджетных документов Министерства энергетики и NNSA известно, что МЭ еще с конца 90-х годов прошлого века осуществляет крупномасштабную программу «поддержания и совершенствования ядерного арсенала» (NSSP – Nuclear Stockpile Stewardship Program), которая направлена на систематическую проверку, оценку и техническую сертификацию состояния, технической и операционной надежности, безопасности содержания, обслуживания, использования и эффективности всех типов и видов ядерных боеголовок/боезарядов, атомных реакторов военного и общего назначения (АЭС, корабельных, исследовательских) и позволяет исключать необходимость проведения для ядерных боезарядов полигонных испытаний. Эта программа (NSSP) включает также НИОКР по продлению срока службы, повышению надежности и безопасности ядерных реакторов на кораблях ВМС – атомных авианосцах и подводных лодках.

Параллельно с NSSP Министерство энергетики реализует программу поддержки производственно-технологических возможностей и способности США создавать, изготавливать и совершенствовать ядерные материалы и ядерные боевые средства, а также возобновить подземные ядерные испытания при возникновении необходимости. Эта вспомогательная, но важная программа, наиболее вероятно, призвана содействовать разработке и выпуску ядерных боеприпасов новых поколений, в том числе «миниатюрных» проникающих (mini-nukes).

Однако аналитики общественного Центра оборонной информации (CDI) в содержании военных статей бюджета МЭ и администрации NNSA на 2007 финансовый год отмечают некоторые важные изменения по отношению к бюджету этих ведомств на год предшествующий, 2006-й. Главное из них, по оценке CDI, отсутствие запроса на ассигнования на ранее утвержденную программу (проект) разработки «упрочненного проникающего ядерного боеприпаса» (пенетратора) – RNEP (Robust Nuclear Earth Penetrator). Тем не менее, по сведениям Центра, Пентагон продолжает работы по этому проекту (RNEP) и планирует в экспериментальных целях предварительно создать обычную (в обычном снаряжении) боеголовку со сверхпрочным корпусом (оболочкой), провести ее стендовые ударные испытания на полигоне и по их результатам оценить ударную стойкость и проникающие способности пенетратора – в перспективе в ядерном снаряжении.

С программой RNEP связан план строительства современных более совершенных испытательных ячеек (Modern Pit Manufacturing) для ядерных испытаний новых боеголовок, в том числе, вероятно, «миниатюрных» и проникающих, испытания которых требуют новых подходов, методов и более высокого по уровню технологического оснащения. Этот план, вероятно, находится еще на стадии исследовательских изысканий по возможным проектам испытательных ячеек. По бюджету 2005 финансового года на расходы по этому плану было утверждено всего 6,6 млн. долл., а в бюджете 2006 ф.г. и в запросе на 2007 ф.г. ассигнования не предусмотрены.

Касаясь проблемы полигонных ядерных испытаний (США соблюдают мораторий на их проведение), аналитики CDI отмечают, что Министерство энергетики и администрация NNSA с одобрения Конгресса тратят сотни миллионов долларов на поддержание технического уровня и готовности инфраструктуры полигонов ядерных испытаний, в частности, продолжают финансировать прежнюю программу строительства и сертификации испытательных ячеек и шахт (Pit manufacturing & Certification). По оценке CDI, Лос-Аламосский ядерный центр ежегодно строит по 40 испытательных ячеек. На строительство испытательных ячеек (шахт, специальных стендов и боксов) по этой программе бюджетами 2005 и 2006 ф.гг. предусматривались средства в размерах, соответственно, 263,5 млн. и 238,6 млн. долл., на 2007 г. запрашивается 237,5 млн. долл. На поддержание готовности к ядерным испытаниям (Test Readiness) в 2006 г. было выделено 19,8 млн. долл., на 2007 ф.г. планируется истратить 14,7 млн. долл. Сокращение ассигнований обусловлено решением руководства США снизить степень (статус) готовности к испытаниям, повысив временной период приведения в готовность с 18 до 24 месяцев.

ПЛАНЫ ОБНОВЛЕНИЯ

Программа создания более надежных ядерных боеприпасов и капитального обновления ядерного арсенала Соединенных Штатов (RRW – Reliable Replacement Program) реализуется ряд лет в соответствии с решениями предыдущих пересмотров ядерной стратегии. В обоснованиях бюджета администрации NNSA на военные ядерные программы говорится, что RRW предназначается для «определения более совершенных проектов надежных ядерных боеприпасов, способных поддерживать длительное время уверенность в высокой степени сохранности, безопасности, операционной надежности всего обновленного ядерного арсенала».

Согласно замыслу и содержанию, эта программа как важная часть политики военной и особенно ядерной «трансформации» означает обновление и структурную перестройку ядерного арсенала для новых стратегических и геополитических условий – превращение его в инструмент общей новой инфраструктуры cдерживания и реагирования на возникающие вызовы и угрозы.

МЭ запрашивает на 2007 финансовый год на расходы по «пилотной» программе RRW 27,7 млн. долл. (практически на уровне бюджета 2006 ф.г. – 24,7 млн. долл.) – на предварительные изыскания и НИОКР. Эти средства (27,7 млн.) намечается истратить на продолжение 18-месячных проектных исследований и разработки RRW-боеголовки. Результаты этой работы в 2007 г. будут доложены Конгрессу, комитеты которого вместе со специалистами примут решение о необходимости дальнейшего продолжения программы RRW и ее финансирования. Поскольку программа обновления и реструктуризации ядерного арсенала носит долгосрочный характер – не только до 2012-го (в соответствии с российско-американским договором СНП), но и в последующее время, поэтому наиболее вероятно, что выполнение RRW продолжится при расширении ее тематики и финансирования.

СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА

Структурная перестройка и «трансформация» ядерного арсенала США обусловлены не только проводимой администрацией Джорджа Буша политикой фундаментальной реорганизации всей военной организации страны, но и требованиями заключенного с Россией Договора о стратегических наступательных потенциалах (СНП) – по существу о ядерно-ракетных потенциалах. Договор предусматривает обязательства сторон до 2012 г. (до 31 декабря 2011 г.) привести их по количеству ядерных боеголовок стратегического назначения до равнозначных уровней (потолков), установленных в пределах 1700–2200 боезарядов СН для каждой из стран. По сведениям открытых источников, в настоящее время в военных ядерных арсеналах США и России насчитывается примерно по 6 тыс. ядерных зарядов всех категорий (СН, ОТН, ТН). Для обеих сторон требуется привести эти арсеналы в соответствие с договором СНП и одновременно повысить их безопасность и контроль за хранением и использованием, соблюдать международные договоры о нераспространении ЯО и связанных с ним технологий.

В США Министерство энергетики и NNSA реализуют долгосрочную программу реструктуризации и капитального обновления ядерного арсенала с целью превращения его в эффективный компонент гибкого ядерного реагирования (Responsive Infrastructure – RI) в создаваемой в рамках «революционной военной трансформации» общей новой военной инфраструктуры страны, более полно отвечающей ныне существующим геополитическим и военно-стратегическим реалиям. Документы NNSA характеризуют RI как программу, нацеленную на «ускорение трансформации ядерного арсенала в новую инфраструктуру гибкого гарантированного реагирования путем формирования коллективов специалистов-профессионалов, создания исследовательских и проектных институтов, оснащения их оборудованием и ресурсами для создания технологий боевых средств и систем для обновления, повышения надежности и эффективности ядерного арсенала нового облика».

В бюджете NNSA на 2007 финансовый год на программу RI запрашивается 1,2 млрд. долл. Они предназначены только на расходы по «базовым операциям» на ядерных объектах, которые предусмотрены и проводятся по программам проверки состояния и сертификации пригодности ядерного оружия (программы NSSP). На новое капитальное строительство и модернизацию ядерных объектов арсенала запрашивается 281 млн. долл.

NNSA параллельно осуществляет также программу «Рекапитализация объектов ядерной инфраструктуры» (FIRP – Facilities and Infrastructure Recapitalisation Program), расходы на которую увеличиваются почти в 2 раза (на 95%) в 2007 г. по сравнению с 2006 ф.г. – почти до 280 млн. долл. (в 2006 г.– 141,8 млн. долл.). Программа FIRP предусматривает проведение ремонта, восстановления/реставрации, переделки (перестройки), переоборудования строений и прочих физических структур и конструкций комплекса ядерного оружейного арсенала.

FIRP реализуется самостоятельно и независимо от другой важной программы по поддержанию готовности комплекса ядерного арсенала к оперативному развертыванию и использованию ядерных средств (включая готовность к довооружению уже развернутых ракет при возникновении такой необходимости). Эта программа именуется «Поддержание технической базы и операционной готовности технического комплекса оружейного ядерного арсенала» (RTFB – the Readiness in Technical Base and Facilities Program).

ВЕРОЯТНАЯ СТРУКТУРА И СОСТАВ

Очевидно, что президент США Джордж Буш, выдвигая «инициативу» об ограничении ядерного арсенала СН потолком 1700–2200 оперативно-развернутых (на постоянном боевом дежурстве) боеголовок на ракетах-носителях и бомбардировщиках и приглашая российское руководство заключить соответствующий договор (СНП), уже принял политическое решение о новой структуре капитально модернизируемого и сокращаемого стратегического ядерного арсенала.

Договор СНП по американской инициативе предоставлял его участникам право самостоятельно и независимо решать вопросы структуры и состава национальных ядерных арсеналов. Вашингтон объявил, что намерен содержать в ядерном арсенале сверх потолка СНП «оперативный резерв ядерных средств довооружения» (на случай возникновения военной необходимости). Речь идет об определенном количестве запасных ядерных боеголовок СН, находящихся в готовности к развертыванию на имеющихся носителях по плану довооружения. Кроме того, было объявлено, что часть боеголовок СН сокращаемого ядерного арсенала будет переводиться и содержаться в так называемом «складском резерве» низкой степени готовности к использованию по прямому назначению. В складской резерв предполагалось постепенно переводить на временное хранение отслужившие технические сроки службы и отбракованные боеголовки и выводить из него те, которые назначались к полному разоружению и ликвидации. В этот резерв, временно вероятно, могут переводиться боеголовки, подлежащие модернизации.

Таким образом, по своей структуре ядерный арсенал США в будущем, вероятно, будет состоять (для всех компонентов новой ядерной триады СНС) из трех групп ядерных боевых блоков (ЯБСН):

– основная группа «оперативно развернутые» на носителях ядерные средства поражения на постоянном боевом дежурстве (с 2012 года – 1700–2200 единиц);

– «оперативный резерв» развертываемых боеголовок СН для «оперативного довооружения»;

– «складируемый (складской) резерв» ( все боезаряды, не входящие в 1-ю и 2-ю группы арсенала).

Количество боеголовок в «оперативном резерве» определяется военным руководством и будет зависеть от избранного варианта сокращения и формирования боевого состава компонентов новой ядерной триады СНС, а также от решения о масштабах довооружения в зависимости от оценки военной обстановки, принятых сценариев «ядерного реагирования», потребностей ВС, а также от технических (конструктивных) возможностей довооружения конкретных носителей – МБР, ПЛАРБ, бомбардировщиков по количеству дополнительных боеголовок.

Возможный состав этого резерва, в принципе, можно оценочно просчитать на основе известных сведений о характеристиках носителей и их повышенных возможностях принимать дополнительные боеголовки в кассетные БГЧ или на борт стратегических бомбардировщиков (В-2, В-52). Например, в наземном компоненте триады развернуто 500 моноблочных МБР «Минитмен-3», каждая из которых способна нести в кассете 3 ядерных БГЧ ИН и в случае решения на довооружение способна принять дополнительно 2 БГЧ ИН (потребуется в резерве довооружения иметь не менее 1 тыс. БГЧ ИН).

Такие же оценочные расчеты возможны и для БРПЛ «Трайдент-2» (Д-5) ПЛАРБ МСЯС в зависимости от варианта сокращения их количества (дабы уложиться в «долю» ЯБСН МСЯС, прогнозируемую по принятому в СНП потолку). Согласно опубликованным бюджетным документам Пентагона, в 2013 ф. г. планируются средства на содержание только 12 ПЛАРБ типа «Огайо» (288 БРПЛ Д-5). Сокращение ядерного арсенала планируется и за счет уменьшения количества развернутых БГЧ ИН в головных кассетах ракет Д-5 с пяти (1440 единиц) до четырех БГЧ ИН (1232 единицы), что укладывается в прогнозируемую «долю» МСЯС из 1200 ядерных боеголовок. Вполне возможен вариант сокращения количества ПЛАРБ после 2013 года до 10 единиц (240 БРПЛ Д-5 в снаряжении из четырех ЯБСН в каждой кассете – 960 развернутых ЯБСН), что также соответствует потолку СНП.

Довооружение БРПЛ ПЛАРБ МСЯС США, в случае принятия такого решения, может заключаться в варианте увеличения в кассетах ракет Д-5 количества ЯБСН с четырех до пяти единиц, на что потребуется (при 10 ПЛАРБ СН) дополнительно 240 боевых блоков из оперативного резерва. Таким образом, прогнозируемый состав 1-й (основной) и 2-й (оперативный резерв) групп ядерного арсенала СН нового облика в СНС США после 2012 г. может ориентировочно составлять порядка 3500 ЯБСН.

Необходимо иметь в виду, что в решении руководства США сформировать и содержать оперативный резерв ЯБСН с целью «довооружения» перед возможной угрозой атаки террористов против США с применением ОМУ присутствуют не только военные, но и долгосрочные внешнеполитические мотивы и расчеты. Наличие такого резерва и в столь большом составе совершенно не вызывается ни нынешней, ни отдаленной военной необходимостью, но может стать важным политическим козырем, поскольку позволяет США гибко поддерживать внешнюю политику, выдвигать односторонние политические инициативы об очередных мерах по ограничению и сокращению ядерных арсеналов, которые России будет трудно игнорировать, а США смогут реализовать эти инициативы за счет сокращения упомянутого «оперативного ядерного резерва», сохраняя неизменным и в целости боевой состав оперативно развернутых ЯБСН.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


За два дня в выборах в Москве приняли участие почти 2,6 млн горожан

За два дня в выборах в Москве приняли участие почти 2,6 млн горожан

Галина Грачева

Голосование в столице проходит под контролем наблюдателей Общественного штаба

0
187
ЦИК отметил высокую явку на выборах в Москве

ЦИК отметил высокую явку на выборах в Москве

Татьяна Астафьева

К середине второго дня голосования в столице проголосовали более 2,2 млн человек

0
477
В первый день голосования проголосовали более 1,8 млн москвичей

В первый день голосования проголосовали более 1,8 млн москвичей

Галина Грачева

Подавляющее большинство избирателей сделали свой выбор в онлайн-формате

0
827
Прокол вуали. Несколько слов о деловой этике уважаемого австрийского семейства

Прокол вуали. Несколько слов о деловой этике уважаемого австрийского семейства

Петр Твердов

Несколько слов о деловой этике уважаемого австрийского семейства

0
1607

Другие новости