Российский ОПК остается важной и развивающейся отраслью экономики России. После катастрофического обвала в начале и середине 1990-х гг. он уже на протяжении трех последних лет демонстрирует положительную динамику основных показателей деятельности. Более того, выпуск и реализация продукции в ОПК в 2001 г. росли быстрее, чем в целом по промышленности (7,6% против 5,5%).
Хотя программа конверсии ОПК была сорвана, опережающими темпами развивается выпуск гражданской продукции (рост в 2001 г. более 12%, суммарный объем – 21,5 млрд. руб.). За 2000–2001 гг., по данным главы Минпромнауки Ильи Клебанова, государственный оборонный заказ увеличился в два раза. ОПК вносит основной вклад в увеличение экспорта продукции военного назначения, который превысил в 2001 г. 4,4 млрд. долл.
Для ОПК в последние годы характерно постепенное сокращение численности работников (в 2001 г. – примерно на 1,5%). В то же время в прошлом году впервые за последние 10 лет выросло число работающих в двух наиболее благополучных отраслях: авиа- и судостроении. В то же время среднемесячная зарплата в ОПК составляет примерно 3,1 тыс. руб. Это несколько выше, чем в машиностроении, однако на треть меньше, чем по России в целом.
Хотя в 2000–2001 гг. удалось радикально улучшить финансирование гособоронзаказа, последние тенденции, по словам директоров предприятий, возвращают ОПК в период неплатежей 1990-х гг. Как сообщил Илья Клебанов, оборонка в декабре 2001 г. и январе–феврале 2002 г. не получала средств из бюджета. Глава Минпромнауки не стал анализировать причины ситуации, однако пообещал, что она станет предметом разбирательства как в правительстве, так и у президента.
По словам первого заместителя министра финансов Алексея Улюкаева, в возникновении долгов виновато Министерство обороны, которое допустило задержки в распределении средств. Объем остатков на счетах этого ведомства колебался от 7 до 9 млрд. руб. В результате 5,2 млрд. руб. декабрьского гособоронзаказа не были израсходованы и в соответствии с Бюджетным кодексом вернулись на счета Федерального казначейства. В феврале 2002 г. миллиарды вновь были перечислены Минобороны, в скором времени Минфин обещает добавить к ним еще 350 млн. руб.
В то же время Минфин не объясняет задержки выплаты предприятиям аванса по гособоронзаказу. Законодательство требует 40-процентного финансирования таких работ; по планам 2002 г. это будет сделано в течение первого полугодия. Финансисты обещают выплатить в первом квартале 17% от годового объема финансирования, однако пока предприятия этих средств не видели.
Неудивительно, что в целом финансовое состояние оборонки остается очень тяжелым. Показательны данные Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО), которая ведет мониторинг 1714 крупных, экономически или социально значимых организаций РФ. Из ОПК в их число входят 57 предприятий. По результатам 2001 г. лишь 11% из них являются платежеспособными (аналогичный показатель по экономике в целом – 25%). Еще 42% относятся к первой категории неплатежеспособных. Это означает, что долги соответствуют доходам за период от 3 до 12 месяцев. Остальные – неплатежеспособные структуры второй категории, то есть для покрытия долгов необходимо работать только на кредиторов свыше одного года. На пороге банкротства стоят 116 стратегически значимых предприятий.
Проблема (а иногда и опасность) состоит в том, что неплатежеспособность оборонных фирм научились использовать в своих интересах частные структуры. Целый ряд предприятий ОПК сменили в последнее время своих хозяев. Среди них – «Мотовилихинские заводы» (монополист в выпуске ряда образцов ракетно-артиллерийской техники), Ковровский завод имени Дегтярева, «Электромашина», ряд других фирм.
В финансовом плане оборонка сегодня поставлена в равные условия с другими отраслями экономики, от шоу-бизнеса до нефтедобычи. Между тем государство официально провозглашает, что важнейшей задачей ОПК является укрепление обороноспособности страны. В реальных условиях этот тезис воплощается в дополнительные косвенные налоги (например, отчисления на НИОКР по новым образцам ВВТ).
При этом предприятия лишились льготы по налогу на прибыль, направляемую на развитие производства. Если ранее в бюджет отчислялось 17,5% прибыли, то теперь, как бы она ни расходовалась, приходится платить 24%.
Генеральный директор «НПО Сатурн» Юрий Ласточкин приводит красноречивую статистику: в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы» планируется вкладывать в год по 86 млн. долл. бюджетных средств. Одновременно в виде налогов от предприятий планируется получать по 670 млн. долл. То есть оборонка для государства остается сферой инвестиций с невиданной рентабельностью – 774% годовых.
Износ производственной базы в ОПК составляет от 60% (Росавиакосмос) до 82% (РАВ). Доля оборудования с возрастом более 10 лет доходит до 80–96%, а темпы обновления едва дотягивают до 1% в год (необходимо 6–7%).
Двукратный рост объема гособоронзаказа за последние два года не позволяет исправить положения. Дело не только в небольшом объеме финансирования, но и в том, что нормативы гособоронзаказа (например, размер средней заработной платы) не обеспечивают рентабельности, которая с поправкой на инфляцию составляет по предприятиям-лидерам всего 5%.
Между тем вложения на уровне 10 тыс. долл. на одно рабочее место сегодня считаются минимальными для обеспечения необходимой производительности труда. Неудивительно, что она постоянно снижается. Три года назад этот показатель составлял 22 тыс. долл. на одного работающего в год, ныне – 12 тыс. долл.
Насущная необходимость привлечения средств инвесторов вступает в противоречие с избранным курсом на усиление госконтроля над ОПК. Власть предлагает одновременно привлекать капиталовложения и передавать государству как минимум 51% акций вновь образующихся холдингов, в то время как законы рынка требуют обратного – доля того, кто рискует собственными средствами, должна возрастать.
Как считают руководители успешных предприятий ОПК, государство должно задействовать другие рычаги управления оборонкой: распоряжение интеллектуальной собственностью, ликвидацию параллельных работ и перенос тематики на базовые предприятия, выбор приоритетных направлений развития ВВТ и безжалостное прекращение финансирования проектов, которые не имеют шансов на успех.
Власть же видит выход в интеграции оборонки, за счет чего предполагается сконцентрировать ресурсы на приоритетных программах.
Однако, как указывают многие директора, процесс скорее направлен на то, чтобы упростить управление оборонкой, чем на создание условий для ее устойчивого развития.