Газета Вооружения Интернет-версия

09.02.2007 00:00:00

Биотерроризм и деловая активность

Тэги: мчс, биотерроризм

Небывалый бум переживает рынок средств обеспечения безопасности населения городов. Террористические акты в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, в токийском метро и в испанских электричках заставили искать способы предотвратить взрывы и распыление ядовитых веществ. По оценкам французского журнала «Капитал», в 2005 году в мире на эти цели были потрачено 295 млрд. долларов. В 2006 году расходы в этом секторе повысились еще, преодолев планку в 300 миллиардов.

ОБНАРУЖИТЬ И ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ

Спрос на новое высокотехнологическое и наукоемкое оборудование контроля среды растет небывалыми темпами. Наряду с традиционными телекамерами слежения все чаще в жилых и деловых центрах мегаполисов и на станциях метро устанавливаются детекторы химического и биологического оружия. Не меньшую потребность в такой спецтехнике испытывают армия и полиция.

Стремление обезопасить себя понятно. Например, ученые Стенфордского университета вычислили, что килограмм спор сибирской язвы, сброшенный с воздуха на десятимиллионный город убьет как минимум 123 тысячи человек. И это при современном развитии медицины на Западе. Поэтому особую важность приобретают датчики контроля биологического оружия. А спрос, как известно, порождает предложение.

Американская компания «Айдахо Текнолоджи Инк.» («Idaho Technology Inc.») в 1989 году предложила усовершенствованный детектор патогенов повышенной надежности R.A.P.I.D. Он позволял за 30 минут определить биологическое оружие. Сейчас он широко используется в США и странах НАТО. Но прибор стационарный, весит 25 кг и требует напряжения в 110 вольт. Однако спустя четыре года компания представила уже портативный прибор «Razor», работающий на батарейках и весящий всего 4 кг. Он анализирует за 22 минуты 12 образцов в тонкопленочных пластиковых контейнерах, в которые заранее вложены необходимые реагенты. Образцы ДНК вносятся обычным шприцем без всякой предварительной обработки.

В Ливерморской национальной лаборатории США разработана система распознавания на основе нанотехнологий. В анализаторе применено несколько субмикронных слоев золота, серебра, никеля. При реакции биопатогенов с волокнами меняется характер отражения света и флюоресценция металлических полос. Образуется своеобразный штрих-код, который легко читается. Таким образом определяются не только возбудители сибирской язвы и оспы, но и токсины – рицин и ботулин. Устройство получилось компактным, надежным и высокочувствительным. При этом оно может использоваться в полевых условиях.

Еще дальше пошли специалисты Национального ракового института и Национального института стандартов и технологий (National Cancer Institute и National Institute of Standards and Technology). Они «скрестили» наноматериалы с живыми организмами – бактериофагами, то есть с «болезнями» болезнетворных организмов. Для начала в них изменили геном методами генной инженерии, так что они стали выделять белок определенного вида, к которому легко прикрепляются частицы флюоресцирующего маркера. Когда происходит размножение фагов в пораженной клетке, она начинает усиленно светиться. Весь процесс занимает час, а концентрацию бактерий можно легко определить с помощью обычного светового микроскопа. Пока идентифицируется таким способом 10 видов бактерий. Сейчас ученые пытаются автоматизировать процесс.

С 2003 года разработкой дистанционного детектора химического и биологического оружия совместно занимаются американские и чешские ученые. Идея принадлежит чехам, которые придумали использовать для этого лазер. Предполагается, что детектор будет обнаруживать боевые химические и биологические вещества на расстоянии от 50 до 2000 метров. Его можно будет также использовать в городских условиях в случае угрозы терактов.

РАЗВЕДКА НА ПОЛНОЙ СКОРОСТИ

В январе 2007 года голландская фирма «ТНО Дефенс, секьюрети энд сафети» (TNO Defence, Security and Safety) продемонстрировала образец системы обнаружения и идентификации биологического оружия. Прибор представляет собой масс-спектрометр относительно малых габаритов и веса, установленный на бронемашине.

Главным элементом является лазерная матричная головка, которая облучает пролетающие частицы. Предварительно были получены масс-спектры биологически однородных аэрозолей. С ними сравниваются результаты исследований. Таким образом в течение нескольких секунд можно выявить и идентифицировать наличие во внешней среде любых биологических веществ.

Главное достоинство аппарата – относительно малые габариты. Обычно такие системы бывают лишь стационарными, занимая целые помещения. Система анализирует 800 литров воздуха в минуту. Способна работать во время движения машин, на которой установлена. Таким образом можно быстро обследовать большие территории, что очень важно для биосанитарной разведки.

Конструкторские и исследовательские работы финансирует Министерство обороны Нидерландов. Оно уже заказало оснащение этой аппаратурой девяти бронетранспортеров «Spurfuchs». Контейнерные варианты идентификатора предполагается устанавливать в потенциально опасных местах – на вокзалах, аэропортах, станциях метро, стадионах и в других местах массового скопления народа. Разрабатывается переносной вариант устройства, способный работать на поле боя.

Вся эта техника двойного назначения. Она может использоваться силами МЧС при природных и техногенных катастрофах. Жаль, что богатый международный рынок средств безопасности и борьбы с биотерроризмом делят без участия российских ученых и производителей.