0
1795
Газета Вооружения Интернет-версия

20.10.2006 00:00:00

Чертова дюжина порабощает космос

Александр Горшков

Об авторе: Александр Федорович Горшков - капитан 1 ранга в отставке.

Тэги: пентагон, спутник, космос


Военно-космическая стратегия Вашингтона (ее основные положения были изложены в № 26 «НВО» за 2006 год) предусматривает осуществление 13 основных программ и связанных с ними субпрограмм. Все они активно реализуются в основном на стадии НИОКР, в рамках принятой долгосрочной консолидированной военно-космической программы и организационно распределены (объединены) по предназначению в три категории (блока).

ОПЕРАЦИИ В ОКОЛОЗЕМНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Первая категория (блок) – «Контроль космического пространства» (space control) – объединяет 4 основных и 5 субпрограмм.

Здесь привлекает внимание программа «Передовые технологии космических аппаратов и платформ», включающая в себя субпрограмму «Экспериментальный космический аппарат XSS». Она параллельно реализуется Исследовательской лабораторией ВВС (AFRL) и Агентством перспективных НИОКР МО (DARPA). Цель программы и проекта XSS заключается в создании микроспутника, способного проводить автономные операции вблизи и вокруг космических объектов (Proximity operations): сближение на орбитах, маневрирование вблизи и вокруг них для опознавания и инспектирования, причаливание к космическим аппаратам, перепозиционирование спутников и др.

Субпрограмма XSS представляет собой «поисково-исследовательский проект» (Pathfinder) в рамках инновационной идеи космического командования ВВС по созданию космической платформы-носителя полезной боевой нагрузки в виде рабочего прототипа орбитального микроспутника, гибко используемого для решения спектра задач, в частности, для «противокосмических операций» (Orbital Flexible Counter-space Microsat).

Производным проектом этой субпрограммы американцы называют проект микроспутника XSS-11 (экспериментальный запуск состоялся в апреле 2005 года), который якобы обладает техническими возможностями вывода из строя военных разведывательных и связных спутников других стран.

С этой субпрограммой практически напрямую связана субпрограмма «Общий аэрокосмический корабль» – «Фалкон» (Falcon/Common Aerovehicle – Falcon/CAV), которую и реализуют параллельно и совместно Исследовательская лаборатория ВВС и Агентство перспективных НИОКР МО. Этот проект предусматривает создание гиперзвуковой аэрокосмической платформы-носителя ударного оружия, способной доставлять в любую точку мира за два часа с территории США достаточно мощный боевой полезный груз.

По замыслу разработчиков, «Фалкон» («Falcon/CAV») будет представлять собой «маневрирующий возвращаемый космический аппарат», способный действовать на гиперзвуковых скоростях в околоземном пространстве и в приграничной зоне «космос-стратосфера» и доставлять к назначенным объектам ударов спектр вариантов (наборов/ пакетов) оружия общим полезным весом не менее полутонны, включая мощные проникающие боезаряды для поражения заглубленных и защищенных объектов, или пакет до 6 единиц боеприпасов широкозонального автономного поиска и поражения подвижных и стационарных целей (WAASM), или пакет из 4 «умных бомб» (Smart Bomb Weapon System) для избирательного поражения целей, или пакет из 6 беспилотных разведывательных аппаратов (UAV) для разведки поля боя.

По сведениям руководства программы, ракета-носитель «Фалкон-1» была подготовлена к первому испытательному запуску, который из-за технических проблем с двигателем откладывался три раза – в двух случаях двигатель отказал из-за неполадок в системе управления клапанами, в третьем случае отказ произошел при горячем запуске (firing rest problems).

Между тем космическое командование ВВС, по сообщениям СМИ, сформировало и ввело в строй первую боевую часть (эскадрилью) контроля космоса – 76th Space Control Squadron. Она является подразделением по освоению технологий контроля космоса, противокосмических систем, по разработке и проверке концепций разнообразных, в том числе «футуристических», космических наступательных и оборонительных систем оружия. Последние, по мнению начальника оперативного управления штаба космического командования ВВС генерала Гарри Дулевски, «способны обеспечить ускоренное достижение превосходства США в космосе, свободу любой деятельности в космосе – то есть жизненные американские цели и интересы».

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Вторая категория (блок) – космические ударные (неядерные) системы (Force Projection, Non-Nuclear Strike) – 4 основных и одна субпрограмма создания и развертывания в космосе обычных (неядерных) боевых ударных систем.

Третья категория (блок) – космические средства и системы противоракетной обороны (Force Projection – ABM) – 5 основных и 3 субпрограммы космических систем НПРО.

Консолидированная военно-космическая программа была разработана космическим командованием ВВС США и представлена военному руководству страны еще в феврале 2000 года в оперативном документе под титулом «Стратегический мастер-план на 2002 и последующие финансовые годы» (USAF Space Command Strategic Master–Plan for FY 02 (2002) and Beyond). «Мастер-план 2002 года» подвергался существенным корректировкам и дополнениям в «мастер-планах» 2004 и 2006 годов по перспективному развитию военного космоса, подготовленных уже с участием планировщиков и специалистов-операторов Объединенного стратегического командования США (подробнее о нем – чуть ниже).

Основная цель «стратегических мастер-планов» состоит в обеспечении формирования реальной военно-космической архитектуры США и ее совершенствования на основе наиболее перспективных высоких технологий военного и двойного назначения. Программа рассчитана на активную реализацию по крайней мере в период до 2020–2025 годов.

В основу стратегических планов развития военного космоса (2002, 2004, 2006 годов) легли документы стратегического прогнозирования и перспективного планирования развития и использования военного космоса – «Взгляд Космического командования США на военный космос до 2020 года» (US Space Command Vision for 2020) и «Долгосрочный план Космического командования США (US Space Command Long Range Plan), принятые в 1998 году и дополненные по рекомендациям «оборонных пересмотров» (Defence Review) 2002 и 2005 годов.

В 2004 году специальной директивой президента с одобрения Конгресса в Стратегическое командование США (US Stratcom) было включено Космическое командование США (US Space Command). Функции оперативного управления образованного в результате этого Объединенного стратегического командования (Joint Strategic Command) существенно расширились, была изменена и организационная структура соответствующих его органов. Их действие, в частности, было распространено на область оперативного планирования и боевого управления военными космическими операциями с задачами оперативного обеспечения и поддержки боевыми космическими средствами глобальных операций стратегического командования, самостоятельных операций военно-космических сил в космосе и других сферах.

Директивой, датируемой январем 2005 года, в штабе Объединенного стратегического командования США Оффут-Квест (штат Небраска) был создан, а 9 августа 2005 года формально задействован новый единый функциональный орган оперативного и боевого управления военно-космическими операциями и глобальными ударами (Joint Functional Component Command for Space and Global Strikes – JFCC-SGS). На этот орган возложены задачи организации совместного планирования и управления космическими операциями обеспечения и поддержки глобальных наступательных (ударных) и оборонительных военных действий стратегического командования, включая операции в космосе, из космоса и космические операции в поддержку и в рамках системы стратегической противоракетной обороны.

При этом приоритетной задачей новой объединенной командно-управленческой структуры обозначена «оптимизация оперативного планирования и реализации оперативных планов на стратегическом и оперативно-тактическом уровнях по управлению войсками/группировками сил (Force Management) и при решении задач стратегического сдерживания, включая поддержание ядерного сдерживания, атак против США (Mission of Deterring Attacks against the United States, including continued Nuclear Deterrаnt).

Новая оргструктура стратегического командования (JFCC-SGS), согласно директиве и установочным документам, интегрирует в единое целое со стратегическим командованием все компоненты вооруженной мощи страны, все боевые командования ВС, другие национальные ведомства и агентства в общих интересах эффективного выполнения космических операций и глобальных ударных операций с участием и при поддержке (обеспечении) космических сил и средств».

ПОВСЕДНЕВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Cоздание этой структуры, по оценке официальных представителей Объединенного стратегического командования США, «знаменует важный новый шаг в продолжающемся процессе наращивания национальных усилий Соединенных Штатов по борьбе с международным терроризмом, предотвращению распространения в мире ЯО и других видов ОМП, по поддержанию необходимого уровня ядерного сдерживания».

В штабе реорганизованного Объединенного стратегического командования планируется развернуть в ближайшие 2 года четыре новых единых функциональных компонента (Four Operational Level Joint Functional Components) оперативного планирования и управления специфическими операциями космических сил и средств в поддержку боевых операций видов и родов сил на оперативном и тактическом уровнях. Первый из них сформирован на базе космического командования ВВС, штат офицеров-операторов и специалистов которого в 2006 году планируется довести до 600 человек.

Три других функциональных компонента в штабе стратегического командования планируется формировать и комплектовать на базе оперативных органов штабов космических командований ВМС, армии с участием операторов штабов командований специальных операций и, наиболее вероятно, стратегических перебросок.

Для повседневного оперативного планирования и управления военно-космическими силами и операциями на авиабазе Вандерберг в 2005 году при штабе командующего JFCC-SGS развернут Объединенный центр космических операций (Joint Space Operations Center – JSOC).

Оперативную деятельность командования (компонента) JFCC-SGS по всему спектру объединенных военных операций обеспечивает также на постоянной основе Центр управления воздушными операциями ВВС (Air Operations Center) на авиабазе Баркcдэйл. Помощь этого центра особенно важна и необходима при планировании и проведении «преднамеренных (Deliberate) боевых операций (действий) и операций против крайне опасных маневренных (высоко подвижных) ударных сил противника, особенно высокоточных крылатых ракет (КРВБ/КРМБ), в отражении которых главным фактором выступает время реагирования (Time sensitive Tasks/ёTargets); объединенный центр информационных операций в Сан Антонио, Техас (Joint Information Operation Center); оперативные органы ВМС по планированию операций с применением КРМБ «Томахок» в Норфолке и в Кэмп Смит на Гавайях (the Navy Tomahawk Cruise Missile planning capabilities).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
513
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2235
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1468
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1094

Другие новости