Военная академия РВСН может вскоре распрощаться с Москвой.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
7 ноября 2007 года. В Военной академии РВСН обычный рабочий день. Внезапно к подъезду главного здания вуза стремительно подкатили два автомобиля. Из них вышли министр обороны Анатолий Сердюков и его заместитель статс-секретарь генерал армии Николай Панков...
ТАКОЙ ВОТ «ПУСТЯК»
...Можно было предположить, что новый руководитель военного ведомства желает ознакомиться с одним из старейших в России высших военно-учебных заведений, ролью вуза в развитии ратной науки, в подготовке офицеров-ракетчиков. Однако состоявшаяся краткая беседа с начальником академии, а затем объезд и осмотр ее территории (все это заняло менее получаса) свидетельствовали о совсем иной цели этого визита. Ибо в конце декабря министром обороны была подписана директива «О создании комиссии по определению места передислокации ВА РВСН». Последняя должна представить свои предложения на сей счет до 28 января 2008 года.
Обращает на себя внимание, что в соответствии с данным документом вопрос о переезде академии считается уже решенным и дело остается за «малым» – определить, куда именно отправится военный вуз со 187-летней историей, внесший огромный вклад не только в подготовку офицерских кадров, но и в разработку артиллерийских систем, которые успешно проявили себя на полях сражений, награжденный орденами Ленина, Суворова 1-й степени и Октябрьской Революции.
После создания в декабре 1959 года Ракетных войск стратегического назначения академия стала головным вузом нового вида Вооруженных сил нашей страны. Это привело к серьезной перестройке научной направленности факультетов и кафедр, всего учебного процесса, модернизации учебно-материальной базы, появлению новых научно-исследовательских лабораторий. В тот период происходило рождение и становление научных школ. В академии выросла целая плеяда видных ученых, результаты исследований которых оказали значительное влияние на развитие ракетной техники и обеспечение высокой боеготовности РВСН. Для чтения лекций в академию приглашались видные ученые из МГУ и других ведущих вузов Москвы, лауреаты Ленинской и Государственной премий.
СЛОВА И ДЕЛА
Развал Советского Союза, экономический хаос, серьезные пробелы в системе государственного управления, характерные для периода 1990-х годов, весьма негативно сказались на состоянии Вооруженных сил, в том числе и высших военно-учебных заведений. Вот почему в академии РВСН, равно как и в других военных вузов, с энтузиазмом восприняли утвержденные президентом Владимиром Путиным в марте 2002 года «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г.».
В этом документе обращает на себя внимание следующий постулат: «...интеграция науки и образования является важнейшим фактором сохранения и подготовки кадров, использования научно-экспериментальной базы в образовательном процессе, в проведении научных исследований». Глава государства прямо указал на приоритетные направления развития науки, техники и технологий. Для военных академий эти направления охватывают «Базовые и критические военные и специальные технологии», чему в наибольшей степени соответствовали научные школы этих высших учебных заведений.
Однако, как вскоре оказалось, гладко было на бумаге┘
Появились первые тревожные сигналы о намерении вывести военные академии из Москвы в другие города. При этом никаких серьезных обоснований планов передислокации не выдвигалось, а главная их цель состояла в освобождении занимаемых вузами Минобороны зданий и территорий.
Первыми почувствовали и оценили нарастающую угрозу видные ученые Российской академии наук, которые осуществляли научное взаимодействие с коллективами военных академий. В сентябре 2004 года восемь академиков РАН во главе с ее вице-президентом Николаем Платэ обратились с письмом в адрес президента – Верховного главнокомандующего Вооруженными силами РФ Владимира Путина. Они сообщили, что крайнюю озабоченность научной общественности вызвали открыто обсуждаемые в Минобороны планы вывода из Москвы и Санкт-Петербурга военных академий с целью «освобождения столиц от военных». Авторы послания указывали, что, постоянно сотрудничая в оборонной сфере с военными учеными, им хорошо известно, какой высокий научный потенциал сконцентрирован в военных академиях.
В своем письме академики с полным основанием утверждали, что в результате передислокации академий из Москвы в районные или областные центры:
– будут приостановлены и в большинстве случаев прекращены специальные исследования в оборонной сфере, проводимые совместно с РАН; налаженные в течение десятилетий связи между военной и фундаментальной науками прервутся, что нанесет прямой ущерб обороноспособности государства;
– окажутся безвозвратно утраченными научно-педагогические школы этих академий, фактически не станет адъюнктур и докторантур, что подорвет систему подготовки научно-педагогических кадров и серьезно осложнит возможность государственного лицензирования;
– существенно снизится интеллектуальный уровень нового поколения военных специалистов, не знающих современной сложной техники и перспективных методов решения оперативно-тактических задач.
В ответе заместителя секретаря Совета безопасности РФ Николая Соболева от 30 декабря 2004 года говорилось, что, по информации Минобороны (ссылка на генерала Николая Панкова), «вопрос вывода вузов из Москвы и Санкт-Петербурга не ставится». Однако пройдет около полугода и будет принято решение о переводе Военной академии радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) из Москвы в Кострому. О потерях, которые понес вуз в результате этой акции, можно судить хотя бы по тому, что из 25 докторов наук, работавших в нем на момент передислокации, ни один не переехал в Кострому, а из 187 кандидатов наук – только 21. Это означает, что произошло разрушение научных школ, что в действительности передислокации подверглась отнюдь не академия, для подлинного возрождения которой потребуются десятилетия, а лишь ее вывеска, поскольку именно научно-педагогический потенциал вуза является решающим звеном в его деятельности.
Для создания более благостной официозной картины в академию в Костроме привлечены биологи и фармацевты из местных вузов, ранее не имевшие дело с военной проблематикой, а также ряд ученых, согласившихся работать «вахтовым методом», живя и постоянно трудясь в Москве. Подобная картина будет характерна для любой академии, переводимой из столицы РФ. Даже по признанию инициаторов этой акции, 90–95% профессорско-преподавательского состава откажутся перебираться в другие города на новое место работы. Тем не менее инициаторы «передислокаций» от своих планов не отказываются.
ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ?
Академия РВСН сыграла большую роль в развитии Ракетных войск стратегического назначения, до сих пор имеющих решающее значение в осуществлении режима ядерного сдерживания, и сохранении стратегической стабильности. В вузе сложился большой коллектив высокопрофессионального профессорско-преподавательского состава, обеспечивающий тесную связь образования и научных исследований.
Несмотря на трудности, возникшие в 1990-х годах, связанные с сокращением ВС, неразберихой и непоследовательностью в проведении военной реформы, академии удалось сохранить высокий научно-педагогический потенциал, который и в настоящее время пользуется огромным авторитетом среди научных организаций РАН, военных вузов и НИИ. На 37 кафедрах и в 29 научно-исследовательских подразделениях работают 123 доктора и профессора, 435 кандидатов наук и доцентов. Среди постоянного состава академии 53 заслуженных деятеля науки и техники. По предварительным оценкам, более 90% докторов и около 80% кандидатов наук откажутся от переезда из Москвы. Это означает, что академия будет не в состоянии получить государственную лицензию как вуз, поскольку для ее аккредитации требуется иметь не менее 60% преподавателей, имеющих ученые степени и звания.
Большой заслугой коллектива является сохранение ведущих научных школ, определяющих авторитет академии: теория моделирования и оценки эффективности боевых действий; разработка и обоснование тактико-технических требований к образцам вооружения и их надежности; разработка основ эксплуатации вооружения; исследования в области защиты войск от оружия массового поражения; фундаментальные исследования в области систем автоматического управления; исследования в области твердотопливных двигателей ракет; навигационно-геодезического обеспечения ракетного вооружения и ряд других.
На территории академии находится обширная учебно-научная лабораторная база. Построены многоэтажный лабораторный корпус, позволяющий размещать реальные образцы межконтинентальных баллистических ракет и изучать со слушателями их устройство и основы эксплуатации, аэробаллистическая трасса, комплекс для отработки лазерных технологий, а также уникальное инженерное сооружение – бронекамера, обеспечивающая возможность проводить взрывные эксперименты, в том числе и в интересах борьбы с терроризмом. Особой гордостью академии является фундаментальная библиотека, насчитывающая около 1 млн. экземпляров книг и рукописей, в их числе так называемый «Михайловский фонд», берущий начало с ХV века.
Даже краткое знакомство с объектами академии показывает, что не существует возможных центров передислокации, удовлетворяющих современным требованиям обеспечения учебного процесса и научных исследований, а стоимость нового строительства обойдется стране многомиллиардными затратами. При этом, как уже указывалось, основной удар при любом варианте переселения из Москвы придется по профессорско-преподавательскому составу, на восстановление которого потребуются десятилетия. При этом не вызывает сомнений, что после выселения Академии РВСН из Первопрестольной такая же судьба будет уготовлена и другим столичным военным вузам.