Военно-космическая стратегия Вашингтона (ее основные положения были изложены в № 26 «НВО» за 2006 год) предусматривает осуществление 13 основных программ и связанных с ними субпрограмм. Все они активно реализуются в основном на стадии НИОКР, в рамках принятой долгосрочной консолидированной военно-космической программы и организационно распределены (объединены) по предназначению в три категории (блока).
ОПЕРАЦИИ В ОКОЛОЗЕМНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Первая категория (блок) – «Контроль космического пространства» (space control) – объединяет 4 основных и 5 субпрограмм.
Здесь привлекает внимание программа «Передовые технологии космических аппаратов и платформ», включающая в себя субпрограмму «Экспериментальный космический аппарат XSS». Она параллельно реализуется Исследовательской лабораторией ВВС (AFRL) и Агентством перспективных НИОКР МО (DARPA). Цель программы и проекта XSS заключается в создании микроспутника, способного проводить автономные операции вблизи и вокруг космических объектов (Proximity operations): сближение на орбитах, маневрирование вблизи и вокруг них для опознавания и инспектирования, причаливание к космическим аппаратам, перепозиционирование спутников и др.
Субпрограмма XSS представляет собой «поисково-исследовательский проект» (Pathfinder) в рамках инновационной идеи космического командования ВВС по созданию космической платформы-носителя полезной боевой нагрузки в виде рабочего прототипа орбитального микроспутника, гибко используемого для решения спектра задач, в частности, для «противокосмических операций» (Orbital Flexible Counter-space Microsat).
Производным проектом этой субпрограммы американцы называют проект микроспутника XSS-11 (экспериментальный запуск состоялся в апреле 2005 года), который якобы обладает техническими возможностями вывода из строя военных разведывательных и связных спутников других стран.
С этой субпрограммой практически напрямую связана субпрограмма «Общий аэрокосмический корабль» – «Фалкон» (Falcon/Common Aerovehicle – Falcon/CAV), которую и реализуют параллельно и совместно Исследовательская лаборатория ВВС и Агентство перспективных НИОКР МО. Этот проект предусматривает создание гиперзвуковой аэрокосмической платформы-носителя ударного оружия, способной доставлять в любую точку мира за два часа с территории США достаточно мощный боевой полезный груз.
По замыслу разработчиков, «Фалкон» («Falcon/CAV») будет представлять собой «маневрирующий возвращаемый космический аппарат», способный действовать на гиперзвуковых скоростях в околоземном пространстве и в приграничной зоне «космос-стратосфера» и доставлять к назначенным объектам ударов спектр вариантов (наборов/ пакетов) оружия общим полезным весом не менее полутонны, включая мощные проникающие боезаряды для поражения заглубленных и защищенных объектов, или пакет до 6 единиц боеприпасов широкозонального автономного поиска и поражения подвижных и стационарных целей (WAASM), или пакет из 4 «умных бомб» (Smart Bomb Weapon System) для избирательного поражения целей, или пакет из 6 беспилотных разведывательных аппаратов (UAV) для разведки поля боя.
По сведениям руководства программы, ракета-носитель «Фалкон-1» была подготовлена к первому испытательному запуску, который из-за технических проблем с двигателем откладывался три раза – в двух случаях двигатель отказал из-за неполадок в системе управления клапанами, в третьем случае отказ произошел при горячем запуске (firing rest problems).
Между тем космическое командование ВВС, по сообщениям СМИ, сформировало и ввело в строй первую боевую часть (эскадрилью) контроля космоса – 76th Space Control Squadron. Она является подразделением по освоению технологий контроля космоса, противокосмических систем, по разработке и проверке концепций разнообразных, в том числе «футуристических», космических наступательных и оборонительных систем оружия. Последние, по мнению начальника оперативного управления штаба космического командования ВВС генерала Гарри Дулевски, «способны обеспечить ускоренное достижение превосходства США в космосе, свободу любой деятельности в космосе – то есть жизненные американские цели и интересы».
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Вторая категория (блок) – космические ударные (неядерные) системы (Force Projection, Non-Nuclear Strike) – 4 основных и одна субпрограмма создания и развертывания в космосе обычных (неядерных) боевых ударных систем.
Третья категория (блок) – космические средства и системы противоракетной обороны (Force Projection – ABM) – 5 основных и 3 субпрограммы космических систем НПРО.
Консолидированная военно-космическая программа была разработана космическим командованием ВВС США и представлена военному руководству страны еще в феврале 2000 года в оперативном документе под титулом «Стратегический мастер-план на 2002 и последующие финансовые годы» (USAF Space Command Strategic Master–Plan for FY 02 (2002) and Beyond). «Мастер-план 2002 года» подвергался существенным корректировкам и дополнениям в «мастер-планах» 2004 и 2006 годов по перспективному развитию военного космоса, подготовленных уже с участием планировщиков и специалистов-операторов Объединенного стратегического командования США (подробнее о нем – чуть ниже).
Основная цель «стратегических мастер-планов» состоит в обеспечении формирования реальной военно-космической архитектуры США и ее совершенствования на основе наиболее перспективных высоких технологий военного и двойного назначения. Программа рассчитана на активную реализацию по крайней мере в период до 2020–2025 годов.
В основу стратегических планов развития военного космоса (2002, 2004, 2006 годов) легли документы стратегического прогнозирования и перспективного планирования развития и использования военного космоса – «Взгляд Космического командования США на военный космос до 2020 года» (US Space Command Vision for 2020) и «Долгосрочный план Космического командования США (US Space Command Long Range Plan), принятые в 1998 году и дополненные по рекомендациям «оборонных пересмотров» (Defence Review) 2002 и 2005 годов.
В 2004 году специальной директивой президента с одобрения Конгресса в Стратегическое командование США (US Stratcom) было включено Космическое командование США (US Space Command). Функции оперативного управления образованного в результате этого Объединенного стратегического командования (Joint Strategic Command) существенно расширились, была изменена и организационная структура соответствующих его органов. Их действие, в частности, было распространено на область оперативного планирования и боевого управления военными космическими операциями с задачами оперативного обеспечения и поддержки боевыми космическими средствами глобальных операций стратегического командования, самостоятельных операций военно-космических сил в космосе и других сферах.
Директивой, датируемой январем 2005 года, в штабе Объединенного стратегического командования США Оффут-Квест (штат Небраска) был создан, а 9 августа 2005 года формально задействован новый единый функциональный орган оперативного и боевого управления военно-космическими операциями и глобальными ударами (Joint Functional Component Command for Space and Global Strikes – JFCC-SGS). На этот орган возложены задачи организации совместного планирования и управления космическими операциями обеспечения и поддержки глобальных наступательных (ударных) и оборонительных военных действий стратегического командования, включая операции в космосе, из космоса и космические операции в поддержку и в рамках системы стратегической противоракетной обороны.
При этом приоритетной задачей новой объединенной командно-управленческой структуры обозначена «оптимизация оперативного планирования и реализации оперативных планов на стратегическом и оперативно-тактическом уровнях по управлению войсками/группировками сил (Force Management) и при решении задач стратегического сдерживания, включая поддержание ядерного сдерживания, атак против США (Mission of Deterring Attacks against the United States, including continued Nuclear Deterrаnt).
Новая оргструктура стратегического командования (JFCC-SGS), согласно директиве и установочным документам, интегрирует в единое целое со стратегическим командованием все компоненты вооруженной мощи страны, все боевые командования ВС, другие национальные ведомства и агентства в общих интересах эффективного выполнения космических операций и глобальных ударных операций с участием и при поддержке (обеспечении) космических сил и средств».
ПОВСЕДНЕВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Cоздание этой структуры, по оценке официальных представителей Объединенного стратегического командования США, «знаменует важный новый шаг в продолжающемся процессе наращивания национальных усилий Соединенных Штатов по борьбе с международным терроризмом, предотвращению распространения в мире ЯО и других видов ОМП, по поддержанию необходимого уровня ядерного сдерживания».
В штабе реорганизованного Объединенного стратегического командования планируется развернуть в ближайшие 2 года четыре новых единых функциональных компонента (Four Operational Level Joint Functional Components) оперативного планирования и управления специфическими операциями космических сил и средств в поддержку боевых операций видов и родов сил на оперативном и тактическом уровнях. Первый из них сформирован на базе космического командования ВВС, штат офицеров-операторов и специалистов которого в 2006 году планируется довести до 600 человек.
Три других функциональных компонента в штабе стратегического командования планируется формировать и комплектовать на базе оперативных органов штабов космических командований ВМС, армии с участием операторов штабов командований специальных операций и, наиболее вероятно, стратегических перебросок.
Для повседневного оперативного планирования и управления военно-космическими силами и операциями на авиабазе Вандерберг в 2005 году при штабе командующего JFCC-SGS развернут Объединенный центр космических операций (Joint Space Operations Center – JSOC).
Оперативную деятельность командования (компонента) JFCC-SGS по всему спектру объединенных военных операций обеспечивает также на постоянной основе Центр управления воздушными операциями ВВС (Air Operations Center) на авиабазе Баркcдэйл. Помощь этого центра особенно важна и необходима при планировании и проведении «преднамеренных (Deliberate) боевых операций (действий) и операций против крайне опасных маневренных (высоко подвижных) ударных сил противника, особенно высокоточных крылатых ракет (КРВБ/КРМБ), в отражении которых главным фактором выступает время реагирования (Time sensitive Tasks/ёTargets); объединенный центр информационных операций в Сан Антонио, Техас (Joint Information Operation Center); оперативные органы ВМС по планированию операций с применением КРМБ «Томахок» в Норфолке и в Кэмп Смит на Гавайях (the Navy Tomahawk Cruise Missile planning capabilities).